Составители: канд. пед. наук, доцент И.Г. Хомякова
Канд. пед. наук, доцент С.Л. Попова
Курсовая работа. Общие требования и методика выполнения: метод. пособие для студентов IV курса библ.-информ. фак. / сост. И.Г. Хомякова, С.Л. Попова. – Рязань: РЗИ (Ф) МГУКИ, 2006. – 35 с.
© И.Г. Хомякова, 2006
© С.Л. Попова, 2006
© РЗИ (Ф) МГУКИ, 2006
Введение
В соответствии с учебным планом студентами IV курса библиотечно-информационного факультета РЗИ (Ф) МГУКИ выполняется курсовая работа, которая заключается в составлении рекомендательного библиографического пособия (указателя).
Данная курсовая работа представляет собой итог изучения цикла библиографических дисциплин. В процессе выполнения курсовой работы студенты должны отработать основную методику создания библиографической информации; закрепить знания, умения и навыки в области рекомендательного библиографирования.
Целью данного методического пособия является содействие в организации самостоятельной деятельности студентов по выполнению курсовой работы.
Методическое пособие состоит из двух частей, приложений, списка рекомендуемой литературы. В первой части изложены общие требования к курсовой работе. Во второй части раскрываются методические особенности выполнения курсовой работы в виде рекомендательного библиографического указателя.
В приложения включены следующие материалы:
· образец индивидуального задания для выполнения курсовой работы;
· образец оформления титульного листа и оглавления курсовой работы;
· схема плана-проспекта библиографического пособия;
· образцы библиографического описания и рекомендательных аннотаций;
· примерная тематика курсовых работ.
1. Общие требования к курсовой работе
Курсовая работа студентов IV курса библиотечно-информационного факультета РЗИ (Ф) МГУКИ выполняется в виде рекомендательного библиографического пособия, а именно – указателя.
В соответствии с ГОСТом 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» «рекомендательное библиографическое пособие» – это библиографическое пособие, отражающее документы, рекомендуемые определенным категориям читателям и отобранные по соответствующим содержательным и качественным критериям. Тот же ГОСТ определяет «библиографический указатель» как библиографическое пособие со сложной структурой и научно-справочным аппаратом.
Рекомендательные библиографического пособия являются главным продуктом рекомендательной библиографической деятельности – одного из важных видов отечественной библиографии. Рекомендательная библиография способствует образованию, воспитанию, просвещению и культуре. С помощью присущих ей методов рекомендательная библиография организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые социально значимые интересы, расширяет кругозор. Предлагая читателю определенную литературу, рекомендательная библиография помогает выбору произведений для чтения, осмыслению и усвоению прочитанного.
Задачи рекомендательной библиографии традиционно рассматриваются по трем направлениям: содействие общему и профессиональному образованию; помощь в самообразовательной деятельности читателя; участие в процессе популяризации знаний.
Одна из важнейших функций рекомендательной библиографии – формирование культуры чтения как необходимого компонента общей культуры личности. Рекомендательная библиография общедоступна и отвечает всеобщим интересам членов общества, что обусловливает ее популяризаторский, образовательно-воспитательный характер. Поскольку рекомендательная библиография всегда была связана с популяризацией лучших, наиболее ценных документов, ее часто называют также «популярная библиография».
Условием успешного выполнения курсовой работы в виде библиографического пособия является усвоение студентом общей методики библиографирования документов и частной методики рекомендательного библиографирования; овладение необходимым комплексом общенаучных и профессиональных знаний.
Студентами могут создаваться рекомендательные библиографические указатели различных видов: проблемно-тематические, тематические, персональные (биобиблиографические), краеведческие.
При выборе и уточнении содержательных границ темы курсовой работы студенту необходима консультация с научным руководителем. Выбранная тема утверждается на заседании кафедры.
