Какое из следующих утверждений характерно для либерального взгляда на государство образца 20-го века?

а) государство - регулятор и перераспределитель (благ, ответственности и т.д.);

б) государство - сила принуждения и подавления;

в) государство - мягкотелое и пассивное образование;

г) государство - балансир между исполнительной и законодательной властями.

З. Пропорциональная избирательная система способствует:

а) сохранению числа политических партий;

б) уменьшению числа политических партий;

в) росту численности политических партий и объединений;

г) вовсе не влияет на эти процессы.

4. Политическая культура общества может быть определена как:

а) совокупность социальных, экономических и этнических характеристик членов данного общества;

б) направленность и состояние политических ориентации людей;

в) мировоззрение высших слоев данного общества;

г) ничего из перечисленного.

Какая из следующих идеологий особенно утверждает приоритет стабильности, традиций, лояльности к власти, веры в Бога и преданности Родине?

а) социализм;

б) консерватизм;

в) классический либерализм;

г) ничего из вышеназванного.

Что является искомой целью политического терроризма?

а) привлечь внимание общественности, распространяя свои идеи и теории;

б) обрести новые источники для поддержания своей политической активности;

в) создать условия для революционного взрыва в стране;

г) всё названное.

7. Физическое уничтожение большого числа людей, принадлежащих к определённой национально-этнической общности, представителями другой национальности называется:

а) геноцидом;

б) вялотекущим межэтническим конфликтом;

в) национально-освободительным восстанием;

г) гражданской войной.

8. Распределение властных полномочий между субъектами федерации и федеральным центром строится на основе:

а) решений суда

б) традиционных обычаев

в) принятых в обществе моральных норм

г) союзной конституции

9. Автором системной трактовки власти является:

а) М. Вебер

б) Г. Моска

в) Т. Парсонс

г) Р. Михельс

10. Первой классической формой демократического государства явилась:

а) Древний Египет

б) Римская империя

в) Персидская держава

г) Афинская республика.

11. Основывается на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков легитимность:

а) идеологическая

б) харизматическая

в) рационально-правовая

г) традиционная

12. Утверждение, что власть есть особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются, вытекает из трактовки власти:

а) телеологической

б) бихевиористской

в) системной

г) структурно-функционалистской

Н. Макиавелли во главу угла исторического процесса ставил.

а) государя

б) Бога

в) народ

г) папу римского

14. Массовой социальной базой фашистского движения явилась:

а) крестьянство

б) рабочий класс

в) крупная буржуазия

г) мелкая и средняя буржуазия

15. Классификация политических систем по типу политических режимов делит политические системы на:

а) демократические, авторитарные и тоталитарные

б) монархии, аристократии и политики

в) монархии, демократии и аристократии

д) тирании, олигархии и демократии

Промежуточный контроль

Вопросы к зачету

1.Объект, предмет и метод политической науки.

2.Функции политологии.

3.Политическая жизнь и властные отношения.

4.Роль и место политики в жизни современных обществ.

5.Социальные функции политики.

6.История политических учений.

7.Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.

8.Современные политологические школы.

9. Виды и типы государств.

10.Особенности становления новой государственности в России.

11.Институциональные аспекты политики.

12.Политическая власть.

13.Политическая система.

14.Политические государства Античности.

15.Политические партии.

16. Классификация партийных систем.

17.Политические отношения и процессы.

18.Политические конфликты и способы их разрешения.

19.Политическая культура.

20. Типологизация политических культур по Г.Алмонду.

21.Политическая модернизация.

22.Политические организации и движения.

23.Политические элиты.

24.Политическое лидерство.

25.Социокультурные аспекты политики.

26. Группы интересов в современном мире.

27.Особенности мирового политического процесса.

28.Государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

29.методология познания политической реальности.

30.Парадигмы политического знания.

31. Лоббизм: природа, сущность, проявления.

32.Политическая аналитика и прогностика.

33. Политическая культура: определение, структура, функции.

34.Типология политической культуры. Особенности политической культуры современной России.

35. Партийная система в США.

36.Понятие, виды и типы политических отношений.

37.Политический процесс: сущность и режимы протекания. Политический процесс в России.

38. Политическая система в России.

39. Политическая модернизация, ее виды и формы проявления.

40. Формы правления и территориального устройства государства.

