Применение сказки «Том Тит-Тот»
В сказке про Тома Тит-Тота мы находим живой пример процесса давания имени, происходящего между молодой женщиной и ее маской тени. Девушку приводят во дворец и приказывают исполнить непосильное задание. Девушка переживает, плачет. В это время появляется ее маска тени в образе крохотного темного эльфа. В тот момент ее маску тени можно назвать страхом.
Ее страх был вызван неспособностью – неспособностью оправдать ожидания другого человека. Подсказка присутствует в самой сказке: маску тени девушке сообщила мать, которая научила дочь переживать. Волнения матери были маской, которая и послужила завязкой сказочных перипетий, поскольку привела дочь в сложную ситуацию. Первые страхи девушки были связаны с тем, что она боялась не оправдать ожиданий своей матери. Затем девушка расширила поле своих страхов» включив в него ожидания короля и, наконец, ожидания маленького эльфа.
Однако в сказке содержится и правда относительно тени. Она стремится показать вам процесс ассимиляции этой части вас самих. С самого начала сказки девушка хранила в себе силу ассимилировать этот темный аспект; об этом заговаривает даже темный эльф. В частности, он самолично указывает на способ победить его – нужно отыскать магическое слово, способное разрушить заклятье. Еще эльф заявляет, что девушка будет принадлежать ему до тех пор, пока она не отгадает заветное слово. Когда же она отгадает, исполнится скрытый подтекст фразы: «Если ты действительно узнаешь мое имя, тогда я буду твоим». Эта маска тени взывала к девушке, стремясь оказаться снаружи, на свету [11]. В сказке девушка обрела власть над своим страхом, посмотрев ему в глаза и назвав его настоящим именем. Как только героиня сказки узнала имя маски тени, та с воплем исчезла во тьме, из которой появилась, чтобы никогда больше не возвращаться.
Разделение
Сколько раз вам приходилось слышать о том, что концентрация на отрицательном никуда не ведет? Когда я занимался освоением моих собственных теней, окружающие нередко говорили мне: «Эй, перестань быть таким плохим», «Ты такой печальный» или «Чего это ты не в духе?». Но я видел, что говорившие были типичными людьми, не владевшими темными аспектами собственного духа. Это были люди, которые пытались отделить темные аспекты от самих себя. Теперь для вас пришло время услышать новую истину: целеустремленная концентрация на отрицательном приведет вас куда захотите.
Вселенная стремится к целостности и единству. Поскольку вы созданы из вселенского разнообразия, это единство навсегда впечатано в ваше тело и душу. Ваш личный дух, как и Вселенная, также стремится к целостности. Он естественно стремится восстановить утраченное право на часть самого себя [12]. Если вы сознательно отрицаете это единство – значит, вы занимаетесь тем, что я называю разделением.
Разделение – это отрицание человеком существования у него маски тени. Такое отрицание может привести к трагическим последствиям. Что произойдет, если вы сломаете руку, но при этом будете сознательно пытаться удержать поврежденные кости от смещения? Безусловно, попытки не дадут никакого эффекта. Точно таким же недееспособным окажетесь вы в результате разделения с собственными масками тени.
Как бы искусно вы ни пытались спрятать свои маски, они все равно найдут возможность выявить себя. И делают они это потому, что, подобно Тому Тит-Тоту, желают, чтобы их раскрыли. Выведя маски на свет и отдавая им должное, вы тем самым начинаете процесс наименования и открываете начальную стадию на пути к ассимиляции.
Упражнения с масками тени
Описанная ниже последовательность упражнений создана в качестве вспомогательного инструмента для процесса наименования маски тени. Сами приемы просты: это направленная образность и священное искусство. Именно они станут вашими ключиками к открытию маски тени.
Направленная образность выводит вас из состояния критического разума, от той аналитической части в каждом из нас, которая выносит суждения, анализирует и подвергает все цензуре. Заниматься направленной образностью – все равно что наблюдать сон, созданный для вас кем-то другим. Используемые в упражнениях образы основаны на мифологической символике.
Бессознательное в нас говорит языком символов, архетипов и образов. Оно не понимает слов – бессознательному ясны только их значения и то, что находится «между строк». Использованные в упражнениях направленной образности слова несут значения, которые обладают большим потенциалом, потому что они основаны на взятых из мифологии архетипах. Слова – это лишь отправная точка; они подтолкнут вас в мир бессознательного.
Чтобы добиться максимальной эффективности от выполнения упражнений, попытайтесь заранее записать слова, либо попросите друга, чтобы он зачитывал их вам. Начинайте упражнение в положении лежа (можно также найти удобную позу сидя с закрытыми глазами). Тело должно быть расслаблено, все движения сведены до минимума.
