Глава 6. Улучшение культурно-просветительской, инновационной и образова-

тельной деятельности – одна из самых актуальных для России задач.....……………. с.66

6.1. Современная культурно-просветительская и образовательная деятельность –

основа для защиты потребителей, экономии и внедрения лучших достижений …………. с. 66

6.2. Необходимость применять в России лучший опыт использования культурно-

просветительской и образовательной деятельности для защиты потребителей ……….…. с. 67

6.3. Умение вести культурно-просветительскую деятельность, обеспечить безопасность работ и обучения и комфорт – главные компетенции выпускников педагогических вузов .с. 68

6.3.1. Способы улучшения охраны труда выпускников в условиях рыночной экономики ..с. 68

6.3.2. Возможные формы обучения студентов и их результативность …..………………… с. 69

6.4. Изучение и использование информации о конкурентоспособной продукции –

важный элемент культурно-просветительской и образовательной деятельности ………… с. 70

Глава 7. Лучший мировой опыт инновационной и культурно-просветительской деятельности и возможности его использования в российских условиях.…………… с. 71

7.1. Опыт работы ведущих зарубежных инновационных университетов …………………. с. 71

7.2. Необходимость инновационной деятельности ТГПУ им. Л. Н. Толстого …………… с. 73 7.3. Имеющийся опыт изучения лучшей мировой практики, публикации о ней ………..... с. 74

7.4. Результаты изучения лучшего мирового опыта энергосбережения, экономии

и защиты потребителей при минимуме бюджетных расходов и трудовых затрат ……….. с. 74

7.5. Возможности и необходимость использования в России лучшего мирового

опыта энергосбережения, экономии и защиты потребителей энергоресурсов …………… с. 77

7.6. Выводы по седьмой главе ……………………………..…………………………………. с. 81

Глава 8. Инновационно-инвестиционный проект «Портативные

Многофункциональные нагреватели класса «РАНИТ» для энергосбережения,

комфорта, защиты при чрезвычайных ситуациях»..…………………………………… с. 82

8.1. Значение предлагаемого проекта для Тульской области и всей России ……………… с. 82

8.2. Область применения разработанной продукции (список областей применения) ….… с. 83

8.3. Актуальность проекта ……………………………………………………………………. с. 83

8.4. Новизна, практическое значение и конкурентоспособность проекта ………………… с. 84

8.5. Цели и задачи проекта ……………………………………………………………………. с. 86

8.6. Главная идея проекта ………………………………………………………......……….… с. 88

8.7. Краткое содержание проекта …………………………………………………………….. с. 89

8.8. Главные этапы для малозатратной и быстрой реализации данного проекта …………. с. 95

8.9. Главные преимущества проекта и используемых новых технических решений …….. с. 95

8.10. Описание многофункциональных нагревателей класса «РАНИТ» ………………….. с. 98

8.11. Преимущества энергосберегающих нагревателей класса «РАНИТ» по сравнению

с аналогами, делающие их уникальным товаром для экспорта в любые страны мира …. с. 101

8.12. Особенности конструкции, позволяющие снизить себестоимость нагревателей …. с. 102

8.13. Изготовленные и испытанные образцы нагревателей разных модификаций ……… с. 102

8.14. Многофункциональные устройства, которые можно применять в качестве

составных частей инновационных портативных комплектов средств обучения ………... с. 107

8.15. Портативные многофункциональные комплекты-«трансформеры» на основе

лучших однофункциональных видов конкурентоспособной продукции ………….…….. с. 108

8.16. Маркетинговые исследования конкурентоспособности многофункциональных

энергосберегающих нагревателей-«трансформеров» класса «РАНИТ» и спроса на них . с. 109

8.17. Сильные стороны данного проекта ………………………………………………..….. с. 114

8.18. Выводы по восьмой главе ……………………………………………………………... с. 116

Глава 9. Программа «Развитие инновационной инфра­структуры ТГПУ

Им. Л. Н. Толстого для комплексного решения проблем улучшения энергосбере-

Жения, безопасности жизнедеятельности, экспортного потенциала, поддержки

малого инновационного предпринимательства и обу­чения молодежи»…………… с. 117

9.1. Важность программы для повышения конкурентоспособности выпускников при

трудоустройстве и начале предпринимательской деятельности, улучшения защиты

людей от неоправданных затрат, рисков и проблем с учетом лучшего мирового опыта .. с. 117