Словарь Терминов

Абсентеизм (от лат. absens, absentis — отсутствующий) — ук­лонение избирателей от участия в голосовании на выборах в пред­ставительные органы государственной власти.

Авторитарный режим — вид политического режима. Его отли­чает концентрация в руках одного человека или одного государ­ственного органа практически всей государственной власти, что снижает роль других государственных учреждений, политических институтов, прежде всего представительных органов власти.

Агрегация интересов (от лат. aggreg — присоединяю) — согла­сование интересов различных групп с целью выработки единой политической позиции, единых требований.

Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — образ действий, в основе которого лежит желание нанести ущерб противоположной стороне, характеризующийся применением силы или демонстра­цией силы.

Активность политическая — одна из форм общественной активности, основной целью которой является выражение и защи­та индивидуальных и групповых интересов политическими сред­ствами.

Актор политический (от англ. act — действие, поступок) — субъект, осуществляющий политическое действие.

Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) — политическое учение, отрицающее позитивную роль государства, проповеду­ющее освобождение личности от политической власти.

Аномия (от франц. anomie) — дезорганизация общества, выз­ванная тем, что значительная часть граждан не считает обязатель­ным следовать существующим нормам и правилам.

Аполитичность — пассивное, безразличное отношение к поли­тике, уклонение от участия в политической жизни общества.

Артикуляция интересов — процесс выражения интересов со­циальными группами.

Безопасность национальная — обеспечение внутренних и вне­шних условий существования страны, которые гарантируют воз­можность стабильного развития общества и его граждан.

Бихевиоризм политический (от ант. behaviour — поведение) — совокупность теорий и методов, направленных на изучение инди­видуального, поддающегося наблюдению поведения в политике; одно из направлений в современной политологии.

Блок политический — соглашение, объединение государств, политических партий, общественных организаций для достижения общих целей.

Бюрократия (от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) чиновничество, государственные служащие, осуществляющие функции административного управления, дело­производства в государственных учреждениях; 2) система управле­ния, осуществляемая учреждениями с явно выраженным разделени­ем функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений и иерархической структурой.

Верификация (от лат. verificatio — доказательство) — процесс установления истинности или ложности утверждений научной те­ории в ходе их эмпирической проверки.

Власть — социальное взаимодействие, отношение, отличи­тельной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Важной особенностью властного взаимодействия является принуждение (или угроза принуждения), к которому прибегает субъект власти, реализующий свои цели. В обществе существуют различные виды властных отношений: власть в семье, в организации, в группе. Особыми видами власти являются власть политическая и власть государственная.

Власть государственная — один из видов власти в обществе, отличающийся тем, что в качестве субъекта Власти выступает го­сударство в лице государственных органов, учреждений и государ­ственных должностных лиц, а в качестве объекта власти — гражда­не (в республиках) или подданные (в монархиях), т.е. все население страны. Это свойство государственной власти определяется как публичность (от лат. publicus — общественный).

Власть политическая — особый вид властных отношений в об­ществе, отличающийся тем, что в его орбиту вовлекаются все чле­ны общества. Политическая власть в современном обществе явля­ется крайне сложным образованием, включающим целый ряд институтов, организаций, которые выполняют специализирован­ные задачи.

Геополитика — 1) сфера деятельности государств на мировой арене; 2) направление в политической науке, занимающееся изу­чением теоретических и практических проблем международных отношений, мировых политических процессов.

Глобальные проблемы современности — проблемы, от реше­ния которых зависит выживание, будущее человечества: угроза ядерной войны, гонка вооружений, состояние окружающей сре­ды, разрыв в уровнях развития различных регионов мира, демо­графический взрыв и др.

Государственно-территориальное устройство — способ орга­низации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих управление отдельными администра­тивно-территориальными единицами. В зависимости от того, как строятся отношения между центральными государственными органами и органами, осуществляющими управление в регионах, административно-территориальных единицах, выделяют две фор­мы государственно-территориального устройства — унитарные и федеративные государства.

Государство — 1) политическая целостность, обладающая еди­ной системой управления общественными делами, созданная национальной или многонациональной общностью, народом на определенной территории; 2) система институтов, органов, по­средством которых в обществе осуществляется управление обще­ственными делами.

Гражданское общество — сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутрен­не упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в груп­пы и организации.

Группы интересов в политике — объединения, организации, созданные для выражения и защиты интересов входящих в них лю­дей.

