Коррекционно-развивающие подвижные игры
Глава 4 | |||||
Продолжение | табл. | ||||
ко я скажу: "Рычи, лев, рычи", — каж- | ция голосовых связок, | ||||
дый из вас должен встать в угрожа- | имитация движений, во- | ||||
ющую стойку льва с выпущенными | ображение, развитие | ||||
когтями и как можно громче рычать | мелкой | моторики | рук, | ||
"р-р-р-р"». После игры все дети па- | расслабление | ||||
дают от усталости на маты и отды- | |||||
хают в непринужденных позах | |||||
2. «Лохматый пес» | Развитие | быстроты ре- | |||
Содержание игры. В определенном | акции, внимания, коорди- | ||||
месте (на скамейке, внутри обруча) | нации | элементарных | |||
сидит на корточках (руки под щеку) | движений, ловкость увер- | ||||
спящий «пес». Дети из своего дома с | тывания, активизация ре- | ||||
противоположной стороны (на носоч- | чевой деятельности, рит- | ||||
ках, руки на пояс, плечи расправлены, | мичность | движений, | |||
спина прямая), крадучись, двигаются | заданная | речитативом, | |||
по направлению к «псу», хором тихо | развитие скоростных ка- | ||||
приговаривая: | честв, | акцентированное | |||
Вот сидит лохматый пес, | внимание на сохранении | ||||
В лапы свой уткнувши нос, | правильной осанки, про- | ||||
Тихо, мирно он сидит, | филактика плоскостопия | ||||
Не то дремлет, не то спит | |||||
Подойдем к нему, разбудим.. |
И посмотрим: что же будет?
С последними словами дети вплотную подходят к «псу», хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом, а «пес» их ловит. Пойманный становится «псом».
Варианты усложнения:
— при большой группе играющих мо-
жет быть увеличено количество «псов»; | •< | |
— вместо ходьбы на носочках могут | ||
быть использованы другие упражнения |
№ Содержание
п/п|
1. «Рычи, лев, рычи»
Содержание игры. Ведущий говоритиграющим: «Мы все львы, целая льви-ная семья. Давайте узнаем, кто из львов рычит громче всех. Как толь-
Направленность
Снижение психоэмоцио-нального ьапряжения, снятие агрессивности, закрепление произноше-ния звука «р», активиза-
3. «Фокусник» | Развитие мелкой мотори- | ||
Инвентарь: ленты | длиной не | менее | ки пальцев рук, быстро- |
1 м по количеству играющих. | ты реакции, закрепление | ||
Содержание игры | Дети стоят | пара- | навыка порядкового сче- |
ми, одной рукой держа партнера за | та, кратковременной | ||
руку, другой — за уголок ленту. По | памяти, формирование | ||
команде ведущего все вместе начи- | осанки | ||
нают считать по порядку цифры: 1, 2, | |||
3 и тд., стараясь как можно быстрее |
Частные методики адаптивной физической культуры | ||
Продолжение табл.
спрятать ленту в кулак. Тот, кто со-брал ленту в кулак, поднимает руку и запоминает цифру. Победителем считается тот, кто быстрее спрятал ленту и правильно запомнил цифру.
Варианты усложнения:
— увеличить длину ленты;
— вместо ленты взять лист бумаги размером в половину газетного листа
Глава 4 | ||
Продолжение табл. | ||
(стойка, стена, дерево), касаются его и | ||
бегут назад; после этого стартует вто- | ||
рая пара и т.д. Побеждает команда, | ||
закончившая эстафету первой. | ||
Варианты | усложнения: | |
— добежав | до ориентира, | «сиамские |
близнецы» строят дом из поролоновых | ||
кубов того же цвета, что и их ленточка; | ||
— добежав до ориентира, | «сиамские |
Воробушки и кот»
Инвентарь: обручи.
Содержание игры. «Воробушки» ста-вят свои домики (обручи) в преде-лах игровой площадки, где они ходят на носочках, машут крылышками, клю-ют зернышки, пьют водичку и т.п. За игровой площадкой ходит «кот», ко-торый мяукает, показывает коготки, уг-рожая «воробушкам». По команде ве-дущего: «Воробушки, полетели!» — дети выбегают из своих домиков, рез-вятся, прыгают, купаются, чирикают. По команде ведущего: «Кот идет!» — воробушки прячутся в домики, а кот старается их поймать. Пойманный ме-няется местами с котом, и игра про-должается
Совершенствование тех-ники знакомых движе-ний при отвлекающем отслеживании действий другого объекта, распре-деление внимания, раз-витие выразительности имитационных движе-ний, быстроты двига-тельной реакции, пери-ферического зрения
близнецы» устанавливают там кегли, | |
вторая пара их забирает, третья снова | |
устанавливает и т.д. | |
6. «Говорящий мяч» | Дифференцировка уси- |
Инвентарь: мяч (волейбольный, на- | лий при бросках и лов- |
бивной, теннисный). | ле мяча разного объе- |
Содержание игры. Дети стоят в ше- | ма и веса, расширение |
ренге. Ведущий бросает мяч каждо- | активного словаря, раз- |
му игроку по порядку и называет лю- | витие внимания при |
бую букву. Ребенок, поймав мяч, | следящих движениях, |
приседает с ним, а поднимаясь и воз- | активизация мышления |
вращая мяч ведущему, называет слово, | |
начинающееся с этой буквы. Напри- | |
мер, «А» — «Арбуз». | |
Варианты усложнения: |
— ведущий бросает разные мячи;
— ведущий, бросая мяч, говорит сло-
во, а ребенок, возвращая мяч, называ-
ет другое слово на ту же букву;
«Сиамские близнецы»
Инвентарь: цветные ленты, пороло-новые кубы.