9.2. Цели программы …………………………………………………………………………. с. 117

9.3. Направления исследовательско-практической подготовки и/или работы на базе

ин­новационного учебно-тренировочного бизнес-инкубатора нового для России типа … с. 119

Глава 10. Проект «Создание уникальной Всероссийской самофинансируемой

системы нового типа для улучшения подготовки школьников и студентов к трудоустройству, инновациям, энергосбережению и бизнесу, их воспитания,

поддержки и социальной защиты»………………………………………………………. с. 120

10.1. Целипроекта ………………………………………………..………………………….. с. 120

10.2. Планируемые результаты реализации проекта ………………………………………. с. 120

Сведения об авторе, научном руководителе и координаторе проектов и программ. с. 122

Заключение………………………………………………………………………………….. с. 123

Литература…………………………………………………………………………………... с. 124

ПРЕДИСЛОВИЕ

При рыночной экономике, когда абсолютное большинство хозяйственных субъ­ектов являются частными фирмами (ОАО, ЗАО, ООО и т. п.), главная цель которых в соот­ветст­вии с их учредительными документами - получение прибыли, выпускникам вузов трудно полу­чить более привлекательную и лучше оплачиваемую работу из-за требований работода­телей уме­ть рекламиро­вать и продавать товары и услуги (включая образовательные, что нужно из-за коммерциа­лизации системы обра­зования) и уже иметь опыт и стаж такой работы, так как традицион­ные программы обучения в школах и вузах России этого пока не обеспечивают.

Решить эту проблему и улучшить условия труда и жизни выпускников можно за счет по­вышения их конку­ренто­способ­но­сти при трудоустройстве и го­товнос­ти к куль­тур­но-про­светитель­ской, инноваци­онно-внедрен­ческой и предп­риниматель­ской деятель­ности на осно­ве полу­чения ими нужных практических навыков и опыта работы еще во время учебы в вузе.

Для педагогических вузов, их студентов и выпускников это важно по многим причинам.

Во-первых, Пре­зидент Российской Федерации Д. А. Медведев и Министер­ство образо­вания и науки Россий­ской Федерации поставили задачу готовить студентов и учителей к ра­боте и в других отраслях экономики, а также к предпринимательской деятельности.

Во-вторых, коммерциализация системы образования России требует совершенствова­ния методов обучения с учетом специфики рыночной экономики и лучшего мирового опыта.

В-третьих, Министер­ство образования и науки Российской Федерации сообщило:

- о будущем уменьшении количества учителей школ, что требует подготовки учителей и студентов к работе в любых отраслях экономики и к предпринимательской деятельности;

- о необходимости уменьшения количества вузов с обеспечением защиты их студентов;

- о необходимости использования всеми вузами и школами возможностей зарабатывать.

В-четвертых, Федеральным Законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ и другими документами по­ставлена задача укрепления связей вузов с бизнесом и внедрения их научных разработок.

В-пятых, Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал 13 февраля 2011 года, выступая в городе Краснознаменске Московской области, что к 2020 году плани­руется обеспечить участие в предпринимательской деятельности половины населения России.

В-шестых, ведущие информационно-аналитические каналы часто показывают програм­мы о трудностях получения привлекательной и хорошо оплачиваемой работы даже выпуск­никами ведущих вузов Москвы из-за отсутствия у них практического опыта и стажа работы.

В-седьмых, Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым и Министерст­вом образования и науки Российской Федерации поставлены вузам в качестве важнейших задачи:

- обеспечить получение всеми студентами не только хороших теоретических знаний, но практических навыков их применения в работе и бизнесе в целях модернизации России;

- привлекать много студентов уже во время обучения и выпускников к работе в создан­ных при вузах малых инноваци­онных предприятиях, обеспечивая выплату им зарплаты.

В-восьмых, в связи с подготовкой вступления России в ВТО необходимо организовать целевую учебно-практическую подготовку студентов к трудоустройству и к работе в раз­ных отраслях экономики, а также к правиль­ному началу предпринимательской деятельности.

Следовательно, для обеспечения инновационного развития и модернизации России надо ре­шить с ис­пользованием лучшего мирового опыта ряд важных проблем, среди которых:

- повышение конкурентоспособности вузов и их выпускников, в том числе за счет обу­чения студентов методам планирования и обеспечения успешной карьеры и улучшения их кон­курентоспособности при трудоустройстве, работе и предпринимательской деятельности;

- массовое привлечение студентов к работе в инновацион­ных предприя­тиях при вузах, что должно позволить им получать зарплату и практические навыки, опыт и стаж работы;

- более массовое и правильное внедрение новой энергосберегающей продукции;

- улучшение условий труда, безопасности жизнедеятельности и комфорта насе­ления.