Группы давления — объединения и организации, оказываю­щие давление на государство и его учреждения с целью принятия ими решений, отвечающих интересам соответствующих групп.

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — по­ступки и действия, которые не соответствуют принятым в обще­стве нормам поведения.

Делегирование властных полномочий — передача на время тех или иных властных полномочий не обладающим ими субъек­там, властным органам.

Демократический режим — вид политического режима. Его отличает правовая защищенность личности, ограничение действий государственных должностных лиц рамками закона.

Демократия(от греч. demos — народ и kratos — власть) — на­родовластие, одна из форм политической самоорганизации обще­ства. Основными признаками демократии являются: 1) суверени­тет народа; 2) выборность основных государственных органов; 3) равноправие граждан, прежде всего равенство их политических прав, а также равенство всех граждан перед законом; 4) приоритет­ность прав человека над правами государства; 5) политический и идеологический плюрализм.

Диктатура (от лат. dictatura — неограниченная власть) — спо­соб организации и осуществления власти в обществе, основанный на неограниченной власти одного правителя (диктатора) или группы.

Дискурс (от лат. discursus — рассуждение) — вид коммуника­ции, ориентированный на обсуждение, обоснование, согласова­ние мнений.

Дифференциация политической власти — процесс усложне­ния отношений политической власти в обществе, проявляющийся в возникновении многообразных политических институтов, регу­лирующих различные сегменты отношений политической власти в обществе.

Идентификация политическая — процесс и результат отожде­ствления индивидом себя с политической группой, политической организацией или партией.

Идеология политическая — система концептуально оформ­ленных представлений, идей и взглядов на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого ле­жат ценности, позитивные ориентации на те или иные политичес­кие явления, процессы, структуры.

Избирательная система — совокупность норм, правил, регла­ментирующих порядок проведения выборов в представительные органы государственной власти и способ подсчета голосов. При­нято выделять три основных типа избирательных систем: пропор­циональная, мажоритарная (абсолютного и относительного боль­шинства) и смешанная.

Избирательная система Российской Федерации — совокуп­ность норм, правил, регламентирующих порядок проведения вы­боров Президента Российской Федерации, депутатов Государ­ственной Думы, депутатов законодательных собраний и глав администрации субъектов Российской Федерации. Избирательная система Российской Федерации являлась смешанной. Выборы президента и большинства глав администрации субъектов Федера­ции проводятся по мажоритарной системе абсолютного большин­ства; выборы депутатов Государственной Думы — по смешанной системе, т.е. половина депутатов избирается по системе пропорционального представительства, а другая половина — по мажоритарной относительного большинства; выборы в законодательное собрание в большинстве регионов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.

Имидж политический (от англ. image — образ) — образ политика, политической организации, целенаправленно формируемый с помощью специальных приемов, технологий.

Импичмент (от англ. impeachment — подвержение сомнению) — установленный законом порядок привлечения к ответственное за за грубые нарушения закона высших государственных должностных лиц до завершения срока полученных ими в результате выборов полномочий.

Институт политический — устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института достигается за счет следующего: 1) норм, регламентирующих характер взаимодействия; 2) санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения; 3) привыкания людей к сложившемуся институциональному порядку.

Интерес национальный — концептуальное выражение сово купных потребностей общества на конкретном этапе его развития.

Истэблишмент (от англ. establishment—установление, учреждение) — властвующая элита, люди, занимающие высшие позиции в политической иерархии.

Коммуникация политическая (от лат. communicatio — сообщение, беседа) — процесс обмена политической информацией в обществе.

Консерватизм политический (от лат. conservatio — сохранение) — политическая деятельность, направленная на охрану и укрепление сложившихся форм политической организации общества.

Консультирование политическое (политический консалтинг) — профессиональная деятельность по оказанию помощи лицам, принимающим политические решения.

Контент-анализ (от англ. content — содержание) — техника ис­следования, используемая для систематического, количественного описания содержания текста.

Конфедерация — союз самостоятельных, суверенных госу­дарств, образованный на основе договора с целью совместного решения определенных проблем (организация совместной оборо­ны, координация внешней политики, развитие общей системы коммуникаций).

Конфликт политический — особый вид взаимодействия людей и групп в политике, отличающийся острыми разногласиями, ак­тивными действиями противоборствующих сторон, стремящихся нанести ущерб друг другу. Возникает тогда, когда каждая из взаи­модействующих сторон стремится к обладанию одними и теми же ресурсами, ценностями, политическими позициями, блокируя тем самым действия других участников взаимодействия.

