Специфика конфликта в «Песни о нибелунгах».
Конфликт Брюнхильды и Кримхильды.
Ссора между королевами – один из решающих моментов сюжета. Следствием ее является убийство Зигфрида, от которого тянется цепочка к гибели бургундцев. Что же послужило причиной этого рокового конфликта? Поначалу разговор идет только о том, кто из королей более удал и силен:
Сидели королевы бок о бок у окна,И вдруг о двух героях пришла им мысль одна.Промолвила Кримхильда: "Супруг мой так силен,Что мог бы подчинить себе и вашу землю он". Брюнхильда возразила: "Напрасные мечты!Вот если б пережили всех нас твой муж да ты,Наш край и впрямь достался б супругу твоему,Но раз мой Гунтер здравствует, вовек не быть тому".Но это не вызвало открытого столкновения. «Взрыв последовал с переходом разговора на сословную почву»[5]. В этом тоже проявляется специфика конфликта по сравнению со «Старшей Эддой», написанной тогда, когда сословная принадлежность еще не могла играть такой важной роли, как в феодальном мире. Корректируя перевод Ю.Б. Корнеева, Арон Яковлевич Гуревич, обращает наше внимание на то, что Брюнхильд называет Зигфрида не просто вассалом, что в принципе не несет ничего оскорбительного, а "холопом", "несвободным слугой", "зависимым человеком" (eigenholde), прилюдно унижая достоинство Кримхильды, сестры королей. Такой страшной обиды Кримхильда, которая ничего не знала о том, что Гунтер и Зигфрид притворялись, когда сватались к Бюнхильде, один - господином, другой - его вассалом, стерпеть не может. И в следующей сцене у ворот храма она прилюдно называет свою обидчицу наложницей, показывая в качестве доказательства кольцо и пояс.
Итак, конфликт Брюнхильды и Кримхильды развивается изначально на сословной почве. Это еще одно доказательство сильно развитых феодальных отношений в начале 13 века.
Конфликт Зигфрида и бургундцев в Вормсе.
Конфликт между Брюнхильдой и Кримхильдой приводит к возникновению противостояния между Зигфридом с одной стороны и вормсцами с другой. Именно в этом конфликте непосредственным результатом станет убийство Зигфрида. Итак, если в «Песни о нифлунгах» можно с уверенностью говорить о тем, что этот конфликт мотивирован местью Брюнхильды (Хегни говорит Гуннару:
«Брюнхильд тебя,
зло замышляя
и горе готовя,
к гневу понудила!
Не простит она Гудрун
счастливого брака
и то не простит,
что ею владел ты».)
то в «Песни о нибелунгах» ссора королев и гнев Брюнхильды – не повод, а лишь внешняя маска. Мотивировка убийства Зигфрида усложняется, потому что феодальный эпос иначе оценивает события традиционного сюжета, нежели архаизирующий эпос скандинавов. Главную роль в этом конфликте играет Хаген, который, как преданный вассал, вызывается спасти честь Брюнхильды и Гунтера и убить Зигфрида.
Ответил Хаген: "В поле траве не место сорной.Держать чужих ублюдков в своем дому зазорно.Погибнет тот, кто клеплет на нашу госпожу,И пусть не жить мне самому, коль слова не сдержу".Хаген – идеал вассальной верности, но здесь можно говорить и о патриотизме, доходящем порой до парадокса или жестокости. Стремление спасти честь Брюнхильды не является поводом для действий Зигфрида. Главная причина действий мудрого и смелого витязя заключается в том, что Зигфрид, продемонстрировавший своими подвигами превосходство над Гунтером, (к тому же он и сам — нидерландский принц) представлял угрозу для власти бургундов, а Хаген, как преданный вассал, должен был эту власть защищать. Убийство Зигфрида Хаген организовывает таким образом, чтобы одержать победу над вчерашним победителем – он имитирует повторное нападение датчан на бургундов. И не случайно Хаген оказывается ранен щитом умирающего Зигфрида: победа не должна достаться слишком легко! Он же оказывается единственным, кто не скорбит о гибели Зигфрида, объясняя это:
Сказал жестокий Хаген: «Скорбеть и впрямь не след –
Ведь мы теперь свободны от всех забот и бед.
Отныне не опасен нам ни один боец.
Я рад, что вас от гордеца избавил наконец».
Заключение.
«Песнь о нибелунгах» подверглась окончательной обработке в то время, когда феодальные отношения в Германии, достигнув расцвета, обнаружили присущие им противоречия, в частности противоречия между аристократической верхушкой и мелким рыцарством. В песни выражены идеалы феодального общества: идеал вассальной верности господину и рыцарского служения даме, идеал властителя, пекущегося о благе подданных и щедро награждающего ленников. Эти идеалы и обусловливают развивающиеся в произведении конфликты.
[1] Гуревич А.Я., Пространственно-временной континуум "Песни о Нибелунгах".
[2] Там же.
[3] Там же.
[4] Гуревич А.Я., Пространственно-временной континуум "Песни о Нибелунгах".
