Быстрота и методы ее воспитания
Б ы с т р о т а - способность человека к выполнению действий в
минимальный (кратчайший) промежуток времени. Профессор А.Д. Новиков
считал быстротой способность к максимальным по интенсивности
движениям. В настоящее время в литературе наиболее распространено
определение быстроты как комплекса функциональных свойств человека,
определяющих преимущественно скоростные характеристики движений.
Быстрота проявляется в следующих 3-х формах, несвязанных или слабо
связанных между собой:
- в скорости двигательной реакции;
- в скорости одиночного движения;
- в частоте (темпе) движений.
Психофизиологические механизмы этих проявлений существенно
различаются. Поэтому занимающийся может хорошо стартовать (за счет
высоких показателей двигательной реакции), но не обладать при этом
высокой скоростью во время бега. Способность увеличивать скорость во
время стартового разгона при беге на короткие дистанции также не является
гарантом высокой дистанционной скорости спортсмена. Различие
характеристики скоростных движений обусловливает отсутствие переноса
быстроты с одного упражнения на другое. Перенос быстроты наблюдается
только в координационно схожих движениях; причем с ростом спортивного
мастерства он уменьшается (как и при переносе других физических
качеств).
К основным факторам, определяющим быстроту, относятся:
подвижность нервных процессов; скорость и частота эффекторных
импульсов, их концентрированная направленность; морфологическая
структура мышц; скорость протекания возбуждения в механизмах
энергетического обеспечения двигательной деятельности; быстрота
сокращения мышц, обусловленная интенсивностью распада химических
веществ; деятельность анализаторных систем, мышечная сила; эластические
свойства мышц. Все указанные факторы раздельно рассматривать можно
только условно; в целостном двигательном акте они связаны между собой и
с деятельностью всех органов и систем организма.
Д в и г а т е л ь н ы е р е а к ц и и. Различают простые и сложные
двигательные реакции. Простые реакции - это ответное действие на заранее
обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал. Классическим
примером в активной двигательной деятельности является начало движения
стартующего на зрительный или звуковой сигнал. Сложная реакция
характеризуется неопределенностью раздражителя и неопределенностью
ответного действия. Большинство сложных реакций наблюдается в
спортивных играх и единоборствах. Различают реакции выбора: когда
необходимо выполнить действие только на один определенный сигнал из
нескольких (по заданию или в единоборстве изменить свои действия при
изменении обстановки или поведения соперника) и РДО (в спортивных
играх: увидеть мяч, определить его пространственно-временные
характеристики, выбрать ответное действие, начать выполнение).
Латентное время простой двигательной реакции зависит от характера
раздражителя: на звуковой сигнал оно меньше, чем на зрительный (у
спортсмена на звук 0,05-0,16 с, а на свет – 0,10-0,20 с). Простые реакции
обладают переносом: быстрая реакция на сигнал в одной ситуации является
гарантией быстрого реагирования этого человека и в других ситуациях,
также быстрее им освоятся и сложные реакции. Сложные реакции
обладают большей специфичностью. Перенос быстроты двигательной
реакции идет только в одном направлении, т.е. развитием быстроты реакции
нельзя увеличить быстроту движений.
Измеряются двигательные реакции секундомером или специальными
датчиками с точностью до сотых долей секунды. Основным средством
воспитания скоростных способностей человека (всех форм быстроты)
являются скоростные и скоростно-силовые упражнения: спортивно-игровые
упражнения, упражнения в единоборствах, циклические упражнения
максимальной мощности (бег на 30, 60, 100 м, эстафеты 4х100 м, плавание
до 50 м; ныряние в длину до 40 м и в глубину до 5 м - совершенствуют
анаэробные
энергетические
механизмы
мышечной
деятельности),
упражнения, направленные на развитие взрывной и динамической
(быстрой) силы. Главное методическое требование: выполнение движений с
максимальной скоростью и амплитудой.
Методика развития простой двигательной реакции.
I-й этап: сенсорная методика - создание “внезапных ” условий.
Используется повторный метод на внезапно появляющийся сигнал или
команду:
выполняется
действие
на
условный
раздражитель.
Соревновательный метод (с выбыванием) и игровой эферективны, т.к.
позволяют создать высокий эмоциональный фон и психологическую
концентрацию внимания занимающихся. Эта методика дает положительные
результаты в течение 1-1,5 месяца занятий, в дальнейшем быстрота реакции
стабилизируется.
На 2-ом этапе используется сенсорно-моторная методика. Суть ее
основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью
различать микроинтервалы времени - порядка десятых и сотых долей
секунды. Возможность спортсмена управлять двигательной скоростью
способствует ее улучшению (действие с максимальной скоростью –
способность оценивать интервалы времени - способность управлять
скоростью).
3-й этап - моторная и психорегулирующая тренировка. Внимание
направлено на предстоящее движение (моторный тип реакции) и быстрота
реагирования выше, чем при концентрации внимания на сигнал (сенсорный
тип реакции). Затем происходит поиск мысленного образа, связанного с
ощущением легкости и быстроты в процессе реагирования.
