Конструктивное общение. Контроль эмоций.
Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.
В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда - и власти над другим человеком. Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где нет постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой
Что же портит общение? Что вызывает негатив в услышанной фразе?
1. Оценочные суждения (о них уже говорилось выше). Это описание личного, субъективного впечатления (по отношению к чему-либо, в качестве аргумента, "за" или "против"). Например, «Мария некрасивая», «Мне не интересна твоя попса», «К счастью, физику отменили».
2. Слова-«должники»: «Ты должен соображать...», «Вы не должны так сердиться...»,
3. Выспрашивание, «допрос».
4. Диагноз мотивов поведения: «У тебя не хватает инициативы», «Ты просто защищаешься».
5. Убеждение логикой, успокоение отрицанием существования проблемы: «Нечего тут расстраиваться», «Все это ерунда», «Не волнуйся, все будет хорошо». Когда у тебя проблема, и ты не знаешь, как ее решить, очень раздражают люди, которые говорят: «Это же такая ерунда. Чего ты паришься».
6. Смена темы разговора: «То, что ты говоришь, очень интересно... Я вчера смотрел смешной фильм...».
7. Соревнование: - Я вчера попал в ужасную ситуацию на экзамене: мне достался такой билет... - Это что, а вот я ...
Управление своими эмоциями и чувствами
В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению.
1. Уважайте чувства других людей. Человек имеет право на свои чувства. Кроме того, не всегда легко понять, какие переживания актуализирует та или иная ситуация у человека. Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва — скорее, вы оказались только «спусковым крючком» давно копившегося раздражения по неизвестному вам поводу.
2. Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию. Один из признаков зрелости — умение предоставить другим возможность выразить свои эмоции (естественно, в допустимых пределах), не обижаясь и не поддаваясь собственным.
3. Отойдите от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение (за ваш счет). Как только вы выявите подобные попытки доказать свою силу, просто отойдите в сторону, поскольку как конфронтация, так и сдача позиций будут подкреплять это поведение. Помогите этим людям восстановить их позитивное самоотношение другими способами — без попыток побороть вас, а, например, похвалой их действительных достоинств.
4. Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики. Например, частые женские укоры: «Я же тебе говорила...», «Ты сам виноват...» вряд ли дадут желаемый эффект (подтверждение, что она — умнее собеседника) и, наоборот, вызовут ответную обиду или агрессию. Желание ото- мстить, как правило, проистекает из чувства глубокой обиды. Чтобы справиться с гневом, раздражением, злостью, можно использовать методы аутотренинга, релаксации.
Конструктивному выражению своих негативных чувств - обиды, злости, гнева, раздражения и агрессии - очень важно научиться. Помните, вы изучали психологические защиты - вытеснение, проекцию, замещение? Это - несовершенные формы управления «плохими чувствами». Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность «взрыва», понижения самооценки, ухудшения здоровья, их нужно отреагировать - т. е. «выпустить пар».
Однако отреагирование негативных эмоций не должно приносить вреда окружающим и вам самим. Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме.
Анализ негативных эмоций
1.Почему я так рассержен (обижен, напуган)?
2.Что я хочу изменить?
3.Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?
4.В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько «их» («его»)?
5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, «Они меня не любят...», «Они меня не уважают.