Задачи адаптивного физического воспитания.
В адаптивном физическом воспитании следует рассматривать образовательные, оздоровительные, воспитательные и коррекционные задачи.
К образовательным задачам АФВ относятся те, которые направлены на формирование, закрепление и совершенствование двигательных умений и навыков, необходимых инвалиду.
Образовательные задачи:
-Формирование понятия о здоровом образе жизни
-Формирование навыков здорового образа жизни
-Формирование представления о структуре собственного тела и его двигательных возможностях
-Формирования понятия физической культуры как феномена общей культуры человека
-Формирование адекватной возрасту двигательной базы
Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя:
-физическое оздоровление;
-создание условий для правильного физического развития;
-закаливание;
-Коррекцию особенностей соматического состояния (коррекция акта дыхания, нарушений сердечно-сосудистой системы).
-Формирование положительных компенсаций
-Коррекция дефектов развития
Воспитательные задачи предполагают выработку определённых характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованности, активности, смелости и т.д.), обеспечивают стимуляцию психического развития и формирование личности инвалида. Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.
Воспитание основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости) инвалидов до недавнего времени считалось нецелесообразным в связи с комплексным поражением организма и мнением о невозможности их полноценного приспособления к самостоятельной жизни.
В АФВ инвалидов выявляется ряд специальных коррекционных задач, имеющих самостоятельное значение, но тесно взаимосвязаных:
-Коррекции нарушений. Задача предполагает создание адекватной двигательной базы и развитие жизненно важных двигательных навыков.
-Формирование компенсаций. Задача предполагает создание определенных двигательных стереотипов и аналогий, обеспечивающих возможности формирования позы и наличие базовых двигательных навыков (при отсутствии конечности, недостаточном её развитии или деформации и т.д.).
-Социализация. Задача предполагает обеспечение создания условий для развития социально-бытовых навыков через формирование двигательного действия.
-Адаптация – задача развития основных физических качеств, формирование компенсаторных механизмов переносимости физической нагрузки.
-Интеграция – создание условий для эффективного взаимодействия с социумом.
6) На что направлено содержание адаптивной двигательной рекреации?
По мнению С.П. Евсеева (1996),«содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд учеба, спорт и др.) на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием»
Рекреация- комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомлённого человека.
Двигательная рекреация- это любая активная деятельность с применением физических занятий и комплексов спортивных упражнений (подвижные игры, спортивные занятия, физические упражнения), другими словами, - активный отдых
Адаптивная двигательная рекреация- это такой вид двигательной активности, участие в котором зависит от желания занимающегося и не являющегося для них обязательным.
7) Раскройте понятие адаптивной физической реабилитации, какие направления реабилитации выделяются в настоящее время?
Адаптивная физическая реабилитация -Восстановление с помощью физических упражнений у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после различных заболеваний, травм, физического или психического перенапряжения, возникающих в результате какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.
Направления реабилитации
- восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
- профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация;
- социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
8) Особенности организации АФК и спорта для лиц с нарушением зрения
-нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие,
-слабость дыхательной мускулатуры.
-нарушение пространственных образов,
- самоконтроля и саморегуляции,
- координации движений.
-болезни органов дыхания,
-сердечнососудистой системы, обмена веществ, неврозы.
-заболевания органов слуха,
- минимальная мозговая дисфункция.
- быстрая утомляемость
9) Особенности организации АФК для лиц с нарушением интеллекта.
-дисплазия,
-нарушение окостенения,
- осанки,
-деформация стопы и позвоночника,
- дисгармоничность физического развития,
- нарушение координации движений.
-Врожденные пороки сердца,
-заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения, сенсорные отклонения.
-снижение силы и подвижности нервных процессов,
-нарушение познавательной деятельности, высших психических функций: мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, нарушение аналитико-синтетической деятельности ЦНС