Теории прогресса культур и цивилизаций

Слово «прогресс» латинского происхождения, означающее буквально -движение вперед .Это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, от несовершенного к совершенному.Можно сказать по-другому:прогресс- это восхождение всякой материальной и нематериальной системы на более высокие ступени своего развития, где удерживаются в снятом, преобразованном виде необходимые элементы низших форм развития. Понятию прогресса противоположно понятие – регресс. Для регресса хар-ны движения от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Прогресс может быть :

- Достигнутый прогресс – положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим;

- Предполагаемый прогресс – положительно оцениваемая разница между настоящим и будущим.

Прогресс может протекать в 2-х формах:

- по возрастающей, шаг за шагом (либеральные реформы);

- революционным путем, через периодические качественные скачки.

К понятию прогресса относятся также понятия – улучшения, продвижения, усовершенствования. Например: увелич. продолжительность жизни в XXв в 2 раза по сравнению со средними веками, прогресс медицины, уничтожение эпидемий, прогресс знаний. В XIX – XX вв. индустриализация, урбанизация и модернизация – синонимы прогресса. Только недавно обнаружилось, что они могут иметь и негативные последствия (перенасел города, пробки на дорогах, перепроизв-во товара, разрушение экологии). Зачастую прогресс в одной области может сопровождаться только через регресс в другой области. Например, в Восточной Европе прогресс в области демократии и движение к рынку привели – к росту безработицы и нищеты, преступности и конфликтности и т.д. В XX веке – 100млн погибших в войнах, жертвы сталинских и нацистских Гулагов, массовая безработица, наркомания и эпидемии, эколог. катастрофы и фашистские диктатуры, угроза атомной войны.

Соц. прогресс – это такое изменение в соц. отношениях, которое ведет к все более полному соц. равенству, росту соц. свободы и соц. справедливости, т.е изменяет положение ч-ка в обществе, создает благоприятные условия для его развития.

Ученых всегда волновал вопрос: есть ли какие-то закономерности, определяющие развитие отдельных культур и общечеловеческой культуры в целом? Существует ли какая-либо направленность человеческой истории? И если да, то к чему направлено ист. развитие чел-ва? Существуют различные теории прогресса культуры. Обозначим наиболее известные теории.

1. Одной из первых таких концепций является теория цикличности.

В старину, особенно в древнюю эпоху при всем драматизме происходивших в обществе конфликтов условия общест. жизни изменялись медленно. Поэтому история представлялась людям в виде калейдоскопа событий, которые как бы кружатся в одних и тех же неизменных формах чел. деятельности. Из десятилетия в десятилетие, из века в век люди рождаются, живут, рожают детей, ссорятся и мирятся, радуются и печалятся, любят и ненавидят, трудятся, умирают. Меняются поколения и все повторяется снова, и снова. Как сказано в Библии «что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться и нет 7ичего нового под солнцем» (Еккл., I,9)

Однако уже в глубокой древности было представление о том, что с течением времени все же происходят какие-то перемены в жизни общества. В лучшую или худшую сторону?

Согласно др.грескому поэту Гесиоду ( VIII – VIIвв. до н.э.) жизнь людей и сами люди постепенно деградируют, становятся все хуже и хуже. По легенде, которую он рассказывает 1 поколение людей – «золотой век» было создано богами из золота, люди жили легко и беспечно, и «жили те люди как боги». Во 2 стадии человечества – «серебряный век» - началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь, все ниже и ниже («бронзовый век»), люди оказались в «железном веке», где повсюду царит зло, насилие, нет справедливости. Вероятно, вам нетрудно определить, каким видел Гесиод путь чел-ва: прогрессивным или регрессивным?

Идеализация прошлого и пессимистический взгляд в будущее -очень характерное настроение для эпохи распада родовых отношений и возникновения классовых антагонизмов. Это настроение отразилось в конфуцианской философии, иудейском и христианской религии:утраченный рай, где началась история чел-ва, и в рел. эсхатологии – учении о грядущем, Страшном Суде и конце света. Теорию цикличности поддерживали др. грес. фил-фы Платон и Аристотель, они рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

Итак, «золотой век» виделся в прошлом, а не будущем.

