Организация и построение занятий
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
План: Введение - Многообразие форм занятий как предпосылка
непрерывности процесса физического воспитания.
1. Общая характеристика форм построения занятий.
2. Характерные черты и разновидности уроков физической культуры.
3. Структура урока физической культуры.
4. Особенности самодеятельных форм занятий.
Процесс физического воспитания населения и индивидуума должен
носить непрерывный характер (многолетняя система физвоспитания).
Однако практически его можно реализовать лишь в виде отдельных
относительно самостоятельных занятий физическими упражнениями. Эти
занятия в системе воспитания различного контингента населения могут
значительно различаться по длительности интервалов между ними, по
целям и содержанию, по структуре.
Основными причинами этого являются:
- основной вид и режим деятельности занимающихся,
- их индивидуальные особенности,
- средовые и климатические условия,
- техническая оснащенность.
Многообразие форм занятий является не только предпосылкой
непрерывности процесса физического воспитания населения, но и
обеспечивает более полное привлечение людей к регулярным занятиям
физическими упражнениями с учетом индивидуальных потребностей и
способностей.
Занятия
физическими
упражнениями
могут
проводиться
специалистами физической культуры и спорта; они могут носить и
самодеятельный характер.
Занятия
в
государственной
системе
образования
являются
обязательными (дошкольные учреждения, школы, учебные заведения.
Общая характеристика форм построения занятий
В настоящее время в организованной практике физического воспитания
и самодеятельном физкультурном движении принято выделять следующие
формы занятий физическими упражнениями:
У р о ч н ы е ф о р м ы з а н я т и й
Н е у р о ч н ы е ф о р м ы з а н я т и й
У р о к
З а н я т и я у р о-
К р у п н ы е
М а л ы е
ч н о г о т и п а
ф о р м ы
ф о р м ы
(По обязательному (В группах ОФП, (С упорядоченной (Непродолжитель-
курсу ФВ в учеб- секциях и командах деятельностью
ные серии физичес-
ных заведениях)
под
руководством
ких упражнений в
-
соревнователь-
специалиста)
повседневном
ре-
ные формы (спор- жиме дня):
тивные
и
физ- - утренняя гигие-
культурно-спор-
ническая зарядка
- вводная гимнас-
тивные состязания); тика, ф/паузы,
-
самодеятельные ф/ минутки;
(индивидуальные и -“микросеансы”
групповые) формы отдельных физи-
ческих
упражнений
физкультурно-
тренировочного
кондиционного
и характера в по-
спортивнотрени-
вседневном режиме
ровочного
харак- дня
тера
(быстрая
ходьба,
аэробный
бег и гимнастика
большой продолжи-
тельности);
-
физкультурно-
рекреативные фор-
мы
(подвижные
перемены,
спор-
тивные игры по
свободному регла-
менту, туристичес-
кие походы)
Урочные формы занятий относятся к основным, т.к. в процессе их
проведения происходит эффективное обучение двигательным действиям,
осуществляются значительные развивающие воздействия или действия,
поддерживающие повышенную тренированность функциональных систем
организма и связанных с ним способностей. На отдельных этапах
многолетнего процесса физического воспитания основными могут быть
соревновательные формы или кондиционные занятия самодеятельных
форм. В сочетании с основными определенную роль в оптимизации
процесса ФВ играют и другие, дополняющие их.
Дополнительные формы занятий, как правило, подчинены задачам
основной деятельности (малые формы) или направлены на организацию
двигательной
активности
занимающихся
в
качестве
средства
восстановления или оптимизации функционального состояния организма,
активного отдыха (игры, прогулки и т.п.).
Разнообразие форм занятий позволяет более рационально строить
многолетний процесс физического воспитания различного возрастного
контингента с учетом реальных условий, индивидуальных и групповых
особенностей, а также обеспечить соответствие форм занятий их
содержанию в многолетнем аспекте.
Характерные черты и разновидности уроков
Физической культуры
Основной, педагогически упорядоченной формой построения занятий
физическими упражнениями является урок физической культуры,
проводимый
в
школах,
профессионально-технических
училищах,
специальных средних и высших учебных заведениях. Урок имеет ярко
выраженную образовательно-воспитательную направленность. Каждый
урок носит самостоятельный характер. В то же время он является
органическим составным элементом системы взаимосвязанных занятий и
поэтому тесно связан с предыдущими и последующими уроками.
Содержание урока определено программой и планом, а место и время его
проведения - расписанием.
Учитель является ведущей фигурой в педагогической системе
воздействия на учащихся. Он организует урок, обучает занимающихся,
оптимизирует их деятельность. В процессе урока контролируется процесс
обучения и функциональное состояние учеников, поддерживается обратная
связь. В младших и средних классах урок ведет один учитель физической
культуры, в старших, как правило, два.
