Когда наиболее осведомленные и раскованные члены
«внутренней» партии решились расстаться с выдохшейся ло- шадкой социализма и пересесть в новое седло, без тайного партнерского сговора с коллегами, представляющими вче- рашнего официального врага, обойтись никак не могло
50 А. С. Панарии
Американские коллеги представлялись такими же обеспоко- енными и ищущими новых форм глобалистами, имеющими не меньше претензий к собственному народу, неуклонно те- ряющему свою англосаксонскую и протестантскую идентич- ность в массовом обществе. Словом, американские «колле- ги» всячески убеждали в том, что их «остраненность» по отно- шению к своему народу никак не меньшая, чем у российских реформаторов, и что назрел некий наднациональный поли- тический консорциум двух правящих элит, призванных со- обща совершенствовать мировой и национальный тгорядок.
Соответствующие приемы глобалистского «остранения» настойчиво использовались в работе с самим автором совет- ской перестройки. С одной стороны, играли на его полити- ческом честолюбии, давая ему понять, что его реформатор- ская инициатива явно перерастает сугубо национальные рамки и потому уделом его становится лидерство поистине мирового масштаба — вхождение в состав сверхузкого круга мировой суперэлиты, вооруженной стандартами, до которых туземные массы в целом явно не доросли. С другой — экс- плуатировались близкие советскому лидеру установки Про- свещения, которые в самом деле влекут к наднациональным горизонтам общечеловеческого будущего. Ясно, что такая работа обретает видимость убедительности и достоверности, если проводящая ее сторона в свою очередь обязуется под- няться над национальным эгоизмом и добросовестно слу- жить новому мировому порядку.
Последовавшие затем события показали, что американ- ская сторона нарушила кодекс «добросовестного глобализ- ма», скрывая за соответствующей мироустроительной рито- рикой узконационалистические, точнее — имперские планы. Перестроечную, а затем и постперестроечную элиту манили стратегическим партнерством, основанным на равном дис- танцировании от «местнического» подхода и национального своекорыстия. На деле оказалось, что степень этой «остра- ненности» от национального интереса была явно не одина- ковой. Американцы оказались призрачными глобалистами, преследующими свои великодержавные цели и склонными пользоваться двойными стандартами.
Искушение глобализмом 51_
В новый демократический мировой порядок, в котором не будет врагов, а накопленный арсенал вооружений станет полностью излишним, верили, как оказалось, только рос- сийские глобалисты. Американские истолковывали глобаль- ный мировой порядок и глобальную власть (мировое прави- тельство) как их порядок и их власть над миром. В этом кон- тексте им представлялось, что они наконец-таки «внедрили» нового Джона Кеннеди, перестройщика и утописта, в стан противника, тогда как сами оставались хитроумными реа- листами, свободными от романтических химер.
Джон Кеннеди был убит там, где ему и надлежало быть убитым, но заново родился там, где был запланирован гло- бальной стратегией прибирания разоружившегося мира к американским рукам. Получается, что американские глоба- листы, ведшие тайный диалог со своими российскими кол- легами, скрыли свою неизжитую «почвенность» и, высмеи- вая архаичный национализм и патриотизм у других, сами со- хранили соответствующую национальную привязку.
Мы, таким образом, можем теперь провести своего рода классификацию типов глобализма, которые в своем перепле- тении дают пеструю, зыбкую и в целом обманчивую картину мира.
К первому типу следует отнести глобализм Просвеще- ния — интенцию, заложенную еще у истоков европейского модерна и ведущую к формированию единого мирового про- странства, основанного на универсалиях прогресса, равно доступного всем.
Ко второму типу относится эзотерический глобализм пра- вящих элит, за спиной народов сговаривающихся между со- бой. Своеобразная этика такого глобализма состоит в том, чтобы партнеры не вводили друг друга в заблуждение и, рав- ным образом дистанцируясь от «национального эгоизма» и местных интересов, образовали консорциум мирового пра- вящего меньшинства. Национальные представители, делеги- рованные таким образом в мировую глобальную элиту, рабо- тают над формированием мирового порядка хотя и далекого от профанных ожиданий народов, но прозрачного для всех участников этого привилегированного клуба.
52 А. С. Панарин
Наконец, третий тип глобализма — это глобализм, осно- ванный на традиционной процедуре превращения одной держа- вы, со всей ее национальной и местнической ограниченнос- тью, в монопольного носителя мировой власти — однополярной глобальной системы.