Данное пособие - результат 30-летнего изучения опыта ведущих зарубежных стран и вузов и возможно­стей его применения в России. Оно состоит из двух частей и десяти глав.

В первой части пособия (главы 1 – 5) рассматриваются актуальные проблемы трудо­устройства выпускников вузов и возможности их решения в условиях рыночной экономики.

В первой главе описан ряд проблем трудоустройства студентов и выпускников при ры­ночной экономике, проанализированы их причины и возможности их решения с учетом лучшего мирового опыта, избегая неоправданных финансовых и трудовых затрат и рисков. Это очень важно, так как авторами описаны и проанализированы многие известные способы обмана ищущих работу и дополнительные заработки людей, наносящие им большой ущерб.

Во второй главе показана необходимость улучшения воспитания молодежи и ее науч­но-исследовательской работы для успеха модернизации и инновационного развития России.

В третьей главе показана необходимость применять мировой опыт профориентации и обеспечения лучшего будущего молодых людей с использованием потенциала их семей, что является, по-видимому, самым эффективным при рыночной экономике способом защиты молодежи от вредных влияний, рисков и проблем и укрепления взаимопонимания в семьях.

В четвертой главе показаны: 1 - большая важность для будущей жизни выпускников их хо­рошего трудо­уст­ройства на офици­аль­ную перспек­тив­ную работу как можно скорее после окончания вуза; 2 – уникальные возможности обеспечить это с учетом законов ры­ночной эконо­мики, мирового опыта и специфики России, правильно готовя резюме, ответы на со­бе­седо­ва­ниях и т. д. Описаны причины неудач при трудоустройстве и получения соискателями меньшей зарплаты по сравнению с другими работниками, выполняющими такую же работу.

В пятой главе показаны возможности помощи студентам для улучшения их конку­рен­тоспособности при трудоустройстве и доходов за счет инновационной инфраструк­туры ТГПУ им. Л. Н. Толстого, в том числе с использованием бизнес-инкубатора но­вого типа.

Во второй части пособия (главы 6 – 10) описаны возможности использовать в России мировой опыт культурно-просветительской и инновационной деятельности для комплексно­го решения проблем образовательных учреждений и их выпускников, защиты потребителей и экономии их средств. Это позволит улучшить подготовку студентов к участию в обеспече­нии модерниза­ции и инновационного развития России с учетом лучшего мирового опыта.

В шестой главе описаны возможности применения в России лучшего мирового опыта культурно-просветительской деятельности в целях повышения конкурентоспособности обра­зовательных учреждений и их выпускников, защиты потребителей и экономии их средств.

В седьмой главе анализируется лучший опыт инновационной деятельности в ведущих странах и в их знаменитых инновационных университетах, а также показаны возможно­сти его правильного использования в условиях России, в том числе в ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

В восьмой главе описан инновационно-инвестиционный проект «Портативные много­функциональные нагреватели класса «РАНИТ» для энергосбережения, комфорта, защиты при чрезвычайных ситуациях», реализация которого позволит облегчить решение ряда задач и проблем ТГПУ им. Л. Н. Толстого, в том числе значительно улучшить его финансирование.

В девятой главе приведены сведенияопрограмме «Развитие инновационной инфра­структуры ТГПУ им. Л. Н. Толстого для комплексного решения проблем улучшения энерго­сбережения, безо­пасности жизнедеятельности, экспортного потенциала, поддержки малого инновационного предпринимательства и обу­чения молодежи», позволяющей помочь студен­там готовиться к трудоустройству и предпринимательской деятельности во время обучения.

Десятая глава содержит информацию о проекте «Создание уникальной Все­российской самофинансируемой системы нового типа для улучшения подготовки школьни­ков и студен­тов к трудоустройству, инновациям, энергосбережению и бизнесу, их воспита­ния, поддерж­ки и социальной защиты», направленном в 2011 году в Агентство стратегических инициатив.