Конформизм (от лат. con — с, вместе и forma — вид, форма) — согласие, приспособление к господствующим мнениям, общим настроениям, непротивление преобладающим тенденциям.

Культура политическая — система сложившихся в обществе норм политического поведения, коллективных представлений о по­литике, политических символов и значений, способов оценки и объяснения политических явлений.

Легитимность власти (от лат. legitimus — законный) — призна­ние сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законно­го. В отличие от легальности, означающей соответствие деятельно­сти политических организаций, институтов действующим законам, легитимность предполагает фактическое признание населением страны, международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интересам народа данной страны.

Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — 1) течение обще­ственно-политической мысли, для которого характерна ориента­ция на ценности свободы личности, правового и политического равенства, частной собственности; 2) идейно-политическое, идео­логическое движение, ставящее целью обеспечение свободы лич­ности, ее политических и гражданских прав, равенства всех перед законом.

Лидер политический (от англ. leader — ведущий) — человек, способный влиять на политическое поведение и политическую де­ятельность людей благодаря определенным личностным каче­ствам, авторитету.

Лоббизм (от англ. lobby — кулуары, коридор) — деятельность, осуществляемая по заказу определенных организаций или групп и заключающаяся в оказании давления на государственных должно­стных лиц с целью принятия ими выгодных для заказчиков реше­ний.

Манипулирование в политике (от франц. — manipulation, про­исходящего от лат. — manus — рука) — особый способ воздей­ствия на отдельных лиц и на массы в политике, предполагающий применение скрытых приемов воздействия на сознание и подсоз­нание людей, их дезориентацию.

Менеджмент политический — особый вид управления в поли­тике, когда субъект управления, стремящийся к достижению опре­деленной политической цели, лишен возможности создавать об­щеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия».

Ментальность (от лат. mens — ум, образ мысли) — совокуп­ность устойчивых представлений, установок, стереотипов группы, характеризующих особый способ группового мышления.

Метод в науке — совокупность средств и приемов, используе­мых для познания, для решения научной проблемы.

Мировой политический процесс — динамическая характерис­тика системы международных отношений, все многообразие дей­ствий, предпринимаемых государствами на международной аре­не.

Миф политический — особый способ объяснения политичес­кой реальности, политических событий, отличающийся тем, что люди пытаются объяснить происходящее исходя из своего лично­го, а потому неизбежно ограниченного, жизненного опыта, и по­этому представляющий собой причудливое сочетание реальности и вымысла.

Многопартийность — наличие в обществе нескольких полити­ческих партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы.

Модернизация политическая — изменение политической сис­темы и политической культуры, характеризующееся формирова­нием демократических политических институтов, становлением гражданской политической культуры, возрастанием участия ши­роких слоев населения в политической жизни общества.

Монархия — форма государства, где высшие позиции в управ­лении страной занимает государь, получающий свой титул по на­следству. Выделяют следующие виды монархий: 1) абсолютные, где вся власть концентрируется в руках монарха; 2) дуалистичес­кие, где существует формально-юридическое разделение государ­ственной власти между монархом и парламентом; 3) конституци­онные, или парламентарные, где статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государ­ственной власти.

Отношения политические — устойчивые взаимосвязи и взаи­модействия субъектов политики. Достигается эта устойчивость за счет появления норм, регулирующих поведение взаимодейству­ющих политических субъектов. Со временем эти нормы закрепля­ются, и люди воспроизводят определенные модели поведения, уже ориентируясь не на конкретное лицо, а на ролевые ожидания и требования. Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по трем основаниям: 1) по виду взаимосвязанных субъектов (отношения между акти­вистами партии, отношения между партиями, отношения между институтами, отношения между общественно-политическими организациями, межгосударственные отношения и т.п.); 2) по предмету отношения (по поводу чего сложилось отношение: от­ношения власти, отношения политического управления, отноше­ния политического лидерства и т.п.); 3) по характеру отношения (отношения сотрудничества, конкурентные отношения, конфликт­ные отношения).

Парадигма политическая (от греч. paradeigma — пример, об­разец) — теория, научное направление, принятое научным сооб­ществом в качестве образца решения научно-исследовательских задач.