Методика развития сложной двигательной реакции.
Время РДО составляет 0,25-I с (простой 0,1-0,2) и основную долю этого
времени занимает фиксация движущегося предмета глазами. Умение
увидеть предмет и оценить его направление, скорость полета тренируется
следующими
методическими
приемами:
увеличением
скорости
движущегося объекта и внезапностью появления, уменьшением размеров
ДО (полезны игры с теннисным мячом), уменьшением размеров игровой
площадки или дистанции в единоборстве, использованием технических
устройств и тренажеров.
Выбор ответного действия тренируют, следуя педагогическому
правилу “от простого к сложному”, т.е. путем постепенного изменения
обстановки. (Пр.: вратаря учат противостоять 1 нападающему, затем 2-м
нападающим, затем 3-м и т.д., т.е. увеличивают число возможных
ситуаций).
Постепенное подведение спортсмена к реальной обстановке
целесообразно сочетать с развитием координационных способностей,
воспитанием его тактического мышления. Совершенствование сложной
реакции может осуществляться и с помощью ТСО, с заложенной
программой различных ситуаций.
Методика развития быстроты движений (быстроты, одиночного
движения и частоты движений).
Основным средством развития быстроты являются скоростные
упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью. Они
должны удовлетворять следующим требованиям в процессе учебно-
тренировочного занятия:
- быть высоко интенсивными (не ниже 88% от максимальной
скорости);
- техника этих упражнений должна быть освоена настолько, чтобы их
можно было выполнять на предельных скоростях, волевые усилия при этом
направлены не на способ, а на скорость выполнения;
- длительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу
выполнения скорость не снижалась (у квалифицированных спортсменов
продолжительность составляет 20-22 с; при большей длительности
воспитывается скоростная выносливость – 200 м).
Техническая подготовка скоростных упражнений включает:
- овладение техникой на малых скоростях (и до “максимума”:
способствует формированию межмышечной координации и снижению
тормозящего эффекта мышц- антагонистов);
- овладение техникой на околомаксимальных (субмаксимальных)
скоростях. Их называют управляемыми, т.к. спортсмен бежит на 9/10 силы;
- овладение техникой на максимальных скоростях.
Значение их для разных видов спорта неоднозначно (Пр.:
профессионалы, закидывающие мяч большее количество раз в кольцо из
определенных точек, не попадают в сборную команду, т.к. эффективность
их игры меньше в резко меняющихся условиях. Предпочтение отдают
попадающим на 90%, но с любой точки. Основы отбора: лучшая поставка
работы кисти “бросок” в меняющейся обстановке игры).
Как правило, в активной двигательной деятельности нет отдельных
движений, они объединены в систему циклических или ациклических
движений (бег на короткие дистанции с низкого старта, прыжок в длину или
высоту с разбега и др.). Поэтому методика воспитания быстроты отдельного
движения и частоты движений общая.
Основные методы развития быстроты: повторный метод строго
регламентированного упражнения, игровой, соревновательный. Паузы
между повторным выполнением упражнений должны обеспечить
относительно полное восстановление (следует помнить, что в течение
первой трети восстановительного периода восстанавливается 70%
работоспособности, во 2-й трети - еще 25%, а в 3-й - лишь 5%. Так, период
восстановления после пробегания 100 м - 12 минут; можно повторить через
8 минут). Преподавателю-тренеру следует знать периоды восстановления.
Обычно повторение упражнений объединяют в серии (серийно-
интервальный метод стандартного упражнения). Интервалы отдыха между
сериями увеличивают до полного восстановления. Если серию повторить в
фазе утомления, то развивается скоростная выносливость. При дальнейшем
прогрессирующем утомлении и снижении скорости повторная работа
способствует развитию общей выносливости.
Объединение упражнений в серии способствует увеличению объема
работы. Если интенсивность работы от серии к серии возрастает, то это -
повторно-прогрессирующий метод (увеличение количества повторений или
мощности выполняемых упражнений). Целесообразно также сочетать
упражнения общего, регионального и локального воздействия - это также
способствует сохранению оперативной работоспособности и увеличению
объема работы.
Интервалы отдыха между повторениями не должны быть затяжными, в
этом случае снижается возбудимость ЦНС. Для поддержания оптимальной
возбудимости
целесообразно
в
паузы
выполнять
упражнения
незначительной интенсивности на те же группы мышц (при скоростном беге
в паузе - медленный бег и спокойная ходьба).
Переменный метод представляет собой относительно ритмичное
чередование упражнений с высокой интенсивностью и с меньшей
интенсивностью, т.е. с варьирующими ускорениями. Наращивание
скорости, поддержание ее и замедление позволяют эффективно овладеть
умением развивать максимальную скорость свободно, без лишних
напряжений.
Использование игрового и соревновательного метода на учебно-
тренировочных
занятиях
повышает
эмоциональное
состояние
занимающихся и создает лучшие условия для реализации их скоростных
возможностей.
Многократное повторение упражнений в стандартных условиях ведет к
образованию динамического стереотипа и стабилизации их временных
характеристик - скорости и частоты. Образуется “скоростной барьер” (Н.Г.
