Направления воспитательной работы в спец шк
А) Нравственное воспитание-процесс целенаправленного формирования у школьников нравственного поведения, нравственных чувств, нравственного сознания.
У школьников с тнр осуществляется с учетом их речевого недоразвит. Практика воспитан детей в условиях спец шк подтверждает возможность высокого нравственного развит ребят. Выпускники владеют знаниями о нормах морали современного общва и навыками нравственного поведения.
Успешность решения задач нравственного воспитан зависит от воспитания в семье, где ребят приучают к нормам поведения, учат общению с окружающими.
Б) Трудовое воспитан-процесс формирования положит отношения к труду, потребности трудится, воспитания уважения к людям труда.
Для детей с тнр трудовая деятельность имеет коррекционную значимость, тк формирует потребность в речевом общен, развивает чувство коллективизма, содействует соц адаптации в дальнейшем.
Существующая в РБ система трудового воспитан лиц с речевой патлогией позволяет не только подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности, но и сформировать положительное отношен к труду.
В) Умственное воспитан-процесс формирован системы научных знаний и культуры умственного труда, совершенствование познавательной деятельности, овладения учебными умениями.
Умственное воспитан детеей с тнр отражает потребность ощва в специалистах высокой квалификации, котор владеют умением управлять автоматизированным производством.
Отечественная наука отстаивает идею возможности высокого умственного развит детей с тнр с опорой на их компенсаторные механизмы, путем организации спец обучен. Часть выпускников спец шк поступает не только в колледж, но и в ВУЗы.
Г) Эстетическое воспитан-процесс формирован эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, общве.
Система эстетич воспитан учеников с спец шк предусматривает проведен спец уроков (рисован и тд), внеклассных мероприятий, вовлечение ребят в худ кружки.
Опора на сохранные анализаторы, развитие всех сторон речи позволяет добиваться значительных результатов в эстетическом воспитан ребят.
Д) Физическое воспитан-процесс формирован физически здорового организма, совершенствование физич качеств детей, котор обеспечивают готовность учеников с тнр к физич и умственному труду.
Специалисты отмечают наличие отклонений в физич развит учеников с тнр (нарушение равновесия, координации движен и тд). Система уроков физкультуры, музыкально-ритмических занятий, режим спц шк организация спортивных секций способствуют физич и речевому рарзвит школьников.
В спец шк важен медицинский контроль. Включение учеников в разные виды деятельность, котор требуют физич нагрузки, осуществляется только после разрешен медиков.
Методы воспитания учащихся.
Методы воспитания-пути воздействия педагогов на воспитанников с целью формирован у них положительных черт личности.
В науке выделяются следующие группы методов воспитан:
А) информационные: рассказ, объяснение, беседа (общественно-политическая, эстетическая, этическая), чтен газет и книг, просмотр фильма, жизненные примеры.
Направленны на просвещение в области норм морали, нравственности, общественной жизни страны.
Б) практические: упражнен и практические задания, игра (сюжетно-ролевая, деловая), организация общественно-полезной деятельности, создание и решение проблемных ситуаций.
Направлены на выработку умений, поведения учеников, закрепления норм морали в их собственной деятельности.
В) стимулирующие: поощрение (похвала, вручен грамот, звездочек, цветочка за хорошо выполненное задан), наказание (запись в дневник, замечание).
На практике все группы методов действуют взаимосвязно и применяют с учетом возрастных, индивидуальных, речевых возможностей. Особенно важно соответствие методов задачам воспитания. Напр, воспитывая трудолюбие воспитатель опирается на практические методы. Остальные методы в данном случае выполняют второстепенную роль.
В процессе воспитан интереса к искусству, сначала преобладают информационные методы, а потом все больше привлекаются практические.
11 Организация самоподготовки.
Организация и подготовка дом задан является важной частью работы воспитателя. Проводится с использованием необходимого наглядного и дидактич материала. Такая организация обеспечивает повышение самостоятельности ребят при выполнен дом задан.
Основные требован к проведен: 1) преемственность в работе учителя и воспитат 2)подготовка воспитателя к каждому занятию с детьми (знание учебного и речевого материала, методики работы над ним, подготовка необходимых пособий, подбор заданий для окончивших самоподготовку раньше, 3)соблюден речевого режима, работа над развит речи и фонематич восприят 4)руководство коллективной самоподготовкой учащихся и оказание индивидуальной помощи ученикам 5)проведение самоподготовки в соответсв с режимом дня, после обеда и продолжительного отдыха учеников.
В ходе самоподгот решаются образовательные,коррекционные и воспитатлеьные задачи.
Основные задачи: 1)закреплен ЗУН, полученных на уроке 2) обучение приемам самостоят работы 3)формирован навыков учебной деятельности 4) развит всех сторон речи, активизация речевого общения 5) совершенствован познавательной и эмоциональной сферы.
У учащихся с тнр наблюдается формальное отношен к выполнен дом задан, тсуствие самостоятельности, и неуверенность в выполнен задан, неумение рационально использовать время. В спец шк самоподготовка проводится в 16:00, длится 1,5 ч. В начале самоподг воспитатель организует речевую зарядку (3-5мин).
На самоподготвке организуется обстановка близкая к домашней. Сначала воспитатель вместе с детьми определяет порядок выполнен дом задан, котор записывается на доске (чаще сначала выполняются письменные задан, потом устные).
Дом задан выполняются колллллективно. Инструкция к каждому задан читается хором. На доске разбирается и объясняется образец данного упр. Потом воспитат индивидуально опрашивает учеников, выясняя что каждый понял как выполнять работу. Далее сильнейшие ученики в черновике выполняют по аналогии самостоятельно рассмотренное задан, со слабыми учениками воспитатель работает у доски. После выполнен части задания разрешается обмен мнениями, детям предоставляется возможность сделать перерыв (физкультминутка).
В ходе выполнен заданий воспитатель организует проверку устных и письменных работ, помогает слабым ученикам, подключает к этой работе более сильных учеников.
В процессе самопродг воспитатель учит планировать свою учебную деятельность, отчитывать о выполнении задан, рационально использовать время. Такая организация активизирует мыслительную деятельность, дисциплинирует и помогает закончить выполнен дом задан по каждому предмету в установленный срок.
В конце самоподг подводится итог, дается краткая оценка работам. О результатах проведен самоподготовки и уровне подготовленности воспитатель сообщает учителю нач классов или классному руководит.