Необходимость введения курса
ПРОГРАММА КУРСА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
для средней общеобразовательной школы:
Класс
Протоиерей Виктор ДОРОФЕЕВ,
О.Л. ЯНУШКЯВИЧЕНЕ
Центр Покров
Данная программа – результат обобщения многолетнего опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по программам О.Л. Янушкявичене (г. Вильнюс, Литва), протоиерея Виктора Дорофеева, О.К. Харитоновой (Ногинский район Московской области), Т.И. Гончаровой, Н.И. Заболотской, Н.В. Скурской (г. Санкт-Петербург); учитывался опыт других авторов программ и пособий, а также практический опыт преподавания предмета.
Авторы выражают благодарность рецензентам, сделавшим ряд ценных замечаний, преподавателям из разных регионов России, участвовавшим в обсуждении программы на семинаре, проходившем 1-7 июля 2004 года в Троице-Сергиевой Лавре, Скурской Н.В., принявшей участие в работе над программой для младших классов.
Рецензенты:
Абехтикова М.Б., учитель ОПК;
Абраменкова В.В., профессор, доктор психологических наук;
Батурина Е.С., преподаватель воскресной школы Донского монастыря г.Москвы;
иерей Андрей Близнюк;
иерей Валентин Васечко, кандидат богословских наук, заведующий кафедрой сравнительного богословия ПСПТГУ;
Довгий Т.П., заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике;
Дунаев М.М., профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, доктор филологических наук;
Зверев В.О., учитель ОПК;
Коллектив преподавателей основ православной культуры, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Вольска Саратовской области»;
Круглов Ю.Г., академик РАО, ректор Московского государственного открытого университета им. М.А.Шолохова;
Левина М.М., доктор педагогических наук, профессор;
Лисицына Н.А., старший инспектор по ОПК Управления образованием Ногинского района Московской области;
Медушевский В.В., профессор кафедры теории музыки Московской консерватории, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ;
Переверзенцев С.В., сопредседатель Правления Союза писателей России, доктор исторических наук;
Петракова Т.И., заместитель директора по науке Института общего образования Министерства образования и науки РФ, ректор Института экспертизы содержания образования и духовно-нравственного воспитания, профессор, доктор педагогических наук;
Пономарева Г.М., профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор философских наук;
Станкевич В.А.иЛукашенкова Ж.В., методисты Смоленского Областного информационно-методического центра по духовно-нравственному воспитанию и образованию при государственном образовательном учреждении для дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Полянка».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи курса
Цель курса.Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Задачи.Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать нашу культуру, искусство, традиции, дух нашего народа, человек должен хорошо знать основы Православия. Атеистическая политика советского государства в недавнем прошлом вынуждала изымать религиозные элементы из произведений наших классиков, из нашей культуры, а если такие элементы и встречались, то они толковались примитивно-материалистически, что не давало возможности увидеть духовные глубины нашего народа, истоки нравственных устоев.
Таким образом, первой задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православного искусства.
В настоящее время общеобразовательные учреждения занимаются в основном обучением детей светским наукам. Воспитание, формирование мировоззрения детей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют СМИ, а также законы, система ценностей, которая существует в детско-подростковой среде. С сожалением приходится констатировать, что в этой среде в настоящее время под влиянием указанных и других факторов происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получение удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, нестроений в жизни детей, подростков заключаются в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Курс ОПК призван заполнить этот пробел и изложить православную точку зрения на основные вопросы бытия, познакомить с системой нравственных норм Православия. Этовторая задача курса.
Служителями Православной Церкви и представителями правоохранительных органов к настоящему времени накоплено немало фактов причинения людям душевного и физического вреда деятельностью сект, псевдодуховных организаций, разного рода оккультных целителей. Многие из них в своей деятельности используют приемы психозомбирования, психологические приемы вербовки. Здесь не идет речь о свободе религиозного выбора человека, здесь – сознательное воздействие на людей для использования их в своих целях. Задача курса в отношении таких организаций и отдельных личностей – давать духовную оценку их деятельности и таким образом предотвращать обман и возможное попадание детей в их сети. Что касается других традиционных вероисповеданий, то курс ОПК с право-славных позиций должен объяснить различие разных вер, изложить точки зрения других вер на те или иные вопросы, чтобы в дальнейшем дети могли свободно ориентироваться и иметь возможность выбора того или иного вероисповедания. Этотретья задача курса.
Реализация этих трех задач позволит более эффективно решать и другие задачи:
· вырастить детей духовно, душевно и телесно здоровыми;
· раскрыть духовные и физические дарования детей;
· сформировать гражданское самосознание;
· взрастить любовь к своему земному Отечеству – России и своему народу.
Особенности программы
Область применения.Программа написана для 1-9 классов общеобразовательной школы. Она может быть использована также для работы в молодежных и детских центрах, колледжах, творческих училищах, кадетских корпусах, студиях, кружках по интересам, в церковных воскресных школах, в программах летнего отдыха, для занятий в детских и юношеских библиотеках.
Программу можно положить в основание курса повышения квалификации преподавателей курса ОПК. Отдельные части программы можно использовать для младших курсов вузов.
Основные принципы построения. Исходя из цели курса – воспитание духовно-нравственной личности ребенка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях Православия, – в основание программы можно положить следующие принципы.