Следующим шагом в последовательности упражнений будет священное искусство. Основу вашего искусства составят образы, увиденные вами во время медитации. Создание искусства при помощи такого метода очень важно для вашего магического совершенствования, потому что эффект от священной живописи похож на результаты направленной образности. Искусство – это альтернативный, нелинейный способ исследования своей духовной сущности. Когда священный художник внутри вас получает долгожданную свободу, вы получаете возможность отыскать путь к бессознательному, темному материалу внутри вас. Как только он окажется извлеченным на свет, ему можно будет дать имя [13].
Игра теней: Камера масок
У вас может быть несколько масок тени, но первоочередным заданием станет только одна из них. Это будет маска, с которой вы будете работать во время описанного ниже упражнения. Можно также дать наименование и другим аспектам, или маскам вашей тени; но вы должны следить за тем, чтобы в каждый конкретный промежуток времени работать только с одним аспектом.
Не забывайте также, что сильная концентрация на работе с тенью в течение слишком длительного промежутка времени может вызвать психические расстройства. Подобно тому как луна то появляется, то исчезает, есть определенные периоды, когда нужно исследовать тьму и такие же отрезки времени, когда следует жить на свету. Если работа с тьмой становится для вас слишком обременительной, сделайте небольшой перерыв, занявшись мирскими делами. Восстановив концентрацию через некоторое время, вы заметите, что снова обрели твердую почву под ногами.
Медитация Камера масок
Закройте глаза и представьте, что у ваших ног образуется мягкое белое свечение. Оно начинает спирально подниматься. Свечение подхватывает вас и уносит в путешествие к ядру вашего существа.
Туманное сияние опускает вас вниз и мало-помалу рассеивается. Вы оказываетесь у начала мраморной лестницы, спирально опускающейся вниз. Стены по бокам лестницы освещены довольно тускло, так что разглядеть все до самого низа вам не удается; но вы знаете, что обязаны отправиться по этому пути.
Начиная спускаться по лестнице, вы обращаете внимание, что ее спираль идет против часовой стрелки. Ступени освещаются свечами, мерцающими в вырубленных в стене маленьких нишах. Стены лестницы сделаны из отполированного, холодного мрамора. Опускаясь вниз, вы иногда дотрагиваетесь до гладкого камня.
Вы все опускаетесь вниз... Вскоре вы замечаете, что по дороге вам иногда встречаются вмурованные в мрамор магические знаки из металла. Это символы ваших масок тени. Постарайтесь заметить один, наиболее запоминающийся. Это и будет символ вашей первичной маски тени.
Потянитесь и коснитесь символа вашей первичной маски тени – вы почувствуете, что он легко выходит из стены. Вы держите знак в руке, ощущаете холодную тяжесть металлического символа, можете рассматривать его со всех сторон. Отправляйтесь дальше вниз по лестнице, не выпуская символ из рук.
Достигнув низа, вы наткнетесь на огромную золотую дверь. Вы дергаете за ручку, но тщетно: дверь заперта. Поглядите на замочную скважину: вы заметите, что она странной формы. Вы опускаете захваченный металлический символ в отверстие замочной скважины. Оказывается, он отпирает дверь. Вы открываете дверь и входите в подземелье.
В комнате холодно и довольно темно – если не считать лучика от крохотной светящейся точки в дальнем конце подземелья. Свет исходит от маски, висящей на дальней стене. Подойдите к маске и посмотрите на нее. Оказывается, до нее вполне можно дотянуться рукой. Вы снимаете ее со стены и внимательно изучаете. На внутренней поверхности маски написано имя. Запомните его.
Исследовав маску, наденьте ее на себя и задайте вопрос: «Как я могу разрешить эту маску тени?» Внимательно выслушайте ответ.
Как только вы услышите обращенные к вам слова, спросите следующее: «Чему я должен научиться у этой маски тени?» Выслушайте ответ и задайте третий вопрос: «От каких действий удерживает меня эта маска?» Покончив с вопросами к маске, снимите ее и повесьте обратно на стену. Выйдите из подземелья и закройте золотую дверь металлическим символом, что остался у вас в руках. Поднимаясь обратно по лестнице, приложите символ куда-нибудь к стене – вы увидите, что он вновь врос в холодный мрамор. Продолжайте подъем доверху. Теперь время течет гораздо быстрее, чем раньше.
Наверху вас снова окутывает мягкое белое свечение. Оно поднимает вас и переносит обратно в ваше тело.
После возвращения в собственное тело неторопливо созерцайте свои впечатления, используя приведенный ниже дневник.
Дневник
Ниже изобразите символ вашей первичной маски тени.
Затем используйте свободное место для того, чтобы нарисовать вашу маску тени. Это поможет вам при выполнении других упражнений.
· Каково наименование вашей маски тени?
· Какова ваша роль в поддержании жизнеспособности этой маски тени?
· Каким образом эта маска тени влияет на вашу жизнь?
· Завершению чего препятствует эта маска тени?
· Какие действия вам необходимо предпринять для разрешения первичной маски тени?
· Чему вы учитесь у этой маски тени?