Эпоху возможна только в горизонте больших целей и боль- ших идей. Ими и «заведует» духовная власть.

Несомненно, что такая власть может базироваться на принципе универсализма — спасения всех, а не избранных, и открывать человечеству новые планетарные горизонты. По определению духовная власть будет радикальной — не склон- ной к консенсусу с теми, кто оспаривает духовные приорите- ты, дабы абсолютизировать материальные и избавить себя от всяких сдерживающих начал. Учитывая логику противостоя- ния с нынешним социал-дарвинизмом, эта власть будет воз- рождать «демократию равенства» в противовес нынешней либеральной «демократии свободы». Она объединит альтер- нативную духовную элиту, представленную жрецами соци- альной справедливости и нового аскетизма, с политической элитой новых тираноборцев, революционеров, народоволь- цев. Все они будут озабочены одним — высвобождением по- литической власти из-под опеки со стороны владельцев де- нежного мешка — финансовой олигархии, представляющей паразитарную виртуальную экономику.

Очень возможно, что, подобно тому как предыдущий экономикоцентристский тип разрушал политическую и ду- ховную власть как таковую — ради высвобождения свобод- ного экономического инстинкта, — новый антиолигархичес- кий альянс превысит меру «достаточной обороны» и станет ослаблять экономическую власть даже в ее законных грани- цах.

Представляют особый интерес возникающие в этой свя- зи специальные вопросы: какими антропологическими и со- циальными типами будет представлен альтернативный ду- ховный и политический «интернационал», какие организа- ционные формы он примет, какие новые формы социальной кооперации — взамен нынешнего либерального атомизма — он предложит обществу.

И, может быть, самое интересное: какую направленность эта новая глобальная контрэлита сообщит процессам, свя- занным с формированием информационного общества?

Если нынешние производители виртуальной «интеллек-

Искушение глобализмом 407

Туальной ренты» подвизались в области раскованной чувст- венности и способов «символической удовлетворенности», то грядущая контрэлита наверняка возьмет на вооружение критерии максимально возможной физической и нравствен- ной добротности, соответствующей «принципу реальности», а не принципу субъективного удовольствия.

Суровая и драматичная эпоха нас ожидает в будущем. Для соискателей бесконтрольной экономической власти требовались изнеженные люди, предпочитающие виртуальные химеры жизненному реализму. Для будущих соискателей духовной и политической власти, достаточной для того, чтобы нейтрализовать наше безверие и безволие, потребуются люди совсем иной формации — способные к высочайшей само- дисциплине, аскетизму и жертвенности. Только эти люди способны заново возродить нашу суровую и обезлюдевшую Евразию. Гедонистически расслабленный человек «потребительского общества» не способен ни жить в нашей северной Евразии, ни любить ее и быть преданным ей. В наше время он уже вполне стал тем внутренним эмигрантом, который только и ждет подходящего случая для того, чтобы покинуть ее ради более теплых и сытых мест.

Но этот декадентский тип не способен существовать не только в Евразии. Он вообще не способен на длительное ис- торическое существование на нашей планете. Поэтому ан- тропологическую революцию американизма, задумавшего всюду на планете насадить в качестве господствующего еди- ный «либеральный тип», следует признать авантюрой, кото- рая уже провалилась. В планетарном масштабе тип либераль- ного мигранта, склонного безответственно покидать им же захламленные пространства в поисках более обжитых мест, выглядит обреченным.

Необходим другой тип личности, пробудившейся к пла- нетарной ответственности. Для того чтобы сформировать такой тип, нужна большая духовная и политическая власть — школа новой аскетической педагогики. По всей видимости, она будет именно глобальной, альтернативной нынешнему

«либеральному» американоцентризму. Это предполагает но-

408 А. С. Панарин

вое смещение политического центра мира из Атлантики в Евразию. Климат аскезы — это континентальный, в геопо- литическом смысле, климат, отличный от океанического. И только в нем может формироваться человек, способный на длительное планетарное существование в нашу обреме- ненную острейшими глобальными проблемами эпоху. Для того чтобы не уходить от этих проблем и не отодвигать их на неопределенное будущее, человечеству понадобится боль- шая духовная и политическая власть.

Такая власть усмирит не только зарвавшихся олигархов и разного рода адептов теневых практик. Она призвана отбить реванш гедонистического инстинкта в наших душах, заново социализировать людей, втайне уже дезертировавших из об- щества, со всеми его моральными и гражданскими кодекса- ми, в социал-дарвинистские джунгли. Для реванша социально- го начала над инстинктами нужна большая власть. Ее соци- альную базу на первых порах будут представлять миллионы униженных и оскорбленных, которым не нашлось места под солнцем однополярного мира.

Наши рекомендации