Озолин): стабилизируется скорость и прекращается совершенствование
скоростных возможностей. С начинающими спортсменами главным
направлением предупреждения появления скоростного барьера является
ОФП и отсутствие ранней специализации. В последующем целесообразно
осуществлять широкую вариантность используемых упражнений. Также
рекомендуются следующие методические приемы для повышения
привычной скорости:
- создание облегченных условий (способствует достижению такой
частоты движений, которая в обычных условиях для индивидуума
невозможна: бег “под гору”, по ветру, буксирование в плавании или
гимнастическими лонжами, гонка за мотоциклом, уменьшение веса
снаряда), вызывает у спортсмена новые ощущения, психическую
настроенность, дает ему возможность приобрести “чувство более высокой
скорости”;
- упрощение структуры движений (рывок штанги без фиксации,
прыжок в высоту без преодоления планки и т.п.);
- создание усложненных условий или использование эффекта
“ускоряющего
последействия“ (выполнение
упражнения
после
предшествующего выполнения того же движения с отягощением: бег или
прыжки с утяжеленным поясом, толчок утяжеленного ядра или бег по
песку; а затем выполнение упражнения в обычных условиях создает чувство
более быстрого и легкого выполнения движения);
- сенсорная активизация скоростных движений (бег за лидером,
использование свето- и звуколидеров);
- использование эффекта “разгона” (бег с ходу, предварительные
движения в метаниях);
- “сужение” пространственно-временных характеристик выполняемых
упражнений (уменьшение размеров площадки, укорочение дистанции или
размеров препятствий, сокращение времени игры).
С целью предупреждения образования скоростного барьера в
тренировке квалифицированных спортсменов периодически уменьшается
объем скоростных упражнений в избранном виде спорта, увеличивается
удельный вес скоростно-силовых и силовых упражнений. Если же
скоростной барьер все же наступил, то в этом случае прекращается на
определенное время выполнение данного упражнения. Тем самым
добиваются
угасания, “забывания”
характеристик
сложившегося
стереотипа. Временные характеристики (скоростной барьер) угасают
раньше пространственных (техника движений). Таким образом, повышая
уровень развития скоростно-силовых качеств в период угасания временных
характеристик, добиваются в последующем роста спортивных результатов.
Методика воспитания скоростно-силовых способностей.
Существует определенная зависимость между силой и скоростью. При
незначительных внешних сопротивлениях рост силы практически не
сказывается на результатах. В зоне больших внешних сопротивлений (при
предельных скоростях приходится преодолевать вес, инерцию тела,
сопротивление среды) рост силы приводит к увеличению скорости
движений.
Скоростные упражнения характеризуются значительными мышечными
напряжениями. Следовательно, увеличения скорости в движениях можно
добиться:
1) путем увеличения максимальной скорости (в течение 4-х
десятилетий мировые достижения в беге на 100 м превысили 3%);
2) путем увеличения максимальной силы (за тот же период мировые
рекорды в тяжелой атлетике превысили 35%).
Нетрудно сделать вывод, что тесные связи объединяют воспитание
скоростных и скоростно-силовых способностей. Скоростно-силовые
упражнения следует применять с собственно силовыми, т.к. воздействие в
скоростных упражнениях кратковременно и не может существенно
повысить уровень максимальной силы. Рекомендуемое число занятий в
неделю - 1-2; серий в одном занятии - 2-4 при отдыхе между ними 10-15
мин.; в серии 5-10 повторений.
Установлены следующие величины отягощений в комплексах силовых
упражнений для развития скоростно-силовых способностей:
- для преимущественного развития скоростных способностей 30-50%
от максимального (прирост до 18%);
- для преимущественного развития силовых способностей 70-90% от
максимального (прирост до 19%);
- для пропорционального развития скоростных, силовых и скоростно-
силовых способностей отягощения 50-70% от max (обеспечивает
устойчивое сохранение скоростно-силовых способностей).
Эффективно комплексное применение упражнений скоростной и
силовой подготовки на одном занятии и в системе смежных занятий. Так,
последовательное выполнение в комплексе упражнений с отягощением 30%
и 90% от максимального наиболее действенно для развития “взрывной
силы”. Упражнения ударно-реактивного воздействия также способствуют
развитию взрывной силы.
В завершение данного вопроса надо отметить, что наиболее
благоприятен для развития быстроты движений у школьников возраст 12-13
лет для мальчиков и 11-12 лет для девочек. В младшем школьном возрасте
следует использовать естественные движения с кратковременными
быстрыми перемещениями и локальные упражнения: вбегание в “круг” и
выбегание, эстафеты с бегом, броски и ловля мяча, подвижные игры и др.
В среднем школьном возрасте должны использоваться скоростно-
силовые упражнения: прыжки, многоскоки, метания, переменные ускорения
в беге, скоростные игры. В старшем школьном возрасте применяют
скоростные упражнения (дистанция бега увеличивается до 80-100 м),
скоростно-силовые упражнения, упражнения для развития скоростной
выносливости, спортивные игры и эстафеты.