В культурно-просветительской сфере, в частности в работе с молодежью»
ФИО слушателя:Прокофьев Сергей Евгеньевич
ФИО научного руководителя:Сильвестрова Елена Витальевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1.1 Культурно-просветительская сфера
1.2 Образовательная сфера
1.3 Молодежная сфера
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ
2.1. Опыт Межвузовской Ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров»
2.2. Опыт Международного общественного движения «Славянский Молодежный Союз», члена Александро-Невского братства
2.3 Примеры взаимодействия различных государственных, церковных и общественных организаций в культурно-просветительской сфере.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОСЛАВИЯ В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ: КОНСПЕКТ АВТОРСКОГО КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СВЕТСКИХ ВУЗОВ
1. Историко-богословский очерк
2. Направления современного сотрудничество государства, Церкви и общества
ВВЕДЕНИЕ
Данная аттестационная работа является попыткой историко-богословского анализа научной и практической необходимости развития социальной роли Православия в жизни современной России на основе исторического опыта и примеров современного взаимодействия государства, Церкви и общества.
Актуальность данной работы определяется активным ростом социального взаимодействия государства, Церкви и общества, обусловленным серьезными изменениями, которые происходили в российском обществе в 1990-е — 2000-е гг. Изменилась структура общества, формируются новые общественные ценности и идеалы.
Важной частью этих общественных изменений является позиция Русской Православной Церкви и ее главы Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Под его руководством к Юбилейному Архиерейскому собору в 2000 году были подготовлены Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, которые охватили практически все сферы взаимодействия Церкви, государства и общества. Все эти процессы требуют научного внимания и анализа.
Целью данной работы является определение основных особенностей формирования и развития Социальной концепции Русской Православной Церкви, а также рассмотрение примеров взаимодействия государства, Церкви и общества в современной России в культурно-просветительской сфере, в частности в работе с молодежью.
Задачи или части исследования, которые необходимо будет провести для достижения цели работы.
1. Рассмотрение разделов Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, принятых в 2000 году, посвященных культурно-просветительским, образовательным и молодежным вопросам;
2. Анализ практического опыты культурно-просветительских программ для молодежи и студентов, проводимых в Санкт-Петербурге и в других городах совместно государственными, церковными и общественными организациями;
3. Рассмотрение новых направлений развития Социальной концепции Православия в культурно-просветительской сфере;
4. Представление в Приложении к работе материалов авторского курса «Социальная концепция Православия» для студентов светских вузов.
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней рассматриваются культурно-просветительские программы, многие из которых не имеют исторических или международных прецедентов. Часть рассматриваемых программ в культурно-просветительской сфере еще только формируется, часть программ проводятся несколько лет, но еще не стабилизировались и меняются в зависимости от окружающих обстоятельств. Поэтому, сегодня, особенно необходим научный анализ таких программ. Данная работа не дает окончательные ответы на многие вопросы и проблемы, стоящие сегодня перед Церковью и обществом в культурно-просветительской сфере, но важно, что часть этих проблем в работе названа, представлены и проанализированы примеры успешного взаимодействия государства, Церкви и общества. Все это создает основу для дальнейших исследований в культурно-просветительской сфере.
Новизной данной работы также является то, что большая часть рассматриваемых в работе культурно-просветительских программ проводятся при участии или под руководством автора. Это позволяет впервые представить в работе ряд источников и особенностей данных программ.
В частности в работе впервые представлен «Вестник Всецерковного Православного Молодежного Движения» под редакцией автора, в который были включены молодежные просветительский программы, проводимые в Санкт-Петербурге и в других городах России в период с 1991 по 1994 год.
Также впервые в работу включен сборник «Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь» изданный автором, в котором представлена карта проведения молодежных лагерей при восстанавливаемых монастырях Северо-Запада России в 1992 году.
Впервые в работу включен специальный выпуск «Вестника ВПМД» - «Современные секты в России» под редакцией автора, в котором, в том числе, представлено участие молодежных организаций в борьбе с тоталитарными сектами в России в 1993 году.
Впервые в работу включены материалы, опубликованные в студенческой газете «Петр и Павел» издаваемой автором совместно с СПбДАиС в 1999 – 2000 годах, в которой были представлены различные межвузовские просветительские программы.
