История культур и цивилизаций
История культур и цивилизаций
Раздел II «История культур и цивилизаций Средневековья»
Семестр II
Преп. Т. А. Кибардина
Раздел 4. Оценка работы студентов в рейтинговых баллах (II семестр)
Распределение рейтинговых баллов по модулям, видам работ и контроля
Максимальное количество баллов | ||||
Виды работ и контроля | Модуль 1 | Модуль 2 | Модуль 3 | Итого |
Аудиторные занятия | 22.5 | 63.5 | ||
Лекции | 1.5 | 1.5 | ||
Семинарские занятия | 17.5 | 58.5 | ||
Самостоятельная работа | 16.5 | |||
Итого за работу в семестре | 26 (3) | 28 (3) | 26 (3) | 80 (9) |
Итоговый контроль (экзамен) | Тестирование 11 |
Виды контроля успеваемости на аудиторных и внеаудиторных занятиях
Контроль за посещением лекций | 0,5 | |
Виды контроля успеваемости на семинарских занятиях: | ||
Ответ на теоретический вопрос | ||
Дополнение к ответу | 0,5 | |
Блиц-опрос по определениям | 0,5 | |
Доклад на семинаре | ||
Решение задач | 2–10 | |
Самостоятельная работа: | ||
Коллоквиум | ||
Контрольная работа | ||
Тестирование | ||
Реферат | ||
Домашнее задание (ответы на предложенные вопросы) | ||
Выполнение упражнений | 2–5 | |
Письменное практическое задание (работа с атласами, контурными картами и т.д.) | ||
Мини-сочинение на одну из предложенных тем, эссе | ||
Сочинение-рассуждение, рассказ на заданную тему с привлечением метрологических единиц | 1–5 | |
Конспектирование тезисов, статей и монографий | 1–5 | |
Аннотация (рецензия) одной из публицистических статей, фильмов | 2–6 | |
Составление плана, развёрнутого плана к статье | ||
Составление тезисов | ||
Творческое задание | 4–10 | |
Составление схем-коллажей, «граф-схем» или таблиц (в т.ч. генеалогических) | ||
Составление тезауруса | 1–5 | |
Составление кроссвордов (20–40 слов) | ||
Составление библиографии по теме | 5–8 | |
Составление библиографического описания, разработка проекта, модели, программы | ||
Акмеография педагогических достижений | ||
Разработка наглядных пособий | 1–5 | |
Составление тестов | ||
Мультимедийная презентация. | ||
Собеседование | ||
Домашнее чтение | ||
Мини-исследования | 2–10 | |
Сравнительная характеристика (программ, документов, теорий и т.д.) | ||
Терминологический диктант |
Тема 11: Древняя Русь и её завоеватели. Иноэтнические влияния в культуре
Древней Руси
План:
1. Иноэтнические влияния в период становления государственности у восточных славян: роль варягов и Византии в становлении древнерусской культуры.
2. Монгольское нашествие: историко-культурное взаимодействие древнерусских княжеств и Золотой Орды.
3. Натиск с Запада: германские рыцари.
4. Русь в XIII–XV вв.: противодействие Литовско-Польскому королевству и Золотой Орде.
5. Внешняя политика Ивана IV Грозного.
6. Смутное время в России: польские интересы в России.
7. «Бунташный» XVII век: противники и
Литература:
Введение в культурологию / под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.
Культурология: Учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина. – М., 1997.
История и культурология: Учеб. пособие / под ред. Н.В. Шишовой. – М., 2000.
Десять веков русской истории: Учеб. пособие / В. В. Бровкин, А. В. Дмитриев, В. А. Миндолин, М. В. Першина / Новосиб. Гос. Ун-т. – Новосибирск, 2007. 347 с.
Георгиев, В. А., Георгиева, Н. Г. История России с древнейших времён до наших дней [Текст]: учебное пособ. / В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиев, А. С. Орлов, Т. А. Сивохина. – М., 2001.
