Формированиедвиженийребенка.Позотоническиерефлексы
Для формирования и развития двигательной системы большое значение имеет первый год жизни ребенка, так как именно в это время закладываются основы произвольных движений на базе бе-зусловных рефлексов.
При ДЦП нарушено развитие безусловно-рефлекторных меха-низмов, поэтому важно знать закономерности появления, угасания и смены безусловных рефлексов. В норме к 3—6 мес. должны уга-сать тонические рефлексы и появляться цепные выпрямительные установочные рефлексы. При церебральных параличах тонические рефлексы активизируются, усиливая зависимость мышечного тонуса от положения головы в пространстве и препятствуя последователь-ному развитию реакций выпрямления и равновесия. В норме здоро-вый ребенок начинает держать голову к 2 мес, поворачиваться со
Глава 5 |
спины на живот и обратно к 5 мес, сидеть — к 6 мес, ползать — к 7—8 мес, стоять — к 9—10 мес. и ходить — к 10—11 мес. При ДЦП психомоторное развитие ребенка задерживается.
Патологические позы и установки при ДЦП формируются по-
степенно под влиянием позотоничгских рефлексов.
1. Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР)— в положении
на животе происходит флексорная установка (сгибание головы, рук и ног), а в положении на спине — экстензорная установка (разгиба-ние головы, рук и ног).
2. Симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) —
в положении на животе происходит сгибание головы, рук и разгиба-ние ног, а в положении на спине — разгибание головы, рук и сгиба-ние ног.
3. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) —
формируется поза «фехтовальщика» — при повороте головы вправо разгибается и отводится в сторону правая рука, а левая рука при этом остается согнутой, и наоборот при повороте головы влево.
Эти рефлексы имеют выраженную гравитационную направлен-ность. Задача состоит в том, чтобы максимально снизить влияние тонических рефлексов, приводящих к порочным типичным установ-кам и позам и выработать противоположные выпрямительные уста-новочные антигравитационные рефлексы, такие как лабиринтный ус-тановочный рефлекс (ЛУР), симметричный шейный установочный рефлекс (СШУР) и асимметричный шейный установочный рефлекс (АШУР).
Кроме того, необходимо развивать реакцию равновесия. Для ста-новления вертикальной позы у ребенка важно развитие рефлектор-ного механизма, обеспечивающего функцию сохранения равновесия при сидении, стоянии, ходьбе. Этот механизм состоит из группы ме-ханических реакций, называемых реакциями равновесия (Л.О. Бада-лян, Л.Т. Журба, О В. Тимонина, 1988). Реакции равновесия более сложны и разнообразны, их осуществление обеспечивается взаимо-действием вестибулярного аппарата, мозжечка и коры больших по-лушарий. Это самая высокая форма развития автоматических двига-тельных реакций. Подобно реакциям выпрямления, реакции равновесия развиваются в течение длительного времени в опреде-ленной последовательности и появляются в период, когда реакции выпрямления уже полностью установились. К 1,5—2 годам реакции равновесия уже сформированы, но еще не совершенны. Они развива-ются и совершенствуются до 5—6 лет. При произвольных движени-ях реакции выпрямления и равновесия постоянно взаимодействуют и адаптируются для выполнения любых специфических навыков. Пер-
256 Частные методики адаптивной физической культуры
воначальные примитивные общие двигательные реакции постепен-но видоизменяются, включаясь в изолированные и целенаправлен-ные движения. Реакции равновесия появляются у ребенка, если в положении на животе, на спине, сидя, на четвереньках, стоя изменять его положение, осторожно подталкивая из стороны в сторону или вперед, назад. При этом ребенок будет поворачивать голову и изги-бать туловище, компенсаторно сохраняя равновесие.
5.2. Двигательная реабилитация детей с ДЦП
Основным средством двигательной реабилитации является ЛФК. ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий ЛФК от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3—4 года) — 15 мин, со средней (4—5 лет) — 20 мин, со старшей (5—6 лет) — 25 мин, с подготовительной (6—7 лет) — 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально.
В дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинирован-ного вида имеются специализированные группы детей с церебраль-ной патологией.
Занятия ЛФК могут проводиться также в лечебных учреждени-ях или реабилитационных центрах различными курсами, включая комплексное лечение.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в специа-лизированных детских садах и школах имеет свои особенности. Де-ятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной ха-рактером заболевания детей. Недостаток методических материалов вынуждает руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, или разрабатывать собственные программы, при этом специалисту необходимо хорошо ориентироваться в медицин-ских аспектах патологии. Для специальных образовательных школ ДЦП в 1986 г. разработана программа, но только для 1—4-х классов. Для средних и старших классов программ по физическому воспитанию и ЛФК нет. Учителю физкультуры и руководителю по физическому воспитанию необходимо знать методы и принципы последователь-ности формирования двигательных навыков ребенка с ДЦП. При тренировке двигательных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целе-сообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. В первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.