Широкую известность в циклической теории получило учение Дж. Вико (итал., 1668- 1744 гг.). Дж. Вико доказывал, что движение каждой культуры и цивилизации включает три этапа. Первый - “век богов” (без государства), второй - “век героев” (наличие аристократического государства), третий - “век людей” (наличие демократического государства). Согласно теории Вико, на третьем этапе завершается прогресс культуры и цивилизации любого этноса.

Близки к теории цикличности учения французских просветителей, в частности концепция Ж.-Ж. Руссо (франц., 1712-1772 гг.), доказывавшего, что человек, его культура уже достигли своего пика развития, поскольку обострились противоречия, разрушающие культуру. Поэтому необходим возврат человека к своему естественному, природному состоянию, точнее, к архаическим формам культуры.

Концепцию цикличности прогресса культуры и цивилизации в различных вариантах разрабатывали философы Х1Х и первой половины ХХ вв. Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби и др. Каждый из них насчитывал свое количество культур, не связанных друг с другом, но имеющих общие, совпадающие закономерности своего становления, развития и распада. Но важно то, что эти исследователи источником развития культур и цивилизаций выделяли деятельность интеллекта человека.

2. В противоположность теории цикличности разрабатывались учения линейного развития культур и цивилизаций. Понимание истории чел-ва связано уже с идей прогресса. В этой идеи выражается оптимистическое убеждение в том, с ходом истории условия жизни людей постепенно меняются в лучшую сторону. Она стала привлекать к себе внимание начиная с XVII – XVIIIвв., в эпоху формирования индустриального общества и быстрого развития науки и техники. Философы-просветители пытались осмыслить историю как путь совершенствования общества на основе развития культуры, образования и воспитания.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский ф-ф Жак Антуан Кондорсе (1743 – 1794). В ходе истории, доказывал он, человеческий разум постепенно совершенствуется, что выражается в росте знаний и нравственности культуры; на этой основе происходит увеличение общ. богатства и улучшение отношений между людьми. Итак, Кондорсе видит ист. процесс как путь соц. прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.

Мыслители 18 века были проникнуты уверенность, в том, что освобождение челов. разума от религиозного догматизма и ломка феодальных устоев приведут в конце концов, к созданию нового, рационального общественного устройства – «царства разума», где будут господствовать просвещение и наука, добро и красота, равенство и справедливость, свобода и гуманизм. «Золотой век» человечества рисовался не в прошлом, а в будущем.

Идея прогресса стала одной из самых популярных в общественной мысли XVIII – XIX вв. Предполагалось, что:

- существуют объективные з-ны истории.

- Ист. прогресс однолинеен: он предс. собой движение вперед по единой, общей для всего чел-ва магистрали. В этом движении чел. общ-во проходит ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых хар-ся определенным уровнем развития культуры. Переходя от одной стадии к другой, общество постепенно поднимается на все более высокий уровень культуры.

- Наиболее высоко по лестнице прогресса поднялись европейские народы. Поэтому еврп. культура – это наиболее передавая культура эпохи.

Ярким представителем этого подхода является Огюст Конт (франц., 1798- 1857гг.). Он доказывал, что с развитием разума человека происходит прогресс общества, который, по его мнению, прошла три ступени. Эти ступени Конт уподоблял этапам развития чел. личности – детству, юности и зрелости.

1. «теологическая» ( религиозная) – детство чел-ва. На ней базисом культуры является религия. Она занимает длительную эпоху, в течение которой происходит переход от первобытного идолопоклонства и политеизма к монотеизму.

2. «метафизическая» (философская) – юность чел-ва. На этой ступени ведущую роль в культуре играет философское мышление и сверхъест. силы заменяются философскими абстракциями.

3. «позитивная», строго научная – зрелость чел-ва. Здесь главное место в культуре занимает наука, которая добывает «позитивные», т.е. практические полезные, обоснованные и точные знания, позволяющие развить промышленность и рац-но обустраивать общест. жизнь.

Эта линейная схема прогресса культуры и цивилизаций получает свое признание и в современную эпоху. Ее представители выделяют в данном движении следующие ступени: традиционную, индустриальную, постиндустриальную и самую высшую стадию, в которую вступили многие страны - ступень информационного общества.