Занятия урочного типа обладают аналогичными признаками, но имеют
и свои особенности, связанные преимущественно с предметом занятий и
поставленными целями, с индивидуальными способностями и уровнем
квалификации занимающихся, с регулированием бюджета свободного
времени.
Следовательно, характерными чертами урока можно считать:
-
дидактическую
направленность,
обусловленную
решением
образовательных задач;
- постоянный контингент (однородный по возрасту и полу);
- постоянный контакт с учителем, являющимся организатором и
руководителем урока;
- конкретизацию целей и задач каждого отдельно взятого урока;
- целенаправленный подбор средств и методов каждого урока (с учетом
возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности
учащихся);
- строгую регламентацию деятельности занимающихся и дозирование
нагрузки;
- квалифицированная помощь учителя;
- использование физкультурного актива класса.
Задачи урока соответствуют общим задачам физического воспитания
школьников и делятся на три группы: образовательные (более
конкретизированные), оздоровительные (развивающие) и воспитательные.
В школьной программе по физическому воспитанию они сформулированы
следующим образом:
1) укрепление здоровья, содействие нормальному физическому
развитию;
2) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
3) развитие двигательных способностей;
4) приобретение необходимых знаний в области физической культуры
и спорта;
5) воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься
физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха,
тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
6) содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств,
развитию психических процессов и свойств личности.
Следует отметить, что большинство задач в период школьного
обучения решаются “спиралевидно” (концентрически), т.е. периодически
ставятся аналогичные задачи, но на более высоком уровне физической
подготовленности учеников (формирование двигательных умений и
навыков, воспитание физических качеств), с постепенным усложнением
требований.
По преимущественной направленности образовательных задач
различают учебные уроки (изучение нового учебного материала),
тренировочные уроки (совершенствование изученного) и контрольные
уроки. В настоящее время принято выделять 5 типов уроков: вводный,
учебный, тренировочный, контрольный и смешанный.
В в о д н ы й у р о к проводится в начале учебного года. Учеников
знакомят с предметом, сообщают задачи на год и четверть, доводят до их
сведения требования, предъявляемые к учащимся. На уроке выявляются
особенности класса, проводится проверка исходного уровня физической
подготовленности. Могут сообщаться теоретические сведения общего
характера.
У ч е б н ы е у р о к и изучения нового материала. Основное внимание
обращается на правильное выполнение и предупреждение ошибок.
Сообщаются теоретические сведения. Обнаруженные ошибки сразу же
исправляются на занятии. Обязательно обеспечивается страховка, детей
приучают к взаимопомощи. Этот тип урока отличается низким объемом
двигательной деятельности в основной части (низкой моторной
плотностью).
Т р е н и р о в о ч н ы е у р о к и совершенствования изученного. На
таких уроках больше используется групповой способ организации
деятельности учащихся. Происходит глубокое изучение техники,
упражнения выполняются в усложненных условиях. Многократное
повторение в разных условиях ведет к увеличению объема и интенсивности
нагрузки, способствует развитию физических качеств. Изменение условий
повышает активность занимающихся.
К о н т р о л ь н ы е у р о к и проводятся с целью определения
результатов обучения по теме или разделу, а также для текущего или
итогового тестирования по определению уровня развития физических
качеств. Наилучший эмоциональный фон достигается при проведении
уроков по типу соревнований с соответствующими атрибутами.
С м е ш а н н ы й у р о к встречается наиболее часто во всех классах.
Примерно в равной степени он содержит элементы уроков других типов,
т.е. включает 2-3 разные задачи. Считается, что данный тип урока создает
наиболее благоприятные условия для усвоения материала школьной
программы.
Уроки также разделяют по содержанию основной части на 2 группы:
1) предметные (тематические уроки);
2) комплексные уроки.
В содержание основной части предметных уроков включается учебный
материал из одного раздела программы: гимнастики, легкой атлетики,
спортивных игр и т.д. Учащиеся последовательно выполняют двигательные
действия по одному виду деятельности. Такие уроки проводятся по
плаванию, лыжной подготовке, при углубленном разучивании сложного
двигательного
действия
или
при
совершенствовании
действий
(формирование игровых тактических способностей в старших классах).
Предпосылкой построения однопредметных уроков может быть слабая
материальная база, недостаточная подготовленность учителя и др.
Комплексные уроки включают в основную часть физические
упражнения из разных разделов программы. Комплексное содержание
занятия определяет наличие частей урока, отличающихся не только
содержанием, но и внутренней структурой. Подбор упражнений должен
носить не формальный характер, а отвечать определенным правилам. Так,
между
упражнениями
должна
существовать
преемственность;
определенный раздел, обычно, является стержневым материалом.
Комплексные уроки более трудны по организации, но и более
эмоциональны, вызывают живой интерес учащихся. Данный тип урока
разносторонне воздействует на учащихся.