Судя по некоторым признакам, многие евреи в очеред-
68 А. С. Панарин
ной раз ожидают «финала истории», а вместе с ним и «окон- чательного» решения еврейского вопроса. В начале века это окончательное решение связывалось с коммунистическим интернационалом, который устранит не только националь- ные границы и барьеры, но и сами нации вместе с нацио- нальными языками — и тем самым превратит все человече- ство в счастливую диаспору, не знающую отечества. Ныне решение еврейского вопроса связывается с глобальным «от- крытым обществом». Вчера еще в контурах этого открытого общества просматривались некоторые черты просвещенчес- кого проекта, основанного на презумпциях универсализма, плюрализма и демократии. Сегодня все более откровенно проступает имперское содержание.
Дело выглядит так, что почти весь незападный мир лежит во зле и превратить его в землю обетованную невозможно. Возлагать надежды на некие анонимные силы прогресса, автоматически выносящие счастливое человечество к свет- лому будущему, тоже не приходится. Остается один выход: возложить на Америку миссию демократического контроля над недемократическим большинством планеты. Гарантии для евреев в этом полном подозрительности мире связаны с американским глобальным присутствием. Соответственно, все национальные суверенитеты, способные оспаривать это присутствие, должны быть предельно ослаблены, а амери- канский мировой контроль должен становиться вездесущим и всепроникающим.
Ясно, что при этом речь уже идет не о том сознании, ко- торое благодушно ждет развития объективных тенденций, ведущих в заранее заданном направлении. Речь идет о выбо- ре позиции, связанной с риском, с борьбой, с ожесточением. В самом деле, если все надежды возлагаются на американ- ский глобальный протекторат, то необходимо во всем мире по возможности ослаблять и подрывать позиции националь- ных государств и стоящей за ними «оборонческой» патрио- тической позиции. Люди, сохранившие такую позицию, те- перь воспринимаются одновременно и как враги Америки и как враги евреев — злобное красно-коричневое большинст-
Искушение глобализмом 69
Во, препятствующее окончательному решению мироустрои- тельной проблемы на единственно верный лад.
Зададимся вопросом: а не имеем ли мы дело с новым преждевременным вынесением окончательного приговора всей человеческой истории? Не имеет ли здесь место тороп- ливое подталкивание человечества к финалу, который его не устроит и на самом деле финалом не является?
Можно ли утверждать, что Америке удастся ее миссия окончательного прибирания мира к рукам? Ведь во всей многотысячелетней истории человечества подобного приме- ра еще не было. Возникали мировые империи, появлялись миропотрясательные проекты завоеваний, но проходило не- которое время, и «тысячелетние рейхи» рассыпались как карточный домик. И ведь каждый раз носителем этих проек- тов казалось, что на этот раз все решено окончательно и
«иного не дано».
Так вот, представим себе, что евреи в большинстве стран, еще сопротивляющихся глобальным имперским притязани- ям США, обретают в глазах местного населения стойкую ре- путацию американской «пятой колонны», а американская затея все же лопнет: не пахнет ли это очень большим риском для тех, кто так преждевременно и безоглядно связал свою судьбу с нею?
И даже если представить, что американское завоевание мира в самом деле состоится, достаточным ли окажется аме- риканский контроль для того, чтобы на всей завоеванной
«периферии мира» быстро и эффективно вмешиваться в це- лях предотвращения антисемитских акций и гарантирования евреям благоденствие и стабильность? Не будет ли у мировой администрации слишком много других забот, чтобы все силы положить на одно только решение еврейского вопроса?
Наконец, нельзя исключить и другого опасения: а не из- менятся ли лозунги и принципы самого мирового завоевателя, когда его замысел увенчается успехом? Если для закрепле- ния власти на местах и успешного манипулирования тузем- ными массами завоевателю покажется полезным использо- вать демагогию антисемитизма, сумеет ли он преодолеть это г соблазн? Словом, по многим соображениям нынешнее «мо
70 А. С. Панарин
Нистическое» решение еврейского вопроса, связанное с ис- ключительной ориентацией на США и их мировую миссию, кажется менее предпочтительным, чем традиционное плю- ралистическое решение, связанное с натурализацией евреев в странах обитания и их лояльным отношением к местному населению.
А теперь подойдем к вопросу с другой стороны. Когда ве- дется речь о народе со столь давней традицией, вписавшем столько ярких страниц в духовную историю человечества, в формирование его исторического самосознания, одних толь- ко прагматических соображений благополучия и безопас- ности явно не достаточно. Американская «версия спасения» для евреев представляется мне по большому счету более со- мнительной, чем счет, предъявляемый нынешним потреби- тельским сознанием, взыскующим одного только материаль- ного благополучия, комфорта и безопасности.
Евреи вмешались в историю чужой и блестящей мировой империи — Римской, и вмешательство это повлекло за собой один из величайших духовных переворотов человечества, связанных с новым решением вопроса о соотношении телес- ного и духовного, силы и морали, полезного и справедливо- го. И затем, вплоть до великих революций нового времени, евреи неизменно принимали сторону обиженных и угнетен- ных и вместе с ними бросали перчатку господствующей си- ле, не привыкшей встречать сопротивление. Еврейский тем- перамент издавна был тираноборческим и черпал вдохнове- ние в ситуациях, когда требовалось унизить самонадеянную силу и дать обетование слабым, открывающим качественно новую историческую перспективу.
Можно ли сказать, что нынешняя «американоцентрич- ная» ориентация значительного числа евреев как-то вписы- вается в эту великую традицию? Вряд ли нынешние адепты американской «глобальной миссии» так простодушны, что- бы поверить в то, будто истинным мотивом американской геополитической экспансии в самом деле является забота о правах человека. Поза наивного умиления перед американ- ской политикой однополярного мира выглядела бы настоль- ко не убедительной и фальшивой, что простое самолюбие не
Искушение глобализмом 71