Учебное пособие имеет цель обеспечить изучение студентами всех специальностей и правильное использование лучшего ми­рового опыта подготовки молодежи к культурно-про­светитель­ской, инновационной и предприниматель­ской дея­тельности и самых эф­фек­тивных при рыноч­ной экономике ме­тодов уменьшения их собственных расходов, рисков и проб­лем при поиске работы и в бизнесе, сильного улучше­ния конку­ренто­спо­собности при трудоуст­рой­стве, ох­раны труда, безо­пас­ности жизнедеятельности, энергосбе­режения, отоп­ления и за­щи­ты лю­дей при отключе­ниях и авариях инженерных систем жизнеобеспечения зданий и ЧС.

ВВЕДЕНИЕ

Быстрый переход России от социалистической к рыночной экономике без создания эф­фективной системы ознакомления всего населения с ее основными законами и методами их правильного использования в целях уменьшения рисков, проблем и затрат в непри­вычных для них условиях и обеспечения массового внедрения новых достижений для улуч­шения ус­ловий жизни людей создает (особенно для многих юношей и девушек и их близких) ряд про­б­лем, которых вполне можно избежать за счет использования лучшего мирового опыта.

Прежде всего к таким актуальным для России проблемам молодежи можно отнести:

1 – трудности трудоустройства и обеспечения достойного уровня жизни выпускников ву­зов, от которых работодатели зачастую требуют наличия навыков, практического опыта и стажа работы по продаже разных товаров и услуг (причем из-за коммерциализации сис­темы образования стали актуальными и задачи рекламы и продажи образовательных услуг, так как лишь так можно обеспечивать улучшение внебюджетного финансирования школ и вузов);

2 – неумение большинства населения планировать и эффективно обеспечивать успеш­ное трудоустройство своих детей на более привлекательные и лучше оплачиваемые рабочие места с хорошими условиями труда за счет лучшего и своевременного использования воз­мож­ностей школ и вузов и потенциала своей семьи, хотя в ведущих странах Западной Ев­ропы и в США именно это является основой подготовки молодежи к успешной жизни и за­щиты от проблем (в итоге в ведущих зарубежных странах очень многие юноши и девушки еще до перехода в старшие классы делают правильный профессиональный выбор и пред­ставляют свою будущую карьеру, возможные доходы и способы их повышения, а поэтому лучше используют обучение в школах и вузах для получения нужных им для успеха знаний);

3 – случаи обмана юношей и девушек при попытках найти работу или дополнительные источники дохода, а также весьма частые предложения им низкооплачиваемых работ с вред­ными и/или опасными условиями труда, а нередко - и без договора и без социальной защиты;

4 – незнание особенностей предпринимательской деятельности и всех возможных при этом проблем и затрат, в том числе и связанных с выполнением требований по охране труда и технике безопасности, часто приводят к неоправданным затратам средств и к банкротству;

5 – отсутствие массового использования учебного процесса и студенческой научно-ис­следовательской работы для ознакомления студентов с реалиями рыночной экономики и с методами повышения своей конкурентоспособности при трудоуст­ройстве, улучшения охра­ны труда и поддержки студентов и выпускников, их жизни, безопасности, ком­форта, энерго­сбе­режения и экономии с применением лучших методов, отработанных в ведущих странах.

Очень осложняет трудоустройство юношей и девушек на привлекательные должности и их жизнь также то, что в России по-прежнему (хотя ситуация на рынке труда при ры­ночной экономике изменилась и для успеха им нужен ряд дополнительных знаний и навыков, кото­рые они могут получить в школах и вузах лишь при их индивидуальном целевом обучении):

1 – все усилия школьников и их семей направлены на обеспечение их поступления в вузы, причем выбор очень многими абитуриентами своей будущей специальности - резуль­тат случайных факторов и они плохо представляют свою будущую работу, карьеру и жизнь;

2 – согласно опросам, мало кто из студентов, планирующих работать в реальном сек­торе экономики (на предприятиях, в организациях или биз­несе), представляет свою будущую работу и карьеру, а тем более целенаправленно готовится к выполнению конкретной работы;

3 – обычно студенты и их близкие откладывают подбор будущего места работы в ре­альном секторе экономике на период перед окончанием университета или после него, после чего ис­пользуют для поиска работы все возможные методы, знакомства и «связи», но в итоге лишь немногие находят привлекательную интересную работу с высокой зарплатой, так как:

- заработная плата работникам выплачивается из прибыли и редко превышает 20-30 % от ее величины (из-за уплаты налогов, затрат на обеспечение хозяйственной деятельности фирмы и прибыли и т.д.), поэтому на работу принимают умеющих сразу приносить прибыль;

