Это выхождение из большого социального договора, свя- зывающего гражданские общества XX века, характерно и для
А. С. Панарин
Других привилегированных групп, которым глобальное об- щество предложило, как кажется, более выгодную альтерна- тиву.
В первой части уже говорилось об «интернационале спецслужб»
Гигантская волна реприватизации, с одной стороны, крушение крупных государственных образований бывшего второго мира и появление на их месте массы карликовых го- сударств, с другой стороны, и все это — на фоне резко воз- росшей политической и гражданской нестабильности и мас- совой криминализации, в итоге привело к появлению нового рынка соответствующих услуг, связанных с обеспечением безопасности. И новые политические элиты, и новые капи- талисты живут с неприятным ощущением нелегитимности их власти и собственности. В этих условиях им нужна надеж- ная охрана, и они готовы хорошо за нее платить.
Если учесть, что реприватизация и экономическая либе- рализация прямо ударили по государственным бюджетам и старых и новых стран, то станет ясно, что прежняя государ- ственная монополия на услуги спецслужб основательно по- колеблена. Перед многочисленными рыцарями плаща и кинжала нередко встает трудный выбор: довольствоваться относительно скромными заработками в прежнем ведомст- ве, освоить новую квалификацию или — уйти на вольные хлеба в привычном качестве, воспользовавшись спросом на спецуслуги на новом глобальном рынке. Ясно, что в послед- нем случае мы также имеем разрыв консенсуса с националь- ным государством и обществом со стороны прежней приви- легированной группы, обладающей колоссальным потенци- алом. Те самые люди, которым была доверена безопасность государства и его границ, отныне могут получать глобальные заказы со стороны, связанные с подрывом безопасности это- го самого государства.
Наконец, упомянем интеллектуальную элиту. В рамках прежнего национального консенсуса она была наделена осо- быми полномочиями и функциями' выражать национальную культурную идентичность, формулировать национальные
Искушение глобализмом 307
Цели, одновременно наделяя их признаками легитимности и престижности, создавать привлекательный образ своей стра- ны в системе мировых межкультурных коммуникаций.
Что может произойти в случае, если значительная часть интеллектуальной элиты по тем или иным причинам возна- мерится выйти из системы национального консенсуса и от- кликнуться на призывы глобального рынка? Может оказаться так, что глобальный рынок, в обмен на чаемое международ- ное признание и высокие гонорары, потребует от интеллек- туалов «творческих усилий», прямо противоположных тем, которые они предпринимали в рамках прежнего националь- ного консенсуса. Вместо укрепления национальной иден- тичности — расшатывания ее, вместо наделения националь- ных целей и приоритетов привлекательными и престижными чертами — прямой их дискредитации в качестве рецидивов
«имперского» и «тоталитарного» мышления.
Даже отвлекаясь от этих крайностей «экстремистского глобализма» (а они в первую очередь характерны для постсо- ветского пространства и для России), в целом можно конста- тировать: современная глобализация ведет к нарушению сложившегося национального консенсуса между элитами и народными массами и представляет вызов единому граждан- скому обществу классического типа.
По сути дела, можно говорить о начавшейся мировой гражданской войне (пока еще большею частью «холодной») между стремительно глобализующейся элитой и «туземны- ми» народными массами. При этом элиты оказались значи- тельно лучше подготовленными к этой войне и с успехом используют эффект внезапности. Массы, привыкшие пола- гаться на «свои» национальные элиты, на сегодня обнаружи- вают полную растерянность и деморализованность. Каковы же сценарии дальнейшего развития событий?
Первый, который сегодня преимущественно осущест- вляется, связан с попытками всемерного политического ра- зоружения масс с целью предотвращения их эффективного ответа на вероломство правящих элит. С одной стороны, массы лишаются привычных форм демократического учас- тия и контроля за принятием решений, с другой стороны —
А. С. Панарин
Им предлагается целый набор форм символической удовле- творенности, связанных с так называемой «постмодернист- ской чувственностью». Рассмотрим это подробнее.