ИГРА «КОЗА РОГАТАЯ» — ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА

[Тихеева Е. И., 1965]

Возраст. С 1 года.

Цель. Обучение детей узнавать козу на картинке, по­нимать содержание потешки.

Содержание. Взрослый демонстрирует детям картин­ку с изображением козы, обращает внимание на рожки, затем предлагает поиграть в игру.

Дети стоят перед взрослым. Взрослый, выставив ука­зательный и мизинец, идет к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами,

Глазками хлоп-хлоп.

Ножками топ-топ,

Кто молока не пьет,

Кто каши не ест,

Того забодает, Забодает, Забодает.

Топает ногами.

Ритмично соединяет большой палец с плотно прижатыми оставшимися пальцами.

Грозит указательным паль­цем.

Выполняет «бодающие» дви­жения, дети убегают.

Рекомендации. В эту игру можно играть с младенцем, положив малыша на покрывальце. Взрослый выполняет движения пальцами по телу ребенка.

ИГРА «БЕЛКА» — ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ ИГРА [Тихеева Е. И., 1965]

Возраст. С 1,5 лет.

Цель. Обучение детей соотносить движение с дей­ствием развитие мелкой моторики кисти руки.

Содержание. Дети сидят на коврике по кругу. Взрос­лый показывает движения, дети повторяют.

Сидит белка на тележке,

продает она орешки.

Лисичке сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Большой палец под­нят наверх, остальные сжаты в кулак. Кулачок поворачивается вправо-влево.

Раскрывается ладошка, по очереди загибаются пальчики начиная с ми­зинца.

Гладим ладошку.

Касаемся шейки.

Хлопаем по ладошке.

Рекомендации. Играя в паре с ребенком, эту игру можно использовать как игровой массаж, массажируя пальчики.

ИГРА «С ДОБРЫМ УТРОМ» [Овсянникова Н. А., 2006]

Возраст. С 1 года.

Цель. Закрепление в активном словаре детей назва­ние частей тела, развитие умения взаимодействовать с ними.

Содержание. Взрослый стоит напротив малыша, пока­зывает движения, сопровождая их потешкой. Если у ре­бенка возникают затруднения, взрослый помогает ему.


Глазки, глазки, Вы проснулись? С добрым утром, ушки, Вы проснулись? С добрым утром, ручки, Вы проснулись? С добрым утром, ножки, Вы проснулись? С добрым утром, солнце, Я проснулась! Мы проснулись.   Ребенок поглаживает веки, «смотрит в би­нокль», поглаживает ушки, прикладывает ладонь к ушкам, поглаживает кисти рук, хлопает в ладоши, поглаживает ножки, притопывает, поднимает руки, потягивается.  

ИГРА «ПЕТУШОК» [Овсянникова Н. А., 2006]

Возраст. С 1 года.

Цель. Обучение детей слушать родное слово, пони­мать содержание потешки, выполнять движения по об­разцу взрослого.

Содержание. Взрослый сидит напротив ребенка и показывает движения, сопровождая их потешкой. Если у ребенка возникают затруднения, взрослый помогает ему.


Петушок, петушок, Золотой гребешок,     Масляна головушка     Шелкова бородушка     Что ты рано встаешь,     Громко песни поешь, Деткам спать не даешь!   Сложив пальцы правой руки в щепотку, согнуть кисть па­раллельно полу и покачивать рукой влево-вправо. Левой рукой поглаживать тыльную сторону ладони правой руки. Левой рукой поглаживать пра­вую по внутренней стороне ладони от основания большого пальца до запястья. Правой рукой ритмично по­качивать влево-вправо, сжи­мать и разжимать пальцы. Поворачивать кисть правой руки влево-вправо.  

ИГРА «ПОТЯГУШЕНЬКИ»

[Якубовская Е. И., Еремина Н. В., Иванишенко А. Н., 2007]

Возраст. С младенчества.

Цель. Развитие двигательных функций и эмоциональ­ных отношений взрослого и младенца.

Содержание.

Потягушеньки, Порастушеньки, Вдоль да поперек Толстушеньки! Ручки-хватушеньки,     Ножки-ходушеньки,   В роток — говорок,   А в головку — разумок! Тяги, тяги, потягушеньки На детку порастушеньки! Расти, деточка, здоровая, Как яблонька садовая! На кота потягушеньки, На дитя порастушеньки, А в ручки хватушеньки,     А в ножки ходушеньки, А в роток говорок,   А в головку разумок!   Малыш лежит перед взрослым на столе. Ручки малыша поднимают вверх и легко потягивают. Ручки разводят в стороны, за­тем перекрестным движением сводят на груди. Взрослый вкладывает в ладош­ку малыша свой большой палец, остальными пальцами слегка обхватывает кисть ребенка и делает ритмичные нажатия. Обхватывает голени ре­бенка так, чтобы большие пальцы были расположены на передней поверхности голени, а остальные — на задней. Выполняет «потопывание» стопами по поверхности стола (эти движения желательно вы­полнять с 3 месяцев. До 3 месяцев их можно заме­нить поглаживанием мел­ких частей тела). Дотрагиваются указа­тельным пальцем до ниж­ней губы ребенка, гладят по головке. Взрослый берет малыша за кисти рук и приподнимает над столом. Ребенок лежит на столе, взрослый гладит малыша по всему телу. Вытягивает ручки малыша вверх, затем в стороны. Вложив большой палец в ладошку малыша, легкими движениями нажимает на его кисть. Поглаживание ног. Прикасается указатель­ным пальцем к губам малы­ша. Гладит голову малыша.  


Рекомендации. С годовалыми детьми в эту игру можно играть, предлагая малышу самому выполнить знакомые движения: потопать ножками («А в ножки ходушень­ки»), показать «роток» и т. д.

Пестушки можно использовать как сопровождение гигиенических процедур.

Выполняете действие и одновременно говорите слова пестушки.

ВО ВРЕМЯ УМЫВАНИЯ [Федорова, 2006]

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

И кусался зубок.

Ливень, ливень,

Поливай,

Побелее умывай.

Я быстрее подрасту

И сама гулять пойду.

(Латвийская пестушка)

Причесывая ребенка

Расти, коса, до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти, косанька, до пят,

Все волосаньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

* * *

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

— Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Наши рекомендации