После того, как студент определил для себя тему курсовой работы, он должен заполнить бланк «Индивидуального задания» (см. Приложение № 1), где фиксируются необходимые сведения для учета и контроля за выполнением данной работы.
В период работы над курсовым проектом студент получает консультации научного руководителя. Время проведения консультаций планируется деканатом в расписании занятий или назначается научным руководителем индивидуально.
Окончательный вариант курсовой работы должен быть представлен в печатном (компьютерная распечатка, машинопись) или в рукописном виде (на листах формата А4, писать разборчиво). Для печатных работ, подготовленных на компьютере, устанавливаются следующие параметры оформления текста: гарнитура Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, поля: слева – 3,5 см, справа – 1,7 см, сверху и снизу – 1,8. Нумерация страниц сквозная, номер страницы проставляется справа внизу.
Работа должна быть снабжена титульным листом и оглавлением (см. образцы оформления в Приложении № 2 и № 3).
Готовая курсовая работа передается через деканат библиотечно-информационного факультета научному руководителю на проверку и рецензирование. Сроки предоставления курсовых работ определяются деканатом и доводятся до сведения всех студентов.
Чтобы работа была положительно оценена, она должна отвечать следующим требованиям:
1. Соответствие всем методическим правилам составления рекомендательного библиографического указателя.
2. Аккуратность оформления работы.
3. Точность срока представления работы научному руководителю.
Оценка за курсовую работу проставляется в зачетной книжке, а также отмечается во вкладыше к диплому.
2. Методика выполнения курсовой работы в виде
рекомендательного библиографического указателя
Процесс подготовки каждого библиографического пособия, в том числе и рекомендательного указателя, включает следующие основные этапы: подготовительный, основной (аналитический и синтетический) и заключительный.
2.1. Подготовительный этап составления рекомендательного
библиографического пособия
Подготовительный этап включает в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление литературы по теме пособия.
2.1.2. Выбор и изучение темы
При определении темы будущего библиографического пособия студент должен исходить из того, что тема должна быть актуальной и социально значимой, соответствовать библиографическим потребностям читателей определенной категории.
Процесс составления библиографического пособия начинается с обязательного изучения выбранной темы. При этом выясняется суть изучаемого предмета, проблемы, для чего необходимо ознакомление с основными справочными, научными, научно-популярными, учебными изданиями по данной теме. Следует также изучить библиографическую оснащенность темы, что достигается путем выявления уже имеющейся библиографической продукции по данной или близкой тематике. С этой целью целесообразно использование ежегодника Российской книжной палаты «Библиография российской библиографии».
2.1.3. Составление плана-проспекта пособия
Получив необходимое представление о теме, ее значении и содержании, следует приступить к разработке плана-проспекта пособия, который представляет собой основной документ, регламентирующий дальнейшую составительскую работу. В плане-проспекте обосновывается необходимость принятия того или иного методического решения, исходя из общего замысла библиографического указателя.
Основными элементами, которые отражаются в плане-проспекте, являются следующие:
· обоснование актуальности темы;
· целевое и читательское назначение пособия (в помощь образованию и самообразованию, повышению квалификации, для первоначального знакомства с темой и т.д.; для школьников, студентов, специалистов определенной отрасли деятельности и др.);
· источники выявления документов:
основные: издания государственной библиографии («Книжная летопись», «Летопись газетных статей», «Летопись журнальных статей» и т.д.), каталоги и картотеки библиотек, отраслевые реферативные журналы, издания массовой библиографической информации (газета «Книжное обозрение») и др.;
дополнительные: источники прикнижной библиографии в монографиях, научных сборниках, хрестоматиях; аналитические и историографические обзоры; периодические и продолжающиеся издания по теме пособия и др.;
· критерии отбора документов:
критерии содержательного отбора: определение тематических рамок пособия;
критерии формального отбора: установление хронологических, языковых, территориальных, количественных границ отбора, по типам (официальные, научные, научно-популярные, производственные, учебные, справочные, информационные) и видам (книги, брошюры, статьи из периодических и продолжающихся изданий, ноты, карты, изоиздания и пр.) документов;
критерии качественного отбора: соответствие критериев отбора целевому и читательскому назначению пособия, социальной, научной и практической значимости, художественной ценности документов;
· структура пособия:
содержательная: систематическая (в соответствии с классификациями ББК, УДК и др.), тематическая, предметная; рекомендательная;
· методы группировки материала внутри разделов и подразделов: алфавитная, хронологическая, по видам и типам документов, «от общего к частному», «от простого к сложному» и т.д.;
· способы библиографической характеристики документов: аннотации (рекомендательные; общие, аналитические, групповые);
· наличие справочно-поискового аппарата: предисловие, вводные тексты к разделам, вспомогательные указатели (авторов и заглавий, именной, географический и др.), приложения, оглавление.
