О программах «полового просвещения»
Еще одна важная и острая тема взаимодействия и дискуссии Церкви, государства и светского общества касается «программ "полового просвещения", которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения». Эти вопросы представлены в десятой главе Концепции «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности». Концепция совершенно справедливо считает, что «навязывание таких программ учащимся совершенно неприемлемо, школа призвана противостоять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, готовить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте». (41) (см. Осн. источники, № 5, 10 гл.)
Особое внимание программам нравственного воспитания и ограждению детей от развратных сексуальных уроков, внедряемых в наше образование из-за рубежа, уделяют общественные организации и движения. «Совместно с общественными силами создано движение "За нравственное возрождение", имеющее поддержку во многих городах России, вместе с родителями и учителями проводятся конференции и слушания».(42) (см. Приложение, 2 гл.)
Наука и вузы
Научная тема и некоторые вопросы гуманитарного образования представлены в Концепции в первом разделе 14 главы. В первую очередь это вопросы моральных, философских и религиозных ограничений, которые должны присутствовать в научном развитии. Если этого нет, то наука «оказывается во власти человеческих страстей, прежде всего тщеславия, гордости, жажды наибольшего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни ..., поэтому для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями». (43) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
В древнерусской традиции Церковь и наука всегда были вместе и занимали самое уважаемое место, просвещению Древней Руси послужили труды святых Кирилла и Мефодия и других византийских ученых и богословов, которые стали на многие века основой для просвещения и образования Руси. «Эта образовательная традиция несла и миссионерскую направленность, помогая воцерковлению научно-образовательных и иных сфер жизни древнерусского общества».(44)(см. Приложение, 2 гл.)
Об этом говорит и Концепция, сферы научные и религиозные «могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой, ибо, с одной стороны, в естествознании нет теорий атеистических и религиозных. С другой – религия не занимается вопросами устройства материи. М.В.Ломоносов справедливо писал: наука и религия "в распрю прийти не могут… разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет"». (45) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
Очень важно, чтобы ученые не рассматривали науку, как область «совершенно независимую от нравственных принципов. Современные достижения в различных областях, включая физику элементарных частиц, химию, микробиологию, свидетельствуют, что они суть меч обоюдоострый, способный не только принести человеку благо, но и отнять у него жизнь, … Церковь и светская наука призваны к сотрудничеству во имя спасения жизни и ее должного устроения». (46) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
В последние годы в научных центрах частот проводятся совместные церковно-научные конференции, которые очень важны, «так как современная наука и техника в своем развитии часто приводят к опасным для человека результатам. Поэтому ученые должны очень ответственно подходить к новым открытиям и технологиям, не вовлекать человечество в порочный круг создания и удовлетворения новых сиюминутных потребностей, а служить насущным нуждам людей». (47)(см. Приложение, 2 гл.)
Особая роль в Концепции выделена общественным наукам, которые «в силу своего характера неизбежно связанные с областями богословия, церковной истории, канонического права. … Религиозное мировоззрение не может быть отвергнуто как источник представлений об истине, а также понимания истории, этики и многих других гуманитарных наук, которые имеют основание и право присутствовать в системе светского образования и воспитания. Только совмещение духовного опыта с научным знанием дает полноту ведения». (48) (см. Осн. источники, № 5, 14 гл.)
В настоящее время в России ряд православных высших учебных заведений, в том числе наиболее крупный из них Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Во многих государственных университетах России открыты кафедры теологии. Около 15 лет в Санкт-Петербурге действовала Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», «учредителями которой стали 10 вузов Санкт-Петербурга, Духовная Академия и Совет ректоров. В ряде учебных заведениях открыты храмы, которые содействуют воспитанию учащихся на основе традиционных ценностей, создают нравственную атмосферу среди преподавателей и студентов, организуют просветительские беседы, встречи и семинары». (49) (см. Приложение, 2 гл.)
Опыт Межвузовской Ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» и предложения по развитию этой деятельности будут представлены во второй главе настоящей работы на основе опыта работы в вузах Санкт-Петербурга, в которой автор принимал участие в качестве ответственного секретаря Ассоциации и одного из руководителей межвузовских программ.
Выводы в образовательной сфере
Рассмотрев эти вопросы, мы можем сделать вывод, что научная и образовательная темы в Концепции представлены достаточно полно, но многие вопросы, в частности связанные с курсом «Основы православной культуре» в Концепцию не вошли. Эти вопросы очень важны для нашего современного российского общества, т.к. определяют будущие взгляды и ценности наших детей. Поэтому они требуют общецерковного обсуждения совместно с государственными и общественными структурами. Эти вопросы выходят за рамки полномочий Церкви и ее Архиерейского собора и должны утверждаться органами государственной власти. Но это не значит, что они не должны включаться в Концепцию, наоборот, чем лучше и подробнее они будут проработаны в Концепции, тем быстрее их примет государство.
Надо отметить, что многие из этих вопросов в сфере образования в последние годы рассматривались на заседаниях Межсоборного присутствия, где был принят отдельный проект - «Образовательная концепция Русской Православной Церкви». Этот проект был направлен в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также опубликован с целью дискуссии на сайте Межсоборного присутствия и других сайтах. (50) (см. Осн. источники, № 21)
Молодежная сфера
«Быть христианином трудно. Но именно христианство омолодило мир. Да, в Православии чрезвычайно много значат старцы, умудренные опытом духовные руководители. Но если кому-то из вас выпадает радость общения с подлинно духовным священником, со старцем, вы увидите, сколько молодости, сколько радости, света, внутренних сил и мира живет в нем. «Я пришел для того, – сказал Христос, - чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Ин. 10.10) И если молодость – это символ полноты жизни, то христианство – это поистине путь молодых», - сказал патриарх Алексий в своем обращении к молодежи в начале 90-х годов. (51) (см. Доп. источники, № 31, стр. 4)