Содержание игры. Дети делятся напары, встают плечом к плечу, обни-мают одной рукой друг друга за пояс, «внутренние» ноги ставят вплотную одну к другой и обвязывают их выше коленей цветной лентой. Теперь они «сиамские близнецы». Игра проводит-ся в виде эстафеты. В каждой ко-манде от двух и более пар «сиамских близнецов». По команде первые пары каждой команды в позе «сиамских близнецов» добегают до ориентира
Развитие ловкости, со-гласованности действий с партнером при огра-ниченных двигательных возможностях, диффе-ренцировка усилий при перемещении, быстроты реакции, точности дви-жений мелкой мотори-ки, воспитание ответ-ственности, дисциплины, доверия к партнеру
— ведущий называет слово, а ребе-
нок — словосочетание или предло-
жение. Например, «Ворона» — «Во-
рона сидит на дереве»;
— ведущий называет цифру, а ребе-
нок — цифры-соседи. Например, «3»,
нужно назвать «2» и «4»
7. «Дунем раз...» | Развитие | дыхательной |
Инвентарь: мячи для настольного | мускулатуры, активиза- | |
тенниса по количеству участников. | ция выдоха, расширение | |
Содержание игры. Дети делятся на | словаря и ритмичности | |
две команды, у каждого мяч для на- | звукопроизношения, раз- | |
стольного тенниса. С линии старта | витие способности уп- | |
первые в колоннах игроки ползут на | равлять | силой дыха- |
218 Частные методики адаптивной физической культуры
Продолжение табл.
Глава 4 | ||
Продолжение табл. |
четвереньках и, дуя на мяч стараются докатить его до стены (или линии, на-ходящейся в 6—8 м от линии стар-та). В это время остальные игроки говорят хором: «Дунем раз, дунем два, дунем три, докатили до стены». До-катив шарик до стены, первые игро-ки бегом возвращаются к команде. Вторые, а затем третьи делают то же. Выигрывает команда, первой закончив шая эстафету.
Вариант усложнения:
— теннисный шарик нужно прока-тить между ориентирами (кеглями, на-бивными мячами)
тельных движений дл перемещения шарика заданном направлении координация движени и дыхания
буквы есть крючок. По сигналу пер- | ||
вый игрок каждой команды бежит к | ||
стенду по начерченной линии, выве- | ||
шивает первую букву слова на стенд | ||
и возвращается назад, второй игрок | ||
вывешивает вторую букву и т.д. Вы- | ||
игрывает команда, первой «написав- | ||
шая» свое слово | ||
10. «Обгони» | Развитие силы | всех |
Инвентарь: санки с веревкой, лыж- | мышечных групп, быст- | |
ные палки (по количеству команд). | роты реакции на стар- | |
Содержание игры. Дети делятся на | товый сигнал, общая ко- | |
команды по 3 человека в каждой. | ординация, равновесие и | |
Один садится на санки, двое других | согласованность | дей- |
8. «Робот»
Инвентарь: повязка на глаза.
Содержание игры: На глаза ведущегонадевается повязка — он робот, а дети заранее договариваются, в какое ме-сто он должен прийти и какие зада-ния выполнить по пути (сесть на ска-мейку, взять обруч, найти и бросить мяч и т.п.). Дети, давая команды «Впе-ред», «Назад», «Вправо», «Влево», «Стой», «Наклонись, возьми мяч», «3 шага вперед» и т.д., должны привес-ти робота к цели.
Вариант усложнения:
— то же задание, но выполняют его два «робота», взявшись за руки
Собери слово»
Инвентарь: наборы KapTOLeK с бук-вами: 1) «д», «а», «ш», «а»; 2) «м», «а», ш», «а»; два вертикальных стенда.