План-проспект пособия, разработанный студентом, обязательно согласовывается с научным руководителем и утверждается последним. В дальнейшем, по окончании работы на основе плана-проспекта пишется предисловие к пособию. (См. схему плана-проспекта библиографического пособия в Приложении № 4).
2.1.4. Выявление литературы
Основная задача данной операции заключается в том, чтобы с максимально возможной полнотой выявить сведения о литературе, соответствующей теме пособия. Эффективность процесса выявления зависит от правильно определенного круга источников, порядка и способа их изучения.
Источники выявления делятся по своему характеру на две группы: вторичные – библиографические издания (государственные библиографические указатели, указатели библиографических пособий, текущие, ретроспективные и др. пособия), реферативные издания, каталоги и картотеки библиотек; первичные – научные труды, сборники документов, материалы конференций, справочные издания, периодические и продолжающиеся издания.
По тщательности, углубленности обследования источники выявления можно разделить на основные и дополнительные. Основные источники должны быть обследованы наиболее широко и тщательно, дополнительные – более выборочно в целях контроля за полнотой выявленного материала.
При подготовке рекомендательных указателей в качестве основных источников целесообразно использовать источники массовой библиографической информации (например, «Книжное обозрение: Сигнальные экземпляры недели», «Экслибрис: Приложение к «Независимой газете», «Библиотечная газета», «В мире книг» и т.д.), каталоги и картотеки библиотек, бюллетени новых поступлений. Органы государственной библиографии («Книжная летопись», летописи газетных и журнальных статей и т.д.) используются как дополнительные.
Вместе с тем следует учитывать, что деление источников на основные и дополнительные условно. В зависимости от определенной специфики целевого и читательского назначения, тематики, жанра пособия и других установок основные источники могут становиться дополнительными и наоборот.
Описания всех выявленных в ходе просмотра документов (книг, статей и др.) заносятся в рабочую картотеку. Она организуется или в общем алфавите авторов и заглавий, или по основным разделам будущего указателя (оба способа применяются в библиографической практике). Библиографические описания документов следует выполнять на каталожных карточках. На каждой карточке желательно делать соответствующие пометки об источнике выявления, что может в дальнейшем потребоваться для уточнения тех или иных характеристик документа.
2.2. Основной этап составления библиографических пособий
Основной этап составления библиографических пособий включает два логически взаимосвязанных подэтапа – аналитического и синтетического.
Аналитический подэтап в процессе рекомендательного библиографирования предусматривает несколько операций, выполняемых параллельно или последовательно:
· общий библиографический анализ документов;
· составление библиографических описаний;
· аннотирование;
· окончательное оформление библиографической записи.
Общий библиографический анализ документов предполагает знакомство составителя с содержанием и формой документа: выявление авторской концепции, выраженной в тексте произведения; основной и сопутствующей темы библиографируемого документа; его социальной, научной и культурной значимости; его структуры, типологических, жанровых и стилевых особенностей; целевого и читательского назначения и т.д. Результаты общего анализа документа дают возможность составителю оценить соответствие документа основным параметрам, обозначенным в плане-проспекте.