Жидков, В. С., Соколов, К. Б. Культурная политика России: теория и история: учебное пособ. – М., 2001. – С 424–454.
http://pkr.orthgymn.ru
http://thepoem.narod.ru
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо рассмотреть географию расселения восточнославянских племён и народы, участвующими в формировании карты Восточной Европы в период раннего средневековья: с какими народами, государствами и культурами взаимодействовали восточные славяне в период складывания государства: греки – на юге и скандинавы и шведы – на севере, на востоке – «степняки»; указать те связи, которые связывали восточных славян с ними: торговые, хозяйственные, военные и пр. с VI по X вв. Осветить характер связей с печенегами и поляками в XI–XII в. Во втором вопросе нужно рассмотреть процесс распада Киевской Руси на отдельные княжества и обозначить причину этого процесса; представить историю создания Монголии и Золотой Орды, начала монгольских завоеваний, описать порядок армейской организации и методы ведения боевых действий; рассмотреть причины битвы на Калке и указать её значение для последующих политических, культурных, экономических отношений с монголо-татарами; охарактеризовать отношения древнерусских князей с монголо-татарами и обозначить основные этапы борьбы с ними. В третьем вопросе нужно указать причины завоевательных походов германских рыцарей на Восток; рассмотреть историю формирования Ливонского ордена и историю освобождения Новгорода и Пскова дружиной Александра Невского; охарактеризовать отношения князя с католическим западом и с Золотой Ордой, проанализировать политические решения Александра Невского в пользу сотрудничества с захватчиками с востока. В четвёртом вопросе нужно дать общую историческую справку о формировании нового Московского царства: охарактеризовать политическое противоборство русских княжеств и рассмотреть их союзничество с различными внешними силами в отстаивании первенства и независимости от княжества московского; рассмотреть становление одного из военных противников Древней Руси этого периода Литовско-Польского королевства и его претензии на овладение Русью; обозначить те изменения, которые происходили внутри Золотой Орды и как они отразились на взаимоотношениях с русскими князьями; рассмотреть значение Куликовской битвы и стояние на Угре (1480 г.) как этапных событий в освободительной борьбе русских против монголо-татарского нашествия и войны Ивана III 1487–1494 и 1500–1503 гг. с Великим княжеством Литовским за русские земли. В пятом вопросе необходимо рассмотреть отношения с Крымским и Казанским ханствами; рассказать о Ливонской войне и её исходе. В шестом вопросе необходимо указать причины политического кризиса в древнерусском государстве и обозначить польские интересы в отношении России; рассмотреть положение в России в периоды правления Лжедмитриев I и II, войны с Речью Посполитой в 1609 г. и в период «семибоярщины». Седьмой вопрос требует освящения истории войн Руси с европейскими завоевателями: шведами, поляками (Столбовский мир со Швецией 1617 г., Денулинское перемирие 1618 г., война с Польшей 1654–1667 гг.) и рассмотрения их влияния на русскую культуру; обозначить итоги нападения на Россию турок и крымских татар в 1667 г.
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: тюрки, Хазария, степные народы, анты, Болгарское царство, Хорватское государство, сербские княжества, авары (обры), печенеги, поляне, путь «из варяг в греки», половцы, христианизация, кириллица, летописание, иконописание, первые русские святые, двоеверие, удел, период «феодальной раздробленности», ассимиляция и др.
Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):
Подготовитьдоклад на пять минут по следующим темам:
Религиозные верования древних славян.
Социальная культура славянских государств в эпоху развитого феодализма.
Политическая культура Московского государства
Учение Владимира Мономаха.
Культурно-историческое значение монголо-татарского нашествия для развития Руси.
Феномен двоеверия в русской культуре.
Борьба Новгорода с западной интервенцией.
Культурные связи России с Западом.
Освоение восточных территорий русскими.
Особенности взаимоотношений церкви и государственной власти в древнерусском государстве.
«Москва – Третий Рим» и др.
История культур и цивилизаций