3. Наиболее глубокое понимание прогресса культуры и цивилизаций дает диалектическаятеория. Эта концепция представлена в идеалистической философии Гегеля, а затем с противоположных методологических позиций продолжена марксизмом. Данная теория не отбрасывает учения о цикличности и линейности развития культур и цивилизаций. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. К.Маркс считал, что чел-во идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. Переосмысливая эти теории, она показывает, что прогресс культуры осуществляется не по прямой, лишенной противоречий, линии, а в форме спирали, где каждый виток этого движения включает три цикла: исходный пункт (становление), отрицание исходного этапа и возврат к исходной ступени, но на высшей, более развитой основе.

Движущей силой прогресса культуры, согласно теории Гегеля, являются противоречия, присущие мировому разуму. Преодолевая эти антиномии, высший разум объективирует себя в предметном мире культуры (отчуждает себя). Человек, как субьект и "инструмент" высшего разума, объективирует свою деятельность и тем самым достигает свободы в отношениях с внешним миром. Подобную схему не отвергает марксизм. Однако противоречия, выступающие источником прогресса культур и цивилизаций, марксизм выявляет не в саморазвивающемся мировом разуме, а в системе экономических, точнее, производственных отношений. Эти противоречия побуждают разум человека и человечества создавать и творить новые, более прогрессивные, более рациональные нормы и ценности материальной и духовной культуры.

Теории, освещающие прогресс культуры и цивилизаций, пытаются, естественно, определить критерии, показатели этого процесса. Здесь нет однозначного ответа. Одни доказывают, что таким эталоном выступает нравственное состояние общества, другие - степень разумности государственного устройства и права, третьи - уровень развития духовной культуры (искусства, науки, религии и т.п.) и меру доступности к ее ценностям широких масс народа. Безусловно, эти критерии важны и их нельзя не учитывать.

Но возникает вопрос: в какой сфере деятельности человека эффективнее всего реализуются достижения его разума, благодаря чему обретается и возрастает достаток и благосостояние людей? Такой областью является материальное производство. Степень его развитости, проявляемая в росте производительности труда и свободного времени, как главнейшего богатства общества (Маркс), является важнейшим показателем достижений разума человека, что, естественно, влияет и на прогресс духовной культуры.

Однако, как убеждает история, особенно современная, несмотря на достаточно высокий уровень развития производственной сферы, подавляющая масса людей труда в наше время остается отчужденной от данной области культуры. Даже будучи довольными своей жизнью, сотни миллионов людей остаются наемными рабами и батраками, т.е. продолжают жить в условиях экономической несвободы, что является феноменом антикультуры.

Отсюда вторым, как считает большинство теоретиков нашей эпохи, более точным критерием прогресса культуры является мера свободы каждого человека, являющаяся характеристикой свободы всего общества. Но свобода обретается не тем, что каждый индивид становится независимым от природы и традиций общества, государства и его законов, а тем, что благодаря всеобщему прогрессу культуры, утверждению подлинно разумных общественных отношений, создаются условия каждому для приобщения к ее ценностям и на этой основе для формирования и реализации своего потенциала творчества.

Ч-к существо разумное и общественное. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности ч-ка в пищи, одежде, жилье, его запросы в дух. области, чем более нравственными становятся отношения м/у людьми, тем доступнее для ч-ка делаются самые разнообразные виды экономической, духовной и материальной деятельности. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в ч-ке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание ч-ка высшей ценностью выражается словом «гуманизм».Отсюда вывод об универсальном критерии прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Культура

1. внутреннее духовное содержание ц-ции.

2.создает средства и способы развития духовного начала в человеке, нацелена на формирование и удовлетворение духовных запросов. Не имеет утилитарного характера, она бескорыстна.

3. облагораживает и возвышает душу.

4. становление

5. творит многообразие, предполагает неравенство, индивидуальную неповторимость и разнообразие личностей.

6. элитарна и аристократична.

7. привязана к земле, ландшафту.

8. это духовные ценности, образование, достижения филос-и, искусства.

9. национальна

10.связана с культом, мифом, религией.

Цивилизация

1. внешняя материальная оболочка культуры.

2. снабжает людей средствами существования, направлена на удовлетворение практических нужд. Она утилитарна, стимулирует людей к деятельности

3. обеспечивает комфорт для тела.

4. ставшее.

5. стремится к равенству, унификации и стандартизации.

6. демократична.

7. город, скопление инженерных сооружений, экспансия и гигантизм.

8. это степень тех-го,соц-полит. развития общества (сист.з-нов, полиция)

9. интернациональна.

10. атеистична


Наши рекомендации