А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.

В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

1. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

А. Органы управления РФ.

Б. Органы местного самоуправления.

В. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Б. Ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей.

В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.

3. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?

А. Нет, ребенок не должен работать.

Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.

В. Нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.

4. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

А. Учредитель.

Б. Органы управления образовательным учреждением.

В. Должностные лица образовательного.

5. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до суда?

А. Заведующий, как представитель образовательного учреждения.

Б. заведующий как должностное лицо.

В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.

6. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны проходить бесплатное медицинское обследование.

Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников.

В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Подводя итог семинара, необходимо отметить следующее: каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели являются основными участниками правового воспитания детей. В ДОУ для решения задач по правовому воспитанию создан план работы в трех направлениях:

4.Работа с детьми.

5.Работа с воспитателями.

6.Работа с родителями.

1. Работа с детьми.

Формы работы с детьми:

1. Специально организованное занятие "Введение в тему: «Правовое воспитание». Форма занятия — познавательно-развивающая с элементами театрализации.

2. Курс занятий (всего 20) по правовому воспитанию дошкольников, включающий нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания.

3. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.

4. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

2. Работа с воспитателями.

Разъяснение основных положений Конвенции ООН о правах ребенка.

4. Проведение обучающих семинаров-практикумов.

5. Групповые и индивидуальные консультации.

6. Обобщение передового опыта и оказание методической помощи при взаимной реализации программы по правовому воспитанию дошкольников.

Работа с родителями.

1. Изучение эмоционального состояния ребенка в семье, определение позиции родителей по отношению к ребенку.

2. Общее родительское собрание на тему: «Защита прав и достоинства маленького ребенка».

3. Проведение открытых занятий для родителей.

4. Реализация информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры через оформление наглядного материала в родительских уголках, индивидуальные беседы, консультации.

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей основы прав и гражданское поведение, которое:

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.

При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.

  Повышение правовой культуры родителей  
         
Декларация прав ребёнка (1959г.) -10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.   Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.) – 54 статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностями родителей
         
  Семейный кодекс РФ   Закон «Об образовании»
           
Изучение Конституции РФ в части прав и обязанно-стей родителей и детей   Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии;  
           
Повышение педагогической культуры родителей

Осуществляется по следующим направлениям

Изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах)   Знакомство с современными системами семейного воспитания
         
  Пропаганда здорового образа жизни  
         
Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям
 

"Деловая игра"

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Ход игры.

Часть. Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

2. Перечислите формы работы с родителями.

3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

· В его присутствии

· Без него

· В присутствии всех членов семьи

Часть.

Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ. Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

Таблица 3. Работа с родителями по правовому образованию

Блоки Задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация
Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

3 часть. Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

· Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

· Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.

· Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

· (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

Наши рекомендации