Глава 5 |
/. Тренировка удержания головы. В положении на спине
вырабатывается умение приподнимать голову, поворачивать ее в сто-роны. Это важно для освоения следующего двигательного навыка — поворотов и присаживания. В положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раска-чивая его вперед-назад. Раскачивание на мяче тренирует не только ре-акцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия (рис. 5.1 и 5.2).
Рис.5.1. Упражнения для форми- | Рис.5.2. Упражнения для форми- |
рования вертикального положения | рования контроля за положением |
головы | головы и развития реакции опоры |
и равновесия рук . , |
Тренировка поворотов
туловища. Повороты | со спины | ||
на бок и со спины на живот сти- | |||
мулируют подъем головы, тормо- | |||
зят влияние шейных | тонических | ||
рефлексов, развивают координацию | |||
движений, равновесие. В положе- | |||
нии на боку ребенок видит свои | |||
руки, что способствует выработке | |||
зрительно-моторных координации. | |||
Кроме того, вращательные движе- | |||
ния необходимы для поддержания | Рис.5.3. Упражнения для трени- | ||
равновесия (рис. 5.3). | |||
ровки поворотов | |||
9—1900 |
Рис.5.7. Упражнения для форми-рования умения встать на ноги |
Рис.5.8. Упражнения для форми-рования умения ходить |
258 Частные методики адаптивной физической культуры
3. Тренировка ползания на четвереньках. Вначале необхо-димо тренировать поднимание головы и опору на предплечья и ки-сти в положении на животе. В положении на четвереньках трениру-ется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением головы. Для ползания на четвереньках необходимо правильно пере-мещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать реципрок-ные движения конечностями (рис. 5.4 и 5.5).
Глава 5 |
ция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц ко-нечностей, необходимую для вер-тикальной ходьбы. Тренировка функции стояния предусматрива-ет формирование равномерной опоры на стопы, контроль вер-тикальной позы туловища и со-хранение реакций равновесия (рис. 5.7). v
Рис.5.4. Упражнения для форми-рования положения на четвереньках
Тренировка сидения.
Умение сидеть требует хороше-го контроля головы, распростра-нения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций рав-новесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция па-тологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает сво-бодные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята (рис. 5.6).
Рис.5.5. Упражнения для форми-рования умения ползать на четве-реньках
Рис.5.6. Упражнения для форми-рования функций сидения
6. Тренировка ходьбы. Длятренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяжести на опорную ногу, пере-мещение неопорной ноги, пра-вильная постановка стоп, возмож-ность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномер-ное распределение массы тела на обе стопы, правильное направле-ние движения и ритм. Сначала ребенка обучают ходьбе с поддер-жкой (руками взрослого, парал-лельными брусьями, канатом, под-весной дорогой, шведской стенкой и пр.). Затем ребенок учится ходить самостоятельно (рис. 5.8).
Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать та-кие задачи, как:
— нормализация произвольных движений в суставах верхних и
нижних конечностей;
— нормализация дыхательной функции;
— формирование навыка правильной осанки и правильной уста-
новки стоп;
5. Тренировка стояния. Способность к стоянию основывает-ся на освоении сидения и вставания на колени. В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туло-вища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реак-
— коррекция сенсорных расстройств;
— коррекция координационных нарушений (мелкой моторики
кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности дви-
жений, ориентировки в пространстве);
260 Частные методики адаптивной физической культуры
— тренировка мышечно-суставного чувства;
— профилактика и коррекция контрактур;
— активизация психических процессов и познавательной дея-тельности.
Различные методики ЛФК для решения перечисленных задач описаны как отечественными (Бортфельд С.А., 1971; Семенова К.А., 1976, 1999; Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В., 1988; Мастюкова Е.М., 1991; Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991; Шама-рин ТТ., Белова Г.И., 1999; Гросс Н.А., 2000; и др.), так и зарубежны-ми специалистами (Фелпс, 1940; Лидеман, 1963; К. и Б. Бобат, 1964, 1983; Тардье, 1984; Войт, 1986; и др.). Психолого-педагогические и соци-альные аспекты коррекции, воспитания и обучения детей с церебраль-ным параличом освещены в трудах М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастю-ковой, 1985; Л.М. Шипициной, 1996; Л.М. Шипициной, И.И. Мамайчук, 2001; Нэнси Р. Финни, 2001; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2001; и др.