Анализ методов исследование социально-психологического климата в трудовом коллективе

Для исследования социально-психологического климата на предприятии «DOMODEDOVO ASSET MANEGMENT» были использованы следующие методы исследования:

Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая его часть (выборочная совокупность), и только эта часть подвергается обследованию[14, с. 12] (Таблица 1.)

Таблица 1

Сотрудник Возраст Пол Должность Стаж работы Образование
Н.С.И. ж специалист 1 год неполное высшее
А.С.Р. м специалист 7 месяцев высшее
П.С.М. ж специалист 2 месяца высшее
А.М.К. ж специалист 3 года высшее
Н.С.П. ж начальник 7 лет высшее
С.А.И. ж специалист 5 лет высшее
Ф.Р.М. м специалист 1 год высшее
М.Р.О. м специалист 2 года высшее
Е.Р.О. м начальник 3 года высшее
И.Н.Д. ж специалист 3,5 года высшее
Р.З.Х. ж начальник 6 лет высшее
В.Е.С. м директор 5 лет высшее
Н.С.О. м специалист 5 лет неполное высшее
Е.Н.З. ж специалист 1 год высшее
А.С.Л. ж специалист 1,5 года высшее
Т.М.С. м специалист 6 месяцев высшее
Н.Г.Д. ж специалист 6 месяцев высшее
Т.Ю.Л. ж специалист 6 лет высшее
Ю.М.К. м специалист 3 месяца неполное высшее
А.Р.Д. ж специалист 1,5 года высшее
К.Д.Ш. ж специалист 4 года высшее
В.А.М. ж специалист 3 года высшее
С.В.Ф. м специалист 8 месяцев высшее
Н.К.У. м начальник 3 года высшее

Социально-демографические характеристики определились следующим образом:

1) Возраст сотрудников:

· От 20 до 24 - 8 человека

· От 25 до 37 - 16 человек

2) Пол сотрудников: в коллективе 14 женщин и 10 мужчин.

3) распределение по должностям:

· директор –1 человек

· специалист – 19 человек

· начальник – 4 человека

4) стаж работы

· От 2 до 8 месяцев – 6 человек

· От 1 до 2 лет – 6 человек

· От 3 до 7 лет – 12 человек

5) образование у сотрудников определяется следующим образом:

· высшее – 21 человек;

· неполное высшее – 3 человека.

Также использовались такие методы исследования как опрос и анкетирование.

Опрос — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе), посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.[11]

Анкетирование — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. [12]

В своей курсовой работе я использовала такие методы исследования социально-психологического климата как:

· методика выявления степени интеграции «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова)

· изучение психологического климата коллектива (Т.П. Галкина )

· Методика «Зрительно-аналоговая шкала» (разработана В.А. Хащенко);

Охарактеризуем каждую из методик:

1.методика выявления степени интеграции «СПСК» - социально-психологическая самооценка коллектива (методика Немова) (Приложение 1)

Эта методика позволяет исследовать всю систему отношений в малой группе и сказать о том, насколько данная группа психологически развита как коллектив. Кроме того, с помощью этой методики можно графически представить систему отношений, существующих в группе, выделить среди этих отношений наиболее и наименее развитые.

Методика позволяет оценить отношения:

Ответственности, коллективизма, сплочённости, контактности, открытости, организованности, информированности [12, с. 7].

2.изучение психологического климата коллектива (Т.П. Галкина)

(Приложение 2)

Методика позволяет оценить, как проявляются свойства психологического климата в группе. В таблице приведено по тринадцать свойств, свойства слева характеризуют социально-психологический климат как благоприятный, свойства справа как неблагоприятный, респондент должен выбрать в каждой строке то свойство, которое характерно его группе [13, с. 27].

3.Методика «Зрительно-аналоговая шкала» (разработана В.А. Хащенко) (Приложение 3)

Применяется для изучения единства мнений членов малых производственных групп о группе членства по следующим показателям: «сработанность», «совместимость», «успешность». Методика представляет собой три неградуированные шкалы от 0 до 100. Обработка полученных данных предполагает их измерение с помощью линейки и вычисления среднегрупповых показателей по каждой шкале [15, с. 32].

Наши рекомендации