Традиционная народная кукла.
Автор: Суслова Татьяна - Мастер традиционной народной куклы.
Всюду, где бы ни жил человек, и в суровой Арктике, и в знойной пустыне, и в средней полосе, кукла была неизменным его спутником. В не столь далекие времена куклы жили с людьми от рождения до глубокой старости, а также сопровождали человека в иной мир.
Кукла известна с глубокой древности и до сих пор как предмет быта не ушла из нашей жизни. Меняются поколения, сменяют один строй другим, меняется мировоззрение… , а куклы остаются. Почему? Каково значение куклы в жизни человека, раз она так естественно вписана в нашу жизнь, зачем нужна с раннего возраста?
Через куклу закладывалось, а затем прирастало определенное мировоззрение человека в зависимости от социального положения его родителей. Условно говоря, царские дети играли в «царские» куклы…, а крестьяне в «крестьянские» для того, чтобы каждому стать успешным на своем месте.
Куклами отыгрывались взаимоотношения в семье и обществе, которые дети наблюдали во взрослой среде. Строились и оттачивались образы общения. За игрой могли следить бабушки и старшие дети, которые правили эту игру, если что-то шло «не так». К примеру, говоря: «Так не бывает».
Кукла каждой страны, региона, населенного пункта…отличалась характерным своеобразием. Через особенности изготовления куклы (материалы, детали костюма, манеру закреплять нитки…, ее пропорции), закладывался образ общества, к которому принадлежала мастерица, изготовившая ее. Через куклу дети изучали, во что одеваться, как беречь тело в работе, на что обратить внимание, готовясь в невесты...
Так постепенно через общение с куклами, формировался у маленького человека образ общества и себя в обществе.
Общение с куколкой начиналось с рождения ребенка. За две недели до родов, либо во время схваток мама мастерила обережных куколок. Некоторые из них охраняли покой ребенка, другими он играл и развивал руки. Растет малыш и играет в куколку-обережек… А куколка за ним присматривает.
Некоторые мамы призывали душу младенца до его зачатия. Сохраняли беременность также с участием куклы.
Взрослые поощряли игру в куклы. Играя, ребенок узнавал, как устроен мир, обретал образ семьи, учился вести хозяйство, изучал обряды… Именно через куклу как через посредника было выстроено воспитание детей в семье.
Вместе с людьми куклы проводили праздники и обряды, радовались и грустили. Им доверяли свои тайны и печали, сплетничали. Это о психологической роли куклы.
Века два тому назад в крестьянском доме хранилось до 200 кукол, большинство из которых было для игры в свадьбу.
Так как женская судьба по общему признанию считалась не из легких, делали много кукол-помощников. С их помощью защищались от злых сил, они принимали на себя болезни и несчастья, помогали состояться хорошему урожаю и обрасти семье достаток и изобилие.
Кукол берегли и любили, а некоторых почитали настолько, что ставили на божницу. Когда-то кукла была символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она проста по внешнему виду, но за ней стоит целый настоящий мир и его глубина.
Крестьянская жизнь была в трудах и заботах, и люди занимались только тем, что приносило действительную пользу семье. А традиционные куклы сохранились именно в семьях крестьян.
Из культуры до наших дней дошло только самое ценное и жизнеспособное, соответствующее законам нашего мира, то, от чего уже не убавить. Куклы являлись одной из частей народной магии (от слова мочь). Отражали народное мировоззрение, которое в свою очередь отражало мир точнее, чем видит его (мир) наука. Поэтому куколки и помогали, и, я скажу, помогают до сих пор.
Через куклу можно понять себя и выправить свою жизнь, например:
Вятская Экономная изготавливалась для обучения детей бережливости: куколка была достаточно большая по размеру, и нарядная, и сделаная руками бабушки с теплотой и заботой, и поэтому любимая. У каждого ребенка была своя любимица. Ребята играли ей все лето, благодаря наряду она ярко выделялась на фоне зелёной травы и быстро находилась в случае потери. Осенью дети собирались в избе около бабушки. Бабушка осматривала каждую куколку: если игрушка была растрепаная и запачканая, видно было, что ребенок не берег ее, то бабушка бросала куклу в огонь...Так ребенок видел своими глазами, что если мы не бережем, мы теряем.