Впервые в работе использовался сборник «Опыт проведения и перспективы реализации предмета ОПК» составленный автором, в который включены различные материалы и доклады учителей, преподающих курс Основ православной культуры в 2015 году.
Впервые в работе используются материалы из Справочно-информационного журнала «Соборное дело», в котором рассказывается о различных культурно-просветительских и выставочных программах, проводимых в Санкт-Петербурге в 2017 году.
В Приложении к работе впервые представлен дополненный вариант авторского учебного курса «Социальная концепция Православия (История и современность)» для студентов светских вузов, который был разработан в 2000 году при поддержке Национального института развития ОЭ РАН в рамках подготовки материалов по обсуждению Социальной концепции РПЦ к Юбилейному Архиерейскому Собору. Первая редакция данного авторского курса была издана в 2003 году в учебном пособии «Религиоведение». Прилагаемая редакция авторского курса доработана с учетом опыта преподавания курса в течении ряда лет в Педагогическом университете имени Герцена и в других вузах Санкт-Петербурга.
Историографический обзор первой главы настоящей работы необходимо начать с брошюры «Слово патриарха», изданной Санкт-Петербургской Православной Духовной Академией на основе ряда интервью патриарха Алексия II, данных им светской прессе в 1990 - 1991 годах по вопросам отношения Церкви и светского общества, особо актуальным в то время. В этих интервью были заложены практически все основные аспекты взаимодействия Церкви, государства и общества, получившие дальнейшее развитие в последующие годы.
Вторым важным и наиболее полным источником первой главы работы являются материалы Архиерейских соборов 1994, 1997 и 2000 годов, на которых постепенно формировались основные положения социальной концепции Русской Православной Церкви, которые затем в окончательной редакции были приняты на Юбилейном соборе 2000 года.
Также важным источником первой главы работы являются материалы Концепции молодежного служения РПЦ, утвержденной на Юбилейном соборе 2000 года и аналитическая статья доцента МГУ, социолога Сергея Олеговича Елишева «Молодежная политика Русской Православной Церкви в РФ», охватывающая формирование молодежной политике РПЦ с 1991 по 2012 годы.
Во второй главе в качестве основных источников надо выделить сборники материалов Покровских педагогических чтений с 2001 по 2009 годы, в которых приводятся примеры всех основных программ Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров» и Международного общественного движения «Славянский Молодежный Союз», члена Александро-Невского братства, деятельность которых подробно представлена и проанализирована в этой главе.
Завершающие программы и анализ итогов 10-летней деятельности Ассоциации «Покров» представлены в докладе автора в сборнике материалов конференции «Государство, общество, Церковь и история России ХХ века», проходившей в Иваново в 2013 году.
Итоговые материалы о деятельности Славянского Молодежного Союза представлены в докладе автора в сборнике конференции «Социальное служение Православной Церкви», прошедшей в Санкт-Петербурге в 2013 году.
Во второй главе работы также рассмотрены культурно-просветительские программы Творческого объединения «Духовное наследие» проводимые автором в Межвузовском студенческом городке, которые представлены в авторском докладе в сборнике конференции «Государство, общество, Церковь и история России ХХ - ХХI веков», проходившей в Иваново в 2015 году.
Продолжает вторую главу программа ТО «Духовное наследие», посвященная преподаванию курса Основы православной культуры (ОПК), представленная в сборнике «Опыт проведения и перспективы реализации предмета ОПК», составленного автором и изданного в 2015 году.
В третьей главе основными источниками являются материалы XXV Международных Рождественских чтений 2017 года, которые рассматривали взаимодействие Церкви, государства и общества во всех основных направлениях, что было отражено в докладах патриарха Кирилла, митрополита Меркурия, приветствии президента Владимира Владимировича Путина и в итоговых документах Чтений.
Также основными источниками третьей главы являются материалы XХ Всемирного Русского Народного Собора 2016 года и материалы Соборного присутствия Русской Православной Церкви 2016 и 2017 годов, в которых рассматривались экономические, культурные и образовательные вопросы взаимодействия Церкви, государства и светского общества.