Партийная система — совокупность политических партий, свя­занных устойчивыми отношениями друг с другом и с государ­ством.

Партия политическая — устойчивая, формализованная орга­низация, стремящаяся к участию в осуществлении государствен­ной власти и объединяющая людей с общими идейно-политичес­кими взглядами и совпадающими интересами.

Политика — сфера жизнедеятельности людей, сложившаяся в обществе по мере возникновения, развития политических власт­ных отношений, предназначенных для поддержания целостности общества, регуляции социальных взаимодействий.

Политическая наука (политология) — отрасль научного зна­ния, объектом изучения которой является все многообразие поли­тической жизни как отдельных обществ, так и мирового сообще­ства в целом.

Политическая система — упорядоченная целостность взаимо­связанных, взаимозависимых политических статусов и ролей, по­литических институтов и политических организаций общества. Упорядоченность связей и отношений, складывающихся между политическими институтами и организациями, достигается благо­даря формированию в обществе политических норм, определяю­щих функциональное назначение политических институтов, уста­навливающих поле их ответственности, взаимные права и обязанности.

Политическая социализация — процесс усвоения человеком правил политических институциональных отношений, норм и цен­ностей политической культуры, ведущий к формированию у него необходимых качеств для адаптации к политической системе и для выполнения различных видов политической деятельности.

Политическая элита (от франц. elite — лучшее, отборное) — группа в обществе, обладающая политическим влиянием, выпол­няющая функции политического управления.

Политические права — совокупность принципов, норм, обес­печивающих участие граждан в общественно-политической жиз­ни, в управлении делами государства. К политическим правам от­носятся: 1) предоставляемые гражданам права на участие в управлении делами государства, а именно: избирать и быть из­бранными в органы государственной власти и местного самоуп­равления, участвовать в референдумах, обращаться в государ­ственные органы, иметь равный доступ к государственной службе, к участию в отправлении правосудия; 2) права, обеспечи­вающие свободу выражения мнений. К ним относятся свобода мысли, слова, печати, других средств массовой информации, пра­во искать информацию законным способом; 3) права, обеспечи­вающие свободу объединения граждан в различные организации — партии, общественно-политические движения, общественные организации и объединения; 4) свобода собраний, митингов, ма­нифестаций, шествий и пикетирования.

Политические символы — знаки, образы, обобщающие и оли­цетворяющие какие-либо политические объекты, явления, процес­сы. Символами государства являются флаг, герб, гимн.

Политические ценности — выраженные в мнениях, суждениях позитивные ориентации людей на различные объекты и состояния политического бытия; представления о наиболее важном и значи­мом в политике. В политических ценностях могут быть выражены предпочтения той или иной форме государственного устройства, тому или иному типу отношений между государством и индиви­дом, отражены желаемые представления о степени свободы лич­ности, о справедливости и порядке.

Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — тип организации политической жизни, предполагающий разде­ление государственной власти на законодательную, исполнитель­ную и судебную, а также свободу деятельности многообразных, в том числе оппозиционных, политических, общественных органи­заций.

Политический процесс — форма функционирования полити­ческой системы, последовательность событий, в которых усилия­ми людей воспроизводятся и создаются политические структуры, а также реализуются и изменяются политические устремления и установки индивидов и социальных групп.

Политический режим — реально сложившиеся в обществе формы, методы и способы осуществления политической власти.

Политическое участие — 1) в широком смысле слова — это все многообразие действий людей, имеющих отношение к полити­ке; 2) в узком смысле слова — это только те виды действий людей, которые способствуют воспроизводству политических институци­ональных отношений и не выходят за рамки сложившегося в об­ществе политического нормативного порядка, за рамки закона.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выра­жаемой в конституции, и призванное обеспечить основополага­ющие права и свободы личности.

Представительная демократия — форма общественно-госу­дарственного устройства, в котором народ признается источником власти, но сама государственная власть осуществляется специаль­ными, в том числе выборными, органами, которым народ делеги­рует свое право на управление общественными делами.

Прямая демократия — форма общественно-политического ус­тройства, главной особенностью которой является то, что всему взрослому населению предоставлено право участвовать в обсуж­дении и принятии общественно-значимых, государственных реше­ний.

Прогнозирование политическое (от лат. prognosis — предвиде­ние) — научно обоснованное суждение о возможных состояниях политической сферы общества в будущем и альтернативных путях и сроках политических изменений.

