А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
1. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
А. Органы управления РФ.
Б. Органы местного самоуправления.
В. Родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Б. Ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей.
В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.
3. Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им?
А. Нет, ребенок не должен работать.
Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.
В. Нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.
4. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
А. Учредитель.
Б. Органы управления образовательным учреждением.
В. Должностные лица образовательного.
5. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдет до суда?
А. Заведующий, как представитель образовательного учреждения.
Б. заведующий как должностное лицо.
В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.
6. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны проходить бесплатное медицинское обследование.
Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников.
В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Подводя итог семинара, необходимо отметить следующее: каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели являются основными участниками правового воспитания детей. В ДОУ для решения задач по правовому воспитанию создан план работы в трех направлениях:
4.Работа с детьми.
5.Работа с воспитателями.
6.Работа с родителями.
1. Работа с детьми.
Формы работы с детьми:
1. Специально организованное занятие "Введение в тему: «Правовое воспитание». Форма занятия — познавательно-развивающая с элементами театрализации.
2. Курс занятий (всего 20) по правовому воспитанию дошкольников, включающий нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания.
3. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
4. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
2. Работа с воспитателями.
Разъяснение основных положений Конвенции ООН о правах ребенка.
4. Проведение обучающих семинаров-практикумов.
5. Групповые и индивидуальные консультации.
6. Обобщение передового опыта и оказание методической помощи при взаимной реализации программы по правовому воспитанию дошкольников.
Работа с родителями.
1. Изучение эмоционального состояния ребенка в семье, определение позиции родителей по отношению к ребенку.
2. Общее родительское собрание на тему: «Защита прав и достоинства маленького ребенка».
3. Проведение открытых занятий для родителей.
4. Реализация информационно-просветительской работы с родителями по вопросам правовой культуры через оформление наглядного материала в родительских уголках, индивидуальные беседы, консультации.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей основы прав и гражданское поведение, которое:
- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.
При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.
Повышение правовой культуры родителей | ||||
Декларация прав ребёнка (1959г.) -10 принципов провозглашают права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др. | Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.) – 54 статьи указывают права ребёнка с правами и обязанностями родителей | |||
Семейный кодекс РФ | Закон «Об образовании» | ||||
Изучение Конституции РФ в части прав и обязанно-стей родителей и детей | Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии; | ||||
Повышение педагогической культуры родителей |
Осуществляется по следующим направлениям
Изучение закономерностей развития ребёнка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах) | Знакомство с современными системами семейного воспитания | |||
Пропаганда здорового образа жизни | ||||
Содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям | ||||
"Деловая игра"
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.
Ход игры.
Часть. Теоретическая.
Вопросы для первой группы:
1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
2. Перечислите формы работы с родителями.
3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Вопросы для второй группы:
1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
· В его присутствии
· Без него
· В присутствии всех членов семьи
Часть.
Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).
Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ. Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.
Таблица 3. Работа с родителями по правовому образованию
Блоки | Задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ | Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия |
3 часть. Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения.
· Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
· Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
· Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
· (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)