А куколки, которые дети сберегли, совершали свой переход: бабушка распределяла их по назначению - какую тряпочку на заплатку, какую на узор в половичке, какую на кисет... И дети понимали, что вещественный мир не вечен, что естественно совершается переход из одного мира в другой. Так устроен мир. Как в мире людей, так и в мире вещей. Урок экономии показывался наглядно, без лишних нравоучений и уговариваний.
Так же воспитывали и с помощью других кукол. Например кукла Помощница служила и куклой-подругой и меркой для варки каши. По определенному уровню, отмеченному в кукле, насыпали крупы и наливали воды. А с помощью кукол женской судьбы передавались образы и цели каждой возрастной вежи.
Мазыкская игрушка.
(деревянная игрушка, рубленая топором.
Была полностью утеряна, восстановлена А.А.Шевцовым)
"... Мы были детьми — от трех до шести лет — когда такой резчик игрушек учил нас резать игрушки топором. Это было около 1960 года в поселке Савино Ивановской области. Мы жили на одной из Восточных улицы, а резчик, если я правильно помню, дядя Ваня, жил на соседней улице. Мы дружили с его сыном и часто бегали в его в мастерскую. Вообще-то, дядя Ваня был плотником, но когда мы прибегали и, особенно, когда к нему приходила жена, он все откладывал и принимался резать игрушки. Для нас и для нее. Он был инвалид, очевидно, с войны. У него не хватало ноги. Я тогда этого не понимал, но глядя сейчас в прошлое, отчетливо чувствую: то, что она не разлюбила его таким вызывало у него какое-то трепетное отношение к ней. И он дарил ей вместо цветов игрушки... |
Он их рубил топором, почти не применяя других инструментов. И никогда не продавал.
У него в мастерской стоял сундучок, который он запирал на ключ. У нас тоже были попрятаны под верстаком и под лавками свои игрушки, в которые мы и играли, пока он работал. Но когда она приходила в мастерскую, он бросал все, открывал сундучок, и из него принимались выбираться птицы, звери, солдатики, которых звали трущи.
В это время он мог сесть и вырубить ей или кому-то из нас новую игрушку.
Я точно знаю, что игрушки он не продавал, и это даже было как-то неправильно
по его понятиям. При этом он часто делал их на заказ, то есть для кого-то.
Жена забирала иногда такие поделки, чтобы отдать людям.
Сейчас я понимаю, что это были не совсем игрушки. Скорее, обереги, вроде панночек и Панков, способные дать здоровье или защиту дома. Тогда они были для меня почти на одно лицо, но я помню, что мы точно знали, какие игрушки можно брать руками, а к каким прикасаться нельзя. И не потому, что запрещено,
а потому что не полагается...
А через много лет, разъезжая по Савинским и Ковровским местам в поисках утраченного прошлого, я несколько раз встречал игрушки, подобные тем, что рубил дядя Ваня, у людей, звавших себя мазыками. Мазыки — это потомки офеней, когда-то обитавших в наших краях.
Поразительное культурное явление, очевидно, родившее искусство Палех, Холуя, Мстеры и Шуи.
Мазыки, с которыми я говорил, называли эти игрушки мазыкскими, но ничего не знали о дяде Ване. И я понял, что их резал отнюдь не один мастер. Это была школа или традиция, говоря современно. А я просто застал одного из последних ее хранителей..."
Иван Скоморох
Строчевая вышивка.
«Важнейшая задача нашей мастерской - перенять мастерство у пожилых мастериц и обучить ему молодежь. Мы ведем обучение тому, что успели сохранить, в нескольких городах России. И это лишь самое начало битвы за красоту. Вышивкой в России занимались испокон веку. Это Древнейшее занятие, которым обязаны были владеть женщины, хранит в себе мифологические мотивы, рассказывающие об устройстве мира. В этом вышивка схожа с росписью пасхальных яичек - Писанок и с росписью глиняной и Деревянной посуды. Одним из видов многообразной русской вышивки является строчевая вышивка. |
Это сквозная вышивка по выдерганной нити, иначе — строчевое или счетное шитье. Подобное шитье было распространено во многих областях России, но в каждом месте оно было своим.