Анализ документа включает: ознакомление с титульным листом, издательскими данными и аннотацией, оглавлением, предисловием, примечаниями, комментариями. В некоторых случаях целесообразно для более объективной оценки документа использовать критические статьи, рецензии, отзывы в печати и другие дополнительные источники. Общий библиографический анализ документа подготавливает основу для других операций: библиографического описания, аннотирования и др.
Составление библиографических описаний должно быть нацелено на точную и полную идентификацию документа. Библиографическое описание должно быть составлено согласно положениям ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Сокращения слов в библиографической записи следует производить в соответствии с ГОСТом 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила». Образцы библиографического описания см. в Приложении № 5.
Процессы аннотирования призваны решить задачу расширенной, углубленной характеристики документов с точки зрения его содержания, назначения, формы и других особенностей. Составителям библиографических пособий следует широко применять различные виды аннотаций: общие, аналитические, групповые. Вопрос о характеристике документов способом справочного или рекомендательного аннотирования решается в зависимости от вида, целевого и читательского назначения библиографического пособия. В рекомендательном пособии, как правило, применяются рекомендательные аннотации.
Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать документы, заинтересовывать, привлекать внимание, убеждать в необходимости прочтения документа. Поэтому рекомендательным аннотациям присуща дидактическая направленность, педагогические рекомендации, методические советы и т.д. Рекомендательные аннотации должны быть написаны живым, доступным языком.
В соответствии с требованиями ГОСТа 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования» в состав аннотации могут входить следующие элементы:
· основная тема, проблема, цель работы;
· результаты работы;
· что нового несет в себе данный документ по сравнению с другими, родственными по тематике и целевому назначению;
· сведения об авторе документа;
· указания на принадлежность автора к стране (на документы, переведенные с других языков);
· сведения о достоинствах аннотируемого произведения, взятые из других источников (рецензий, критических обзоров и т.п.).
В аннотации на произведения художественной литературы должны быть указаны сведения о литературном жанре, период, к которому относится творчество автора, основная тема и проблема произведения, место и время описываемых событий.
Текст аннотации должен отличаться лаконичностью и высоким уровнем обобщения информации, содержащейся в первичном документе. В текст аннотации не включают сведения, имеющиеся в библиографическом описании аннотируемого документа, в частности в заглавии; стремятся не использовать сложные синтаксические построения, громоздкие предложения, затрудняющие восприятие текста.
Рекомендательный библиографический указатель, в виде которого выполняется курсовая работа, должен быть полностью аннотированным.
В каждом конкретном библиографическом пособии аннотации должны быть выдержаны в определенном ключе: соблюдены сформулированные в плане-проспекте методические требования, обеспечено единообразие в раскрытии содержания документов. Образцы рекомендательных аннотаций см. в Приложении № 6.
Окончательное оформление библиографической записи является завершающей операцией, объединяющей все предшествующие операции данного подэтапа. Это фактически переходный процесс от аналитического к синтетическому этапу библиографирования.
Синтетический подэтап включает в себя:
· отбор выявленных и изученных документов;
· группировку библиографических записей.
В составительской практике зачастую отбор документов происходит параллельно с процессом выявления материала. Отбор документов для библиографических пособий можно разделить на ограничительный (формальный и содержательный) и качественный.
Формальные ограничения при отборе могут быть пространственными (фонд библиотеки или фонды ряда библиотек), формально-издательскими (вид издания, объем, способ размножения и др.), хронологическими (учетный период, время написания), языковыми, территориальными, количественными и др.
Студентам следует соблюдать установленные количественные ограничения для курсовой работы в виде библиографического пособия. Рекомендательный указатель должен содержать 50 – 70 библиографических записей.