Христоцентричность. Православие, его учение и культурное наследие является следствием пришествия в мир Иисуса Христа и принесенного Им в мир учения. Поэтому, каким бы ни был выбран уклон в преподавании курса: культурологическим, историческим либо каким другим – базироваться он должен на Личности Иисуса Христа и Его учении. Это – основная образовательная линия.
Концентричность. Основная образовательная линия должна по концентрическому принципу преподаваться на всех образовательных ступенях. Духовные истины имеют глубокий смысл, поэтому необходимо постоянное обращение к ним, раскрытие их с разных сторон и углубление понимания их смысла.
Универсальность. Этот принцип предполагает знакомство в пределах необходимого минимума с иными религиями и идеологиями, религиозно-философскими системами, с наиболее значимыми достижениями современной культуры, науки, светского образования. Смысл принципа не в познавательной стороне, а в оценке всего с позиции православных критериев, прежде всего критерия сотериологического*.
Ориентация не столько на усвоение учащимися объема знаний, сколько на духовно-нравственное воспитание. В программу должен быть включен необходимый минимум знаний. Темы должны раскрываться глубоко, образно и по возможности сопровождаться нравственными приложениями.
Учет возрастных особенностей детей.Существуют три уровня в восприятии детьми духовных истин. При этом в каждом уровне можно выделить по две стадии.
1. Уровень принятия морали авторитета:
а) принятие морали родителей;
б) принятие морали учителя.
2. Уровень принятия морали социума:
а) принятие морали сверстников;
б) принятие морали общества.
3. Уровень автономной совести:
а) сомнение в существующих нравственных
ценностях;
б) собственный выбор системы ценностной
иерархии.
Существование этих уровней понятно с точки зрения христианской антропологии. Каждая человеческая личность обладает даром свободы выбора. Но чтобы этим даром воспользоваться, человек должен впитать, пережить то, что он должен будет выбрать. И вот сначала ребенок живет взглядами родителей на то, что хорошо и что плохо. Затем он принимает мнения учителей, потом он принимает мораль сверстников и, наконец, всего общества. И вот тут наступает кризис, он вдруг отвергает все и сомневается во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие.
Для наиболее быстро развивающихся детей этот кризис наступает в 15-16 лет. При этом на уровне принятия морали авторитета ребенок находится в дошкольном и младшем школьном возрасте, а на уровне принятия морали социума находятся дети подросткового возраста. В связи с этим предлагается строить программы следующим образом.
Младший школьный возраст полностью открыт педагогу. Поэтому в начальной школе предлагается говорить о самых высоких духовных источниках, накопленных человечеством. Таковыми являются Священное Писание, а также традиции церковной жизни, свято хранимые русской культурой.
В средней школе подросток нуждается в движении, в жизни «сообща». Поэтому необыкновенно возрастает необходимость внеклассной работы, желательны краеведение, исторический материал, героические примеры. Также, в силу эгоцентричности подросткового возраста, желателен курс по христианской этике, обращенный на подростка.
В старшем школьном возрасте – возрасте выбора, личность педагога должна отойти в сторону, на первое место выдвигается вопрос, формулируемый на занятии. Соответственно меняется стиль преподавания: он должен стать не историческим (повествовательным), а литературно-философским.
Учет состояния сознания современного школьника.Несмотря на то, что подавляющее большинство школьников* верят в Бога, их сознание, особенно старших школьников, сформировано под влиянием материалистических теорий, в частности теории Дарвина. Поэтому необходимо включение в программу раздела с изложением современных научных данных о происхождении мира, в которых немало фактов, свидетельствующих о несостоятельности теории Дарвина. Детям нужно осветить альтернативную теорию происхождения мира.
Современные школьники, как правило, мыслят в чисто земных категориях и не способны разобраться в жизненных ситуациях с духовно-нравственных позиций. Поэтому в курсе ОПК необходимо предложить по возможности всесторонний обзор современных жизненных проблем с их духовно-нравственной оценкой.
Еще одной характерной чертой сознания современных детей и юношества является восприятие ими в той или иной степени идеалов массовой культуры, которые не только не всегда совпадают с морально-нравственными нормами Православия, но порой прямо им противоположны. Поэтому необходимо, чтобы материал курса был по возможности адаптирован к сознанию учащихся, с обстоятельным, наглядным раскрытием пагубности антихристианских норм нравственности.
Учет интересов современного школьника.Как показывает практика преподавания курса ОПК в общеобразовательных школах, дети всех возрастных групп с интересом изучают курс. Однако для детей старшего возраста есть определенный круг тем, к которым они проявляют особенный интерес. Как правило, эти темы связаны с их самоопределением в духовно-нравственном отношении и уяснением нравственных позиций в различных жизненных ситуациях. Уклонение курса в углубленно-богословскую, культурологическую либо другую сторону может привести к потере актуальности и интереса к этим темам и, следовательно, к снижению эффективности курса. Таким образом, курс должен быть построен так, чтобы в результате его изучения учащиеся, помимо прочего, на доступном для них языке получили ответы на все интересующие их вопросы.
Учет содержания существующих в настоящее время школьных программ. Это необходимо для того, чтобы исключить повторения изучаемого материала, поскольку некоторые темы православной культуры даются в общеобразовательной программе. Кроме этого, желательна коррекция курса ОПК и школьных предметов.
Обоснование распределения учебного материала.Содержание программы в начальной школе включает в себя элементы всех содержательных линий на