Протест политический — выражение политическим субъектом негативного отношения к действиям правительства и политиче­ской элиты путем организации политических акций.

Разделение властей — разграничение полномочий и автоном­ность законодательной, исполнительной и судебной власти, а так­же разделение власти между различными уровнями управления в обществе. Принцип разделения властей означает следующее: 1) распределение функций государственной власти между различ­ными институтами и организациями как по вертикали, так и по го­ризонтали; 2) определение поля ответственности каждой ветви вла­сти; при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции другой власти; 3) равенство за­конодательной, исполнительной и судебной власти, ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой; 4) со­здание надежного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса. Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противо­весов.

Рекрутирование элит (от франц. recruter — вербовать) — фор­мирование элит, пополнение их новыми членами.

Республика (от лат. res — дело и publicus — общественный, respublica — буквально — общественное дело) — форма государ- ' ства, основанная на принципе народовластия. В республике в от­личие от монархии отсутствует наследственная власть и существу­ют выборные представительные органы. В современном мире республики разделяются на три вида: 1) президентские, где прези­дент одновременно является главой государства и возглавляет пра­вительство; 2) парламентарные, вде исполнительная власть концен­трируется в руках премьер-министра и возглавляемого им правительства, ответственного перед парламентом; 3) смешанные, или полупрезидентские, где существует правительство, ответствен­ное одновременно перед парламентом и президентом.

Ресурсы власти — средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в со­ответствии с поставленными целями. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы: 1) принудительные, когда подчине­ние осуществляется под страхом наказания или в результате пря­мою насилия; 2) утилитарные, когда влияние обеспечивается в об­мен на предоставление подчиняющемуся каких-либо материаль­ных благ или других возможностей удовлетворения своих опреде­ленных потребностей, в том числе потребностей в причастности к группе, в уважении, любви; 3) нормативные (статусные), обеспе­чивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномо­чиями.

Социальное государство — государство, стремящееся к обес­печению каждому гражданину достойных условий существова­ния, социальной защищенности. Деятельность социального госу­дарства направлена прежде всего на оказание помощи наиболее обездоленной части населения. Социальная деятельность государ­ства осуществляется за счет перераспределения социального дохо­да в пользу малообеспеченных слоев.

Стратификация политическая (от лат. stratum — слой, пласт и fatio—делаю) — разделение общества на большие группы людей, отличающиеся по своему положению в политической иерархии общества. В основе политической стратификации лежит неравен­ство статусных позиций в системе политических властных отноше­ний. Чем больше прав и возможностей влияния дает человеку по­литическая статусная позиция, тем выше он будет находиться в иерархии властных отношений.

Субъекты политики — индивиды и социальные общности, вы­ступающие в роли носителей многообразной политической дея­тельности.

Технологии политические (от греч. techne — искусство, мас­терство, умение и logos — понятие, знание) — совокупность при­емов, способов действия, используемых политическими субъекта­ми для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — способность и умение проявлять терпение к мнениям, убеждениям, взглядам, традициям, отличающимся от собственных.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый полный) — вид политического режима, характеризующийся тем, что государ­ство и сросшиеся с ним политические структуры обладают пра­вом и реальными возможностями осуществлять управление прак­тически всеми сферами социальной жизни.

Унитарное государство — вид территориально-государственно­го устройства, характеризующийся концентрацией власти в цент­ральных государственных органах.

Федеративное государство — форма территориально-государ­ственного устройства, отличительной чертой которой является то, что входящие в состав государства государственные образования (субъекты федерации) обладают значительной самостоятельнос­тью и имеют собственное административно-территориальное де­ление.

Харизма (от греч. charisma — благодать, божий дар) — поня­тие, обозначающее наличие у политического лидера исключитель­ных способностей, качеств.

Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям в политике.

Электорат (от лат. elector — выбирающий, избиратель) — круг избирателей, голосующих за определенную партию, избиратель­ное объединение, кандидата.

Эмпирические методы в политологии (от греч. empeiria — опыт) — совокупность приемов, способов познания политиче­ской реальности, позволяющих получать конкретное знание о политических явлениях и процессах.

Этатизм (от франц. 'etat — государство) — политика, направленная на укрепление позиций государства в обществе, на огосу дарствление, на усиление регулирующего воздействия государственных органов на все сферы жизни общества.

Наши рекомендации