Немаловажными для рекомендательного пособия являются хронологические ограничения при отборе документов. Обычно для данного вида пособий устанавливаются следующие ограничения в учетном периоде документов:
· для книжных изданий – 5 – 7 лет,
· для статей из журналов – 2 – 3 года,
· для статей из газет – 1 год.
Содержательные ограничения в отборе предполагают оценку документов с точки зрения соответствия тематике библиографического пособия. В пособие должны отбираться документы, полностью раскрывающие существо проблемы, разносторонне освещающие общие и частые вопросы темы.
В процессе качественного отбора подлежат исключению документы, не соответствующие конкретному целевому и читательскому назначению пособия. Составителю следует основательно знать тему пособия и тщательно отбирать научно и художественно ценную литературу; учитывать уровень подготовки, специфику восприятия информации различных групп потребителей, которым предназначено то или иное пособие.
В библиографической практике, как правило, охарактеризованные выше виды отбора используются в сочетании друг с другом.
Группировка библиографических записей завершает синтетический подэтап библиографирования. Группировка позволяет ориентироваться во включенном в пособии материале, устанавливает взаимосвязи между библиографическими записями. Группировка включает три основные операции:
· разделение всего массива библиографических записей на определенные группы по избранному признаку;
· определение последовательности разделов, подразделов, рубрик, подрубрик;
· распределение записей внутри последнего деления по заранее выбранному способу расположения.
Основными способами группировки являются формальный, содержательный и рекомендательный.
Формальная группировка обеспечивает поиск документов по их внешним признакам. При любой разновидности формальной группировки (по алфавиту авторов и заглавий документов, по виду изданий, месту издания, языку, хронологии и т.д.) не затрагивается содержание документов. Поскольку формальная группировка не обладает необходимыми рекомендательными возможностями, не способствует целям логического раскрытия проблемы, значимости материалов, доступности их для восприятия читателями, использование ее в рекомендательных пособиях в качестве основного способа расположения материала нецелесообразно. Принципы формальной группировки могут применяться в рекомендательных библиографических указателях лишь при распределении записей внутри последнего деления (подраздела, подрубрики), а также при группировке художественной литературы – она располагается, как правило, в алфавите авторов и заглавий произведений.
Содержательная группировка предполагает обращение составителя к тексту документов, распределение материала по темам (вопросам), отраженным в произведениях. Содержательная группировка может быть систематической, тематической и предметной.
Систематический и предметный методы расположения материала широко используются в научно-вспомогательных и профессионально-производственных библиографических пособиях. Для рекомендательных же пособий наиболее подходит тематическая группировка.
Тематическая группировка обладает более подвижной структурой, что предполагает большую или меньшую детализацию разделов и подразделов, возможность изменять их последовательность. Данный способ группировки широко используется в библиографических пособиях тематического, проблемно-тематического (комплексного), краеведческого характера.
Рекомендательная группировка ориентирована на оказание консультационной помощи читателю и существует в различных вариантах – «от общего к частному» или «от простого к сложному». Данный способ группировки широко используется в рекомендательных библиографических пособиях, адресованных как пользователям, начинающим знакомиться с темой, так и специалистам для углубленного изучения предмета.
В большинстве библиографических пособий, подготавливаемых студентами в качестве курсовой работы, используется сложная группировка материала, основанная на сочетании нескольких методов. Например, сначала материал группируется по разделам в соответствии с избранным основным способом (чаще всего – тематическим). Внутри разделов и подразделов используется рекомендательный способ группировки – «от общего к частному», «от простого к сложному». При более дробной группировке в пособии, в пределах последнего деления материал располагается по формальному принципу: в алфавите авторов или заглавий, по хронологии издания, по типам и видам документов и др.
Составителям библиографических пособий необходимо помнить, что в указателях со сложной структурой, большим количеством литературы многоаспектного характера необходимо применять систему ссылок. Ссылки дают дополнительную возможность раскрыть содержание документов, не прибегая к дублированию одних и тех же библиографических записей в разных разделах пособия. Если документ носит многоаспектный характер, его следует поместить в раздел, которому посвящена большая часть текста, а в другой раздел дается ссылка по форме: см. также № .
