Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс (цит. по Г.Г. Демирчогляну, Школа здоровья глаз. — СПб., 1996. — С. 26) предлагает комплекс упражнений, который он раз-работал после ознакомления с методикой совершенствования зорко-сти индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наруж-ных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предме-ты. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать пол-ным расслаблением и с помощью следующих упражнений.

• Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза.

В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

• Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в ле-

вый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

• Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Вы-полнить 40 поворотов.

• В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыь глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

• Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

• Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наруч-ные часы. Повторить 15 раз.

Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2—3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы,


Частныеметодикиадаптивнойфизической культуры  
   

тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и пи-тание глаз.

Профилактика травматизма

Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нару-шенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревно-ваний и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторож-ности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время урока учителю следует постоянно контролировать са-мочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение коорди-нации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на уста-лость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стрем-ление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом с деть-ми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычай-ное происшествие. Как правило, они являются результатом неудов-летворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой орга-низацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требо-ваний врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным по-ведением ученика при занятиях физическими упражнениями.

Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нару-шений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.


Глава 2

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику основным зрительным функциям.

2. Дайте характеристику основным глазным заболеваниям, наибо-лее часто встречающимся у детей школьного возраста.

3. Как вы понимаете термин «ребенок с нарушением зрения»?

4. Охарактеризуйте особенности физического развития дете£ со зрительной депривацией.

5. Охарактеризуйте особенности психического развитие детей с нарушением зрения.

6. В чем заключается коррекционная направленность адаптивного физического воспитания дегей с депривацией зрения?

7. Перечислите противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения.

8. При каких офтальмологических заболеваниях предусмотрены противопоказания и к каким видам физических упражнений?

9. Перечислите задачи (общие и коррекционные) адаптивного фи-зического воспитания детей с депривацией зрения.

10. Перечислите методы и метсдические приемы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям.

11. Какие сохранные функции необходимо развивать у незрячих и слабовидящих детей на уроках физического воспитания?

12. Какие ориентиры используют незрячие школьники в процессе физического воспитания?

13. В чем заключается коррекционна? направленность подвижных игр?

14. Дайте характеристику структуры и содержания урока коррекци-онной направленности.

15. В чем заключаются особенности обучения незрячих детей пла-ванию?

16. Перечислите формы повышения двигательной активности детей с депривацией зрения.

17. Перечислите особенности общения с детьми, имеющими зритель-ные нарушения

18. Перечислите условия предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.

19. В чем заключаются особенности регулирования физической на-грузки на уроках физкультуры, ригмики, ЛФК?

20. Существует ли разница в методике обучения двигательным дей-ствиям незрячих и слабовидящих детей?

94 Частные методики адаптивной физической

Литература

1. Ермаков В.П., Якунин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие,обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000.

2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Донецк,1997.

3. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков (пере-вод). — СПб., 1998.

4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.

5. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. М., 2001.

6. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младшихшкольников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 1997.

7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нару-шенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. — СПб., 2001.

8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.

9. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. — М., 1997.

10. Шкарлова СИ., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость,астигматизм. — Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.

11. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическоепособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучрежде-ний и родителей. — М., 1997.

Глава

Наши рекомендации