Контроль в физическом воспитании
План: Введение - роль контроля в процессе физического воспитания.
1. Учет и контроль
2. Направления педагогического контроля
3. Виды педагогического контроля
4. Средства и методы контроля на уроке физической культуры
Контроль в физическом воспитании является разновидностью
деятельности специалиста и необходимым составным элементом
целесообразного
построения
процесса
обучения
и
воспитания
занимающихся, управления его результативностью.
Учет
получаемых
результатов - необходимое
условие
целенаправленности любого педагогического процесса. Проверка и оценка
позволяют определить уровень физической подготовленности, степень
развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных
навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам
конкретные данные для оперативного влияния на использование различных
средств и методов с целью управления процессом физического воспитания.
Проблема управления в природе и обществе сводится к
целенаправленному изменению и регулированию процессов во времени по
аналогу кибернетических обратимых связей (А.Берг и др.). Сущность
контроля в физическом воспитании - определение эффекта педагогических
воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого.
Внесение регулярной коррекции в план и процесс его реализации в случае
наличия несоответствия и предполагает наличие “принципа перманентного
планирования и контроля”.
Следовательно, проблема управления в процессе физического
воспитания решается с помощью аппарата управления, которым является
педагогический контроль.
Учет и контроль
Учет и контроль - два определения и понятия, которые по своему
содержанию близки друг к другу. Первоначально в ФК большее
распространение имел термин “учет”. Учет в физическом воспитании- это
деятельность по сбору, систематизации, анализу и хранению информации о
функционировании процесса ФВ. Он осуществлялся в соответствии с
установленными требованиями и выражался в определенной системе
учетной и отчетной документации.
Предварительный учет позволяет при разработке документов
планирования обосновать различные показатели физического воспитания.
Он предусматривает обобщение:
- директивных указаний вышестоящих инстанций;
- материально-технического состояния мест занятий и спортивных
сооружений;
- уровня подготовленности обучаемого контингента;
- уровня подготовленности специалистов.
Оперативный (текущий) учет осуществляется систематически в
течение всего учебного года и дает сведения о своевременности и качестве
проведения учебно-тренировочных и др. плановых мероприятий, т.е. о ходе
процесса физического воспитания. Он отражает:
- посещаемость учебно-тренировочных занятий и текущую
успеваемость;
- степень выполнения планируемых показателей, целесообразность и
эффективность использования средств;
- результаты текущего контроля по качеству проведения учебных и
тренировочных занятий.
Итоговый учет позволяет суммировать и обобщать результаты
процесса ФВ за определенный промежуток времени, всесторонне изучать и
анализировать проделанную работу и выполнение планов. Его основными
показателями являются:
- результаты итоговой успеваемости занимающихся;
- количество спортсменов-разрядников и туристов;
- спортивные рекорды и достижения;
- выводы и предложения по совершенствованию процесса физического
воспитания.
Таким образом, “учет” был более объемным понятием, “контроль” -
являлся частным проявлением учета и выражался преимущественно в
проверке и оценке успеваемости занимающихся и контроле их физического
состояния. Постепенно термин “контроль” вытеснил определение “учет” в
учебниках и пособиях по основам теории и методики физического
воспитания, спортивной подготовки.
В настоящее время под контролем понимают наблюдение,
обследование, проверку и оценку. Получил распространение ряд видов
контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический
и др. Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль
как органически присущий процессу физического воспитания и
составляющий
неотъемлемое
звено
педагогической
деятельности
специалиста.
Термин “педагогический” прежде всего подчеркивает, что контроль
квалифицированно осуществляется педагогом - специалистом физической
культуры - средствами и методами, приобретенными им на базе
специального физического образования и практического опыта работы по
специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания
использует и медико-биологические показатели для всесторонней и
углубленной характеристики состояния систем организма.
Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и
соответствие между педагогически направленными воздействиями,
запланированными результатами и реально полученными. В случае же их
несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься
коррективы в запланированный процесс физического воспитания.