Методы исследования, которые применялись в работе для подбора и анализа литературы – это систематизация, литература отбиралась по основным направлениям работы, касающихся формирования и развития Основ социальной концепции РПЦ, а также деятельности общественных объединений, представленных в работе. В процессе работы с источниками применялся метод сравнение основных положений, находящихся в источниках, а также анализ, развитие и интерпретация выводов, представленных в источниках.
Объектом исследования данной работы являются рассмотрение особенностей Социальной концепции Православия в культурно-просветительской сфере, в частности в работе с молодежью, и основных форм и направления реализации Социальной концепции РПЦ в современной России.
Предмет исследования является изучение отдельных глав Основ социальной концепции РПЦ, посвященных культуре, образованию и молодежи, а также примеров их дальнейшего развития. Предметом исследования также являются культурно-просветительские программы для студентов и молодежи, проводимые в Санкт-Петербурге и в других городах, развивающие отдельные направления Социальной концепции РПЦ.
Рассматривая характеристики источников, можно выделить несколько основных групп. В первую очередь это материалы Архиерейских Соборов РПЦ 1994, 1997 и 2000 годов и, принятые на Соборе 2000 года, Основы социальной концепции РПЦ и Молодежная концепция РПЦ. Данные материалы находятся в центре исследования в первой главе работы.
Ко второй группе источников можно отнести доклады и статьи, представленные на различных педагогических и просветительских научных конференциях, проходивших с 2000 по 2015 году в Санкт-Петербурге и в других городах, а так же научные статьи различных авторов по церковно-государственной тематике, опубликованных в ряде научных сборников и на общецерковных сайтах. На эту группу источников частично опирается исследование второй главы работы.
К третьей группе источников можно отнести авторские доклады, материалы и сборники по молодежной, образовательной и культурно-просветительской тематике, в том числе авторский учебный курс «Социальная концепция Православия (История и современность)», изданные с 1992 по 2015 годы, часть из которых представлена в данной работе впервые. Авторские источники представлены в исследовании всех глав работы, в первую очередь здесь можно упомянуть авторский учебный курс, работа над которым велась более 10 лет, и который стал основой для этого исследования.
К четвертой группе источников можно отнести материалы и решения общецерковных форумов, таких как XXV Международные Рождественские чтения, XХ Всемирный Русский Народный Собор и январский пленум 2017 года Соборного присутствия РПЦ. На эту группу источников опираются исследования третьей главы данной работы.
В структуру работы, таким образом, входит рассмотрение формирования основных направлений Социальной концепции РПЦ с конца 80-х годов до 2000 года и исследование, принятых на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, отдельных направлений Социальной концепции РПЦ, посвященных культуре, образованию и молодежи, вошедших в первую главу работы. В этой главе показано, как формировалась Социальная концепция РПЦ и какие вопросы в нее вошли, и какие, достаточно важные вопросы, остались не рассмотренными.
Во вторую главу работы вошли практические примеры формирования и реализации отдельных направлений Социальной концепции РПЦ в культурно-образовательной сфере, в частности в работе с молодежью, проводимые при участии и под руководством автора. В этой главе на основе практического опыта мы можем подтвердить и развить отдельные положения Социальной концепции Церкви, рассмотренные в первой главе, и предложить необходимые дополнения, которые в Социальной концепции отсутствуют.
В третьей главе работы исследованы основные направления развития Социальной концепции РПЦ, в первую очередь в культурно-просветительской сфере, на основе документов и решений общецерковных форумов - Международных Рождественских образовательных чтений, Всемирного русского народного собора и пленумов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. В дальнейшем эти решения могут передаваться на утверждение Архиерейского Собора РПЦ и включаться в Социальную концепцию Церкви, поэтому в настоящей работе они завершают наше исследование.
В Приложении к работе включен авторский учебный курс «Социальная концепция Православия (История и современность)» для светских вузов, который расширяет и дополняет отдельные положения Социальной концепции РПЦ, в основном в сфере культуры, образования и молодежи, составленные в ней достаточно кратко. Эти дополнения помогают более разносторонне рассматривать вопросы взаимодействия Церкви, государства и общества в этих сферах, привлекая к этому новые примеры и аргументы.
ГЛАВА 1