Суть строчевой вышивки в том, что из ткани выдергиваются продольные и поперечные нити, так что создается сеточка. Она и является основой для вышивки узоров» (из письма А.А. Шевцова «Русская вышивка Ивановские кубанцы»).
Ивановские кубанцы - это особый вид строчевого счетного шитья, которым владели только в Ивановской области. Эта вышивка выполняется на мелкой обвитой сетке, часто виде ромба-кубанца, и дополняется различными мережками и счетной гладью, что придает ей еще большую выразительность и утонченность.
Ярославская строчевая вышивка включает в себя разные виды строчки — цветная перевить, белая строчка с цветной обводкой, старинный гипюр по неперевитой сетке.
Писанки, вощанки, раскрытки.
Писанка – это расписанное пчелиным воском и покрытое в определенной последовательности красками птичье яйцо. Сейчас мы знаем писанки как пасхальное расписное яйцо. А еще совсем недавно, до конца 19 века, писанки сопровождали человека в течение всей его жизни – от рождения, до смерти.
Писали писанки не только на Пасху, хотя в этот период писали особенно много. Но писали также на свадьбу – жениху и невесте – на достаток, семейное счастье, на рождение здорового ребенка и другие.
Существовали писанки, которые клали и в гроб человеку, душа которого совершала переход. А в Троицу приносили на кладбище. Писанки могли класть к пчелам, чтобы в ульях был мед, обкатывали весной перед выгоном скот, чтобы здоровый был и домой возвращался.
О писанках сложены мифы и легенды.
В семьях, селениях у писанчарок обычно были свои традиционные узоры. Но какие-то встречаются повсеместно.
Вощанки – еще один вид писанок, который также бытовал в России. Отличаются они от расписного яйца тем, что узор на покрытую пчелиным воском скорлупу птичьего яйца выкладывают канителью, золотными нитями, бисером, бусами, блестками, синелью и даже высушенными цветочками.
Раскрытки - это тоже восковые украшенные яйца, которые делаются так, чтобы они открывались, как две половинки шкатулки. Раньше, в середине-конце XIX века зачастую такие раскрытки делали к большим православным праздникам, вкладывая в яйцо образок, и украшая его цветочками, ленточками.
Вероятно, вощанки и раскрытки – прообраз пасхальных яиц знаменитых мастерских Карла Фаберже.
Кубовая набойка.
Набойка — способ украшения ткани. Название она получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.
В России с давних времён известны способы украшения ткани различными узорами. Первоначально это были тёмные (красные, чёрные, серые) узоры по светлой ткани, которые назывались «выбойка», потому что при изготовлении краска вбивалась в ткань.
В начале 17 века слово «выбойка» стало исчезать, замещаться на «набойка» и связано это было с тем, что ткани стали красить как бы наоборот: теми же самыми досками - манерами на ткань наносился узор, но вместо краски использовали состав, который предохранял ткань от окрашивания. А затем ткань, с нанесённым узором погружали в краску, проваривали и прополаскивали. Фон окрашивался в красные, коричневые или чаще всего – синие цвета, а место с нанесённым узором оставалось белым. «Кубовой» же набойку стали называть ещё позднее, по той причине, что ткани стали окрашивать в специальных чанах, ёмкостях, которые были в форме куба. Мастеров, кто изготавливал ткань с набойкой позднее стали называть синильщиками.
Сейчас набоечное ручное ремесло в России возрождается, прикоснуться к нему – всё равно, что найти в книге самую красивую картинку.
Екатерина II в своё время издала указ о свободе производства и содействии ткацкому и набоечному делу в селе Иваново Владимирской губернии. И к концу века там было уже семнадцать набоечных изб, которые работали как на покупном холсте – красили ткани на продажу, так и делали набойку на заказ. Но набойное ремесло было не только тут у нас - набойка была распространена в Тверской, Ярославской, Московской, Костромской губерниях. Там, где не было своих синильщиков, были мастера, приезжавшие из соседних областей на ярмарки.
Юлия Фазылова