Содержание игры. Игра проводитсяi виде эстафеты. Каждая команда по-[учает по равноценному набору букв, [з которых сообща составляет слово ; относит свой набор карточек к вер-икальному стенду, где длч каждой
Внимание, ориентиров ка в пространстве без зрительного контроля знание основных на-правлений движения, способность дифферен-цировать команды и двигательные действия на слух
Навык совместных со-гласованных действий, взаимопонимание, взаи-мопомощь
Развитие сообразитель-ности, быстроты реак-ции и движений, мелкой моторики пальцев рук, комбинаторики, приобре-тение навыков совмест-ных действий, способ-ность воспроизведения прямолинейных движе-ний в беге
по сигналу, взявшись за веревку, ве- | ствий партнеров | |||
зут его вперед, огибают ориентир | ||||
(лыжную палку) и возвращаются к | ||||
линии старта. Команда, закончившая | ||||
первой, получает одно очко, вторая — | ||||
два, третья — три. Игра продолжает- | ||||
ся до тех пор, пока каждый участник | ||||
не побывает в роли сидящего в сан- | ||||
ках. Выигрывает команда, которая | ||||
наберет за три «поездки» меньшее ко- | ||||
личество очков | ||||
11. «Снежная баба» | Развитие | мелкой мото- | ||
Инвентарь: ведро, морковка, угли | рики, согласованности | |||
Содержание игры. Дети делятся на | движений с действиями | |||
команды по 2—3 человека, включая | партнеров и коллектив- | |||
одного взрослого, и получают задание, | ных | действий, способ- | ||
в течение 10 мин скатать снежный | ность управлять усили- | |||
ком возможно большей величины. Ко- | ем, | направлением и | ||
манды сами выбирают место, где лег- | амплитудой движений, | |||
че выполнить задание. Выигрывает | развитие | простран- | ||
команда, | скатавшая самый большой | ственной | ориентации, | |
снежный шар. Затем все вместе с по- | фантазии и творчества | |||
мощью взрослых лепят снежную бабу, | ||||
украшая ее шляпой (ведром), носом | ||||
(морковкой), глазами (угольками) и т.п. | ||||
Варианты | усложнения: | |||
— самостоятельное выполнение зада- | ||||
ния, без участия взрослых |
Частные методики адаптивной физической культуры | ||
Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множе-ство коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов — физиче-ского упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов со-циальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.
4.5.Дополнительноефизкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости
Дети, имеющие легкую умственную отсталость, получают образо-вание в специальных (коррекционных) школах, преимущественно ин-тернатного типа, часть детей-сирот, оставшихся без попечения родите-лей, воспитывается в специальных детских домах и меньшая часть — в домашних условиях. Для всех форм характерна замкнутость сис-темы образования, изоляция от общества, что ограничивает соци-альную интеграцию данной категории людей в общество, и само общество дистанцируется от них (Воронкова В.В., 1994; Бгажно-кова И.М., 1997; Шипицына Л.М., 2002).
Социальная адаптация выпускников коррекционных школ выра-жается в общественно-полезном труде, который в большинстве слу-чаев связан с повышенной двигательной активностью (сельскохозяй-ственный, строительный, столярный, слесарный, швейный и другие виды производственной деятельности). Уровень профессиональной подготов-ленности во многом определяется степенью развития физических ка-честв и координационных способностей, соматического здоровья, зака-ленности организма к неблагоприятным условиям окружающей среды.
Два-три урока физкультуры в неделю, немногочисленные вне-классные формы занятий и спортивных мероприятий, предусмотрен-ные школьной программой, не удовлетворяют потребности детей в двигательной активности и не обеспечивают должного уровня физи-ческой подготовленности к независимой самостоятельной жизни.
Вместе с тем изучение физического состояния умственно от-сталых школьников показало, что 36% детей, подростков, юношей и девушек имеют вторичные дефекты двигательной сферы, 32% — соматические заболевания, частично они носят сочетанный харак-тер. Это означает, что более 50% школьников с умственной отста-лостью нуждаются в коррекции этих нарушений. Вторая половина от общего числа школьников не имеет выраженных соматических
Глава 4 | ||
заболеваний и дефектов развития. При отсутствии медицинских про-тивопоказаний этим школьникам доступны занятия спортом, повы-шенные режимы физической нагрузки.
Астафьевым Н.В. и Самыличевым А.С. разработана, апробиро-вана и дала положительные результаты «Концепция дополнительно-го физкультурного образования умственно отсталых школьников» (1997). Авторы предлагают дополнительные формы образования, вклю-чающие школьников всех возрастов с разным уровнем соматичес-кого здоровья. По мнению авторов в современных социально-эко-номических условиях это наиболее эффективный путь социализации, социально-трудовой "адаптации, спортивного воспитания школьников с умственной отсталостью. Организация дополнительного физкуль-турно-спортивного образования возможна на базе создания специа-лизированных детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП) для детей и подростков с нарушением интеллекта, а так-же создания отделений и групп на базе действующих ДЮКФП, пре-дусматривающих интеграцию со здоровыми ровесниками.
Специализированный ДЮКФП для умственно отсталых школь-ников должен иметь следующие отделения и группы.