Социальная концепция православия
(ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИКО-БОГОСЛОВСКИЙ ОЧЕРК
· Ветхий Завет
· Новый завет
· Византия
· Древняя Русь
· Средневековая Россия
· Российская империя
· Советский период
· Постсоветская Россия
СОВРЕМЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ, ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
· Законодательно-правовая сфера
· Хозяйственно-экономическая сфера
· Просветительско-педагогическая сфера
· Социально-медицинская сфера
· Научно-культурная сфера
· Военно-патриотическая сфера
· Информационно-издательская сфера
ВВЕДЕНИЕ
Толчком к разработке данной темы послужило решение Русской Православной Церкви (РПЦ) в 1994 году впервые в своей истории подготовить всеобъемлющую концепцию отражающую церкoвно-государственные отношения и проблемы общества в целом, которая была принята летом 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе. Социальная концепция необходима Церкви, чтобы «дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений. В условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе и в мире в целом, в конце второго тысячелетия, Церковь не может ограничиться отдельными заявлениями по отдельным вопросам. Необходима долгосрочная программа общественного служения, опирающаяся на богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе».
Настоящая работа опирается на опыт взаимодействия Церкви, государства, и общества в прошедшие исторические периоды Древнего мира и России, ее открывает краткий историко-богословский очерк, вторую часть статьи занимает исследование социального сотрудничества в современной России. Одним из ведущих источников настоящей работы являются доклады Патриарха Алексия II на Архиерейских соборах 1994 и 97 годов, где подробно, с примерами, представлены основные направления социальной деятельности Церкви и совместные, с государством и обществом, программы. Широко используются публикации в прессе, отдельные исследования. Особое место в разделе занимают материалы из Основ социальной концепции РПЦ.
ИСТОРИКО-БОГОСЛОВСКИЙ ОЧЕРК
Церковь не ограничивается лишь словесной проповедью Евангелия, она призывает своих чад к активному участию в общественной жизни, основываясь на принципах христианской нравственности. Важно подчеркнуть, что не должен христианин гнушаться окружающим миром, т.к. весь мир, все человеческое общество любимо Богом и предназначено к преображению и очищению на началах любви.
Социальная концепция РПЦ, 1 глава, «Основные богословские положения».
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Рассматривая исторические отношения государства и Церкви первый вопрос, на который необходимо дать ответ, что понималось под источником власти. В Ветхом Завете на него отвечает Премудрость Божия: "Мною цари царствуют и повелители узаконивают правду; мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли".
(Притчи Соломоновы 8.15.).
Понимание, что любая власть исходит свыше от Бога, было присуще не только древнеизраильскому царству, но и всем древним монархиям Востока, в которых царь считался земным отображением Царя Небесного.
В древнем Шумере, где потомки Ноя долгие века сохраняли веру в Единого Бога, за тысячу лет до Римского государства были выработаны все основные элементы государственного устройства. Действовали школы, больницы, общественные банки, тюрьмы. Законы были строгие, но нравственные. Карались смертью преступники не только за убийство, но и за прелюбодеяния, скотоложство. "Я, Хаммурапи, царь правды, слова мои предназначены уничтожить высокомерного, смирить гордого, истребить высокомерие" , так заканчивается свод шумерских законов.
Подобные законы были в Вавилоне и в империи Хеттов. В ряде случаев в них встречаются нормы, известные нам по Ветхому Завету, например, ответственность старейшин деревни, рядом с которой произошло убийство (Второзаконие 21.1), подобное есть в законе Хаммурапи и в законе Хеттов, что подтверждает реальность их существования за тысячу лет до Рождества Христова. Но само государство является правовым, а не духовным институтом оно необходимо для поддержания порядка, "правильно судить" .
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Самым существенным в учении Христа о земном царстве и в его отношении к Царству Божию, изложенном в Новом Завете, является проведение четкой границы между областью кесарева - государства и областью Божьего – церковью (Мф. 22.21). Это не благословение кесаря, через освящение власти, поскольку Христос говорит "Царство мое не от мира сего" (Ин.18.30). Это качественное отличие Царства Божия и царства кесаря.
Но Церковь и государство не противники. Церковь не может стоять в стороне от государства и, определяя область кесареву, Христос оберегает государственность, показывая пример уважения к государственным законам. Церковь признает государство необходимой формой общежития, установленной Творцом. (Рим.13.1). Оно необходимо для внешней защиты, продолжает апостол Павел (Рим. 13.3) и внутреннего порядка, пишет и апостол Петр (Рим.13.4; 1 Петр 2), суда ( Рим. 13.4; 1 Петр 2). Апостолы призывают повиноваться гражданским властям (Рим.13.5; 1 Петр 2), оказывать им почтение и уважение (Рим. 13.7). "Противящийся власти противится Божию установлению" (Рим.13.2). "Бога бойтесь, царя чтите" пишет апостол Петр (1 Петр 2.17) о языческом царе Ироде после гонений и заключения в тюрьме, несмотря на это он призывает христиан уважать тех, кого Бог поставил властвовать на земле, ибо "нет власти не от Бога, действующие власти от Бога устроены" (Рим.13.1).
Римская власть в посланиях апостолов выступает как удерживающий (2 Фес. 2.7), который препятствует явиться тайне беззакония. Богословы Церкви говорят об удерживающей от зла силе государства и государственного права. Апостол Павел говорит о государстве, как удерживающей от зла силе, регулирующей нравственно - правовые отношения в обществе, а не религиозные.
Апостол Павел призывает христиан молиться за весь мир (1 Тим. 2.1), а не только за один народ, как в Ветхом Завете (Иер. 29.7). Позднее молитва за власть вошла в богослужебный канон. Церковь не имеет суда над государством, в том числе и над формами государственной власти, - “внешних судит Бог” (1 Кор. 5.13.).