После произведенной группировки материала библиографические записи в рабочей картотеке должны быть пронумерованы, что позволяет приступить к следующему этапу библиографирования.
2.3. Заключительный этап составления
библиографических пособий
Заключительный этап библиографирования включает подготовку справочно-поискового аппарата, редактирование и оформление библиографического пособия.
Подготовка справочно-поискового аппарата предполагает написание предисловия, вводных статей к разделам, составление вспомогательных указателей, приложений, оглавления.
В основе предисловия, предваряющего библиографическое пособие, лежит план-проспект. В предисловии дается обоснование актуальности и значения темы пособия, характеристика целевого и читательского назначения, источников выявления и принципов отбора материала, способов группировки и раскрытия содержания документов, имеющегося справочно-поискового аппарата. Таким образом, предисловие отражает основные компоненты плана-проспекта пособия и детально разъясняет методику составления данного пособия.
Вводные статьи к разделам (их включение в пособие желательно, но не обязательно) призваны помочь читателю ориентироваться в литературе данного раздела, отразить его частную проблематику.
Вспомогательные указатели обеспечивают многоаспектное раскрытие содержания и формы библиографируемых документов. В совокупности с основной схемой расположения материала вспомогательные указатели дают возможность осуществлять поиск документов по дополнительным признакам.
Наиболее распространенным видом вспомогательных указателей в курсовых библиографических работах является алфавитный указатель авторов и заглавий произведений. Вспомогательный указатель состоит из рубрик и ссылок к номерам библиографических записей, помещенных в основной части пособия.
Пример записей в алфавитном указателе авторов и заглавий:
Агеева И.Н. Охрана природы Урала 4
Алгоритмы и программы 18
Басманов В.А. Вехи времени 29
Бурцева Е.Л. Социология образования 75
Востоков Е.Ф., Норина А.С. Анализ финансового состояния 6
Государство и право 48
Данилов Ф.И. Народные промыслы Сибири 37
Загрязнение и охрана окружающей среды 10
Приложения к библиографическим пособиям могут включать списки просмотренных источников, условных сокращений, дополнения, методические советы, иллюстративный материал (фотокопии обложек и титульных листов наиболее интересных и значительных изданий, портретов деятелей науки, культуры, искусства, карт и т.д.).
Составление пособия завершается его научно-библиографическим, литературным и технико-библиографическим редактированием.
Научно-библиографическое редактирование осуществляется в процессе всей работы над пособием. Научное редактирование начинается на этапе составления плана-проспекта, оценки правильности определения целевого и читательского назначения пособия, логичности и обоснованности систематизации материала, соответствия содержания отобранных документов поставленным целям.
В процессе литературного редактирования вычитывается текст пособия, исправляются стилистические погрешности, опечатки. Литературному редактированию в первую очередь подвергаются предисловие, вступительная статья, наименования разделов и подразделов, тексты аннотаций и рефератов.
Технико-библиографическое редактирование предполагает проверку единообразия выбранного способа описания, соответствия библиографических описаний действующим ГОСТам, проверку правильности нумерации записей и соответствия им сведений во вспомогательных указателях.
Последняя операция – оформление библиографического пособия: составление титульного листа, оглавления и т.д. При необходимости происходит художественное оформление пособий (как правило, рекомендательных).
Литература:
1. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д.Я. Коготков. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 154 – 185.
2. Брискман М.А. Составление библиографических пособий / М.А. Брискман, М.П. Бронштейн. – М., 1964. – 299 с.
3. Истрина М.В. Аннотирование произведений печати: метод. пособие / М.В. Истрина. – М.: Книга, 1981. – 48 с.
4. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 276 – 361.