- обычно собственники и работодатели сразу требуют от соискателей практический опыт и стаж прямых продаж товаров и услуг, без чего на хорошие должности не принимают;

- обычно в реальном секторе экономики должностные оклады (то есть гарантирован­ная часть ежемесячной заработной платы) во много раз ниже обещанного в объявлениях уровня заработной платы, которую можно иметь лишь при выполнении и перевыполнении очень на­пряженных планов, включающих много разных показателей, которые выпускникам трудно вы­полнить (причем даже крупные компании часто повышают план в целях экономии средств);

4 – студенты и выпускники вузов не знают простых и эффективных методов, поз­во­ляющих уменьшить затраты, риски и проблемы при поиске работы, из-за чего могут напра­с­но тратить свои деньги и время, стать жертвами обмана или получать меньше возможного, а также найти вредную или опасную работу без гарантий оплаты за нее и социальной защиты.

Поэтому для улучшения трудоустройства, карьеры и уровня жизни заинте­ресованных выпускников любых факультетов может быть полезным изучение лучшего опыта школ и ву­зов ведущих зарубежных стран и особенно их знаменитых уни­вер­ситетов. Это позволит им реальнее планировать и обеспечить свою успешную работу и карьеру или предпринима­тель­скую деятельность и быстрее и проще реализовать свою мечту за счет лучшего использова­ния своих способностей, потенциала своей семьи и обучения в ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Дело в том, что в ряде ведущих стран отработаны методы эффективной профориента­ции, поддержки и защиты молодежи в условиях рыночной экономики и обеспечения ее целе­вой подготовки к успеху при трудоустройстве, работе и бизнесе [ 1-4 ], в результате чего:

1 – всей молодежи демонстрируют за счет организации различных деловых игр в шко­лах и вузах невозможность добиться заметного успеха в любом бизнесе собственными си­лами и необходимость использования для этого потенциала партнеров, а также своего вуза;

2 – большинство молодежи уже до перехода в старшие классы выбирает свои будущие профессии и даже будущие должности, знает требования для их получения и поэтому лучше и целенаправленнее использует дальнейшее обучение в школах, колледжах и вузах для по­лу­чения нужных для успешного трудоустройства знаний и навыков при минимуме своих затрат;

3 – отработан ряд применимых и в российских условиях методов обеспечения участия школьников и студентов в свободное время в различных работах, что обеспечивает быструю проверку ими правильности своего профессионального выбора и их первые заработки без больших затрат их собственных средств, времени и рисков, а также получение ими нужных для успеха в работе и бизнесе навыков бизнес-планирования, маркетинга, рекламы и т. д.;

4 – многих школьников и студентов учат использовать потенциал своей семьи и уни­верситета для улучшения трудоустройства, доходов, карьеры и бизнеса, особенно в зна­мени­тых инновационных вузах, которые обучают всех желающих по индивидуальным целе­вым бизнес-программам и помогают им в получении лучшей работы и большего дохода за счет организации их взаимовыгодного сотрудничества со своим вузом и с другими выпускниками (именно поэтому такие их выпускники делают самую успешную карьеру во многих странах);

5 – именно современные методы обучения и информационно-пропагандистской работы обеспечивают массовое и эффективное внедрение лучшей продукции в Западной Европе и в США, улучшение условий жизни и защиту потребителей без больших бюджетных расходов.

Использование данного лучшего мирового опыта в учебном процессе ТГПУ им. Л. Н. Толстого для повышения качества подготовки выпускников всех специальностей, уровня их жизни и защиты осо­бенно важно в связи с коммерциализацией системы образования и зада­чей по обеспечению модернизации и инновационного развития России, так как это позволит:

1 – массово готовить учителей не только к проведению уроков по соответствующим предметам, но и к проведению факультативов по профориентационной тематике и по вопро­сам повыше­ния конкурентоспособности при трудоуст­ройстве, охраны труда и поддержки молодежи, улучшения ее жизни, безопасности, ком­форта, энергосбережения и экономии;

2 – повысить эффективность культурно-просветительской деятельности учителей и ее использования в целях обеспечения модернизации и инновационного развития России;

3 – предоставить студентам и выпускникам возможность дополнительных заработков;

4 – повысить роль ТГПУ им. Л. Н. Толстого как центра науки, образования и культуры;

5 – улучшить учебный процесс и внебюджетные доходы ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

ЧАСТЬ 1.

Наши рекомендации