[5] А. Я. Гуревич, Средневековая литература и ее современное восприятие. О переводе «Песни о нибелунгах». (Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976. - С. 276-314)
[6] А. Я. Гуревич, Средневековая литература и ее современное восприятие. О переводе «Песни о нибелунгах». (Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976. - С. 276-314)
Специфика конфликта в «Песни о нибелунгах».
- Вступление. Создание «Песни о нибелунгах».
«Песнь о нибелунгах», первоначально имеющая название «Гибель нибелунгов», была написана в начале XIII века в Австрии, на берегах Дуная и содержала примерно в 2300 строф. Ее сюжетом стало предательское убийство Зигфрида и месть за него. Кримхильду, любящую супругу героя, а затем мстительницу за него, мы видим и в первом, и в последнем эпизоде; ее образ словно несет в себе единство всего памятника.
Единство этих двух частей впервые было создано шпильманом эпохи после 1200 года. До этого существовали два стихотворных сюжета, и границу между ними легко обнаружить еще и в самих "Нибелунгах". В первой части действие разыгрывается на Рейне и повествует о том, как Зигфрид обманом добыл для своего зятя Гунтера Брюнхильду и как потом был убит по ее оговору; заканчивается первая часть погребением Зигфрида и безутешной скорбью вдовы. Вторая часть вводит нас в королевство гуннов на Дунае; она повествует о вдове Кримхильде, ее втором браке и о том, как она при дворе Этцеля мстит за смерть своего первого мужа. Заканчивается поэма убийством героини.
Таким образом, первоначально существовало два самостоятельных героических сказания: первое о Брюнхильде и второе о бургундах или о гибели бургундов. Они восстанавливаются по старой песне о Сигурде и по песне об Атли в “Старшей Эдде”. Оба сказания возникли у франков и, вероятно, не сильно отстоят друг от друга по времени. Однако в дальнейшем они имели разную судьбу и попали в руки последнего автора в различном виде. Мы видим, что предыстория "Песни о Нибелунгах" протекает в двух направлениях.
Рассмотрим основные конфликты в источниках «Песни» и их отличия от коллизии в «Песни о нибелунгах».
В «Песни о Брюнхильде» один из важных конфликтов развивается между Брюнхильдой и Кримхильдой, в результате которого гибнет Зигфрид. По первоначальной версии сказания, Зигфрид был связан кровной клятвой с Гибихундами (бургундцами) и женат на их сестре Гримхильде. Однажды Гунтер услышал о воинственной деве Брюнхильде и захотел свататься к ней. Зигфрид, как герой, которому известны все пути и дороги, должен был сопровождать Гунтера. На пути к Брюнхильде им встретился огненный вал, через который Гунтер не смог перепрыгнуть, даже когда Зигфрид дал ему своего коня. В итоге герои поменялись обличиями и Зигфрид предстал перед Брюнхильдой, назвав себя сыном Гибиха, и сказал ей о желании видеть ее своей женой. После трех ночей, проведенных на ложе с Брюнхильдой, Зигфрид снова принимает свой облик, возвращается к Кримхильде и отдает ей кольцо девы-воительницы, рассказав о случившемся.
В мире и согласии живут герои много лет, пока однажды между Брюнхильдой и Кримхильдой не завязался спор о доблести мужей. Прекрасные девы купались в Рейне Брюнхильда заняла место выше по течению: показывая тем самым, что она более благородна, ибо ее муж первый среди всех – ведь он сумел пройти сквозь пламя, Зигфрид же бродил с дикими зверями по лесу, прислуживая кузнецу. Гримхильда посмеялась над ее слепотой: "Мой муж победил дракона и завоевал сокровище альбов, – и это он прошел сквозь пламя и снял у тебя с пальца вот это кольцо, как же ты смеешь поносить того, чьей наложницей ты стала?" Брюнхильда подобного обмана и оскорбления, нанесенного ее чести и чувствам, простить не может. Она требует Гунтера убить Зигфрида, ибо он обманул не только ее, но и его, самого короля. Герой Зигфрид будет убит.
Именно так первоначально за шесть-семь веков до «Песни о нибелунгах» выглядело сказание о Брюнхильде. Этот сюжет, а также мифическая история Зигфрида и реальная история бургундцев явились основой для создания саги о Нибелунгах, которая стала достоянием всех германских народов, была перенесена ими на разные земли, и там уже каждый народ добавил к саге специфические черты. Нам известна исландская «Старшая Эдда» (самый ранний известный вариант ее восходит к девятому веку) в которой сохранилась одна из первых версий, созданных северными народами. Известнейший же немецкий эпос, "Песнь о Нибелунгах", восходит лишь к 13 веку. Эти две версии, северная и немецкая, хоть и произошли из одного источника, но за века, прошедшие между их началом и временем, когда они были записаны, они стали двумя разными историями: характеры героев и мотивы, по которым они действуют, разнятся; каждая версия по-разному трактует события.
Если мы сопоставим «Старшую Эдду», в которой почти в полной мере воплотился сюжет, мотивация поступков, трактовка событий первоначального сказания о Брюнхильде, и «Песнь о нибелунгах», созданную уже в совершенно ином историческом времени, с точки зрения основного конфликта, приведшего к гибели героев, то мы сможем понять специфику конфликта в «Песни».
- Основная часть.