Исследование психологического климата в организации по Фидлеру
Уважаемый сотрудник! Для совершенствования работы коллектива просим Вас принять участие в исследовании психологической атмосферы в группе. Пожалуйста, заполните бланк, в котором приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «V», тем более выражен этот признак в вашем коллективе. Чем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе.
1. Дружелюбие | Враждебность | ||||||||
2. Согласие | Несогласие | ||||||||
3. Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||||||||
4. Продуктивность | Непродуктивность | ||||||||
5. Теплота | Холодность | ||||||||
6. Сотрудничество | Несогласованность | ||||||||
7. Взаимоподдержка | Недоброжелательность | ||||||||
8. Увлеченность | Равнодушие | ||||||||
9. Занимательность | Скука | ||||||||
10. Успешность | Безуспешность |
Ключ к анкете
В основе исследования лежит метод семантического дифференциала. При этом методе измеряемые объекты (понятия, персонажи и т. п.) оцениваются с помощью биполярных (двухполюсных) шкал. Полюсы шкал задаются в форме слов (например, «хороший – плохой»). Шкала проградуирована, разделена на отрезки, которым присвоены баллы. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо в пределах от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «V», тем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
В ГРУППЕ собираются анкеты и на основании индивидуальных профилей или мнений создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе (рассчитывается среднее арифметическое по каждому элементу дифференциала, а затем они складываются). Обработайте анкеты и предложите мероприятия по улучшению психологической атмосферы в группе.
2.3.1.«Исследование тенденций поведения личности в коллективе» (тест Томаса)
Инструкция по проведению исследования:
Магистрант заполняет анкету дома.
«Исследование тенденций поведения личности в коллективе»
(тест Томаса)
Уважаемый сотрудник! Для совершенствования работы коллектива просим Вас принять участие в исследовании тенденций поведения личности в коллективе. Пожалуйста, заполните анкету, в каждой паре суждений выбрав одно, наиболее привлекательное для вас (суждения, на первый взгляд, однообразны, но в каждой паре вопросов ситуацию нужно представлять заново, а, кроме того, при желании в утверждениях можно уловить нюансы, которые утрачены в результате тенденций опрощения языка).
1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, а чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь уладить дело с учетом интересов партнера и своих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь успокоить партнера и, главным образом, сохранить наши отношения.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя
б) Я стараюсь добиться своего
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы окончательно решить его со временем.
б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы в другом добиться своего.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь достичь своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Часто я избегаю положений, которые могут вызвать споры.
б) Я даю возможность партнеру в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю партнеру свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить партнера и, главным образом, сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. а) Я стараюсь не задевать чувств партнера.
б) Я стараюсь убедить партнера в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает партнера счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я даю возможность партнеру в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения партнера.
б) Я отстаиваю свои желания.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция партнера кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям.
б) Я стараюсь убедить партнера прийти к компромиссу.
25. а) Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. а) Я пытаюсь показать партнеру логику и преимущество моих взглядов.
б) Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Если это сделает партнера счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у партнера.
29. а) Я предлагаю среднюю (половинчатую) позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств партнера.
б) Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно, с партнером могли добиться успеха.
Результаты ответов членов группы надо занести в таблицу в графу «Ответ» в табл. г «Ключ к тесту» и произвести разброс ответов по пяти позициям. Подсчитать количество баллов (каждый ответ принимается за один балл) и построить профиль соотношения стилей поведения. Количество баллов, набранных каждым индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в различных, в том числе конфликтных, ситуациях.
Ключ к тесту
Таблица г. Ключ к тесту «Поведение личности в коллективе»
Ключ к ответам № | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Сумма |
Согласно проведенному исследованию, в изучаемой группе тот стиль поведения, в том числе в конфликтной ситуации, по которому набрано наибольшее количество баллов.
Магистрантом должны быть сделаны выводы о путях корректировки тенденций поведения отдельных личностей в коллективе.