Тема 3: Крестовые походы и их культурно-историческое значение

План:

1. Предпосылки крестовых походов.

2. Цели и участники крестовых походов.

3. I–IV крестовые походы.

4. Последние крестовые походы.

5. Культурно-историческое значение крестовых походов.

Литература:

История средних веков. Учебник. Любое изд.

История стран зарубежного Востока в средние века: Учеб. пособие. – М., 1957.

Виппер, Р. Ю. История средних веков: Курс лекций. – Киев, 1996.

Грановский, Т. Н. Лекции по истории средневековья. / Сост. С. А. Асиновская. – М., 1986.

Заборов, М. А. История крестовых походов в документах и материалах: Учеб. пособие. – М., 1977.

Заборов, М. А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.

Новиков, С. В. Всеобщая история / С. Н. Новиков, А. С. Мартынкин, О. В. Дмитриева. – М., 2010. – 640 с.

Методические рекомендации к изучению темы семинара:

В первом вопросе необходимо представить основные причины начала Крестовых походов через характеристику социально-политической и экономической ситуации, сложившейся в Европе в XII столетии. Круг проблем, которые должны были решить эти военные походы, охарактеризовать религиозную идеологическую составляющую и указать на роль военно-монашеских организаций в крестовых походах. Во втором вопросе предполагается указать, какие категории населения принимали участие в крестовых походах и какие мотивы ими двигали. Представить лидеров военных походов. В третьем вопросе необходимо осветить течение самих походов, указать на особенности передвижения крестоносцев по Европе, по Средиземноморью и их завоевания. В четвёртом вопросе сословия требуется рассмотреть характер последних V–VII походы и детский крестовый поход, их итоги и последствия. В пятом вопросе необходимо обобщить материал относительно ситуации, которая складывается в Европе в итоге окончания крестовых походов и установление отношений с турками-османами, завоевавшими Константинополь. Перечислить те заимствования в бытовой, художественной и духовной сферах, произведённых европейцами в ходе крестовых походов.

Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: крестоносцы, гроб Господень, военно-монашеские организации, духовно-рыцарские ордена, магистры, иоанниты (госпитальеры), тамплиеры, тевтонцы, джихад, латиняне, денежная рента, аристотелизм, военно-колонизационное движение, турки-сельджуки, печенеги, рыцарь-однощитник, неверные, христианские святыни, Святая Земля и пр.

Задания (дополнение к теоретическому вопросу практического занятия):

Разработать таблицу на тему: «Крестовые походы: этапы, события, итоги». В таблице нужно резюмировать материал семинара.

Примерный вариант таблицы

Крестовый поход хронология похода (основные события с датами) итоги крестового похода
     
     

Тема 4: Институт образования в европейском средневековье

План:

1. Клерикальная культура в контексте средневековой ментальности.

2. Становление образования как социального института.

3. Развитие светской школы и появление университета в средневековом городе.

4. Средневековая наука.

5. Развитие и совершенствование практического знания в Европе в средние века.

Литература:

История средних веков. Учебник. Любое изд.

История стран зарубежного Востока в средние века: Учеб. пособие. – М., 1957.

Виппер, Р. Ю. История средних веков: Курс лекций. – Киев, 1996.

Грановский, Т. Н. Лекции по истории средневековья. / Сост. С. А. Асиновская. – М., 1986.

Заборов, М. А. История крестовых походов в документах и материалах: Учеб. пособие. – М., 1977.

Заборов, М. А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980.

http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/koryakina-kultura-evropy/kultura-4.htm

Методические рекомендации к изучению темы семинара:

В первом вопросе необходимо рассмотреть картину мира и идеологию христианства как основа всего социокультурного процесса средневековой культуры: охватывающей все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Во втором вопросе необходимо рассмотреть процесс развития образования как института, который складывался и осуществлялся в недрах церковного института в период раннего средневековья (как и кем осуществлялось преподавание, чему и кого обучали), также необходимо охарактеризовать население европейских государств раннего средневековья с точки зрения их образованности. В третьем вопросе нужно рассказать о становлении светского образования обусловленного нуждами городского образа жизни; выявить его особенности, потребности общества в этом образовании и его связь с церковью. В четвёртом вопросе нужно охарактеризовать статус науки и наполняемость данного понятия; рассмотреть иерархию наук, зарождению интереса и потребности в опытном знании, назвать представителей науки в средние века в Европе. В пятом вопросе нужно рассмотреть материал о развитии и совершенствовании различных производственных технологий в средневековье: развитии ремёсел, орудий труда и оружия, флота, инженерной мысли и прочих достижений средневековых мастеров.

Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: клерикальная культура, богословие «семь свободных искусств», университет, факультет, магистр, лекция, семинар, публичная защита диссертации, научный диспут, схоластика, теология, рационализм, универсалии и акциденции, номиналисты и пр.

Задания: (дополнение к теоретическому вопросу практического занятия):

В рабочей тетради составить тезаурус средневековых ремёсел и других технических достижений в хронологическом порядке с указанием их создателей (если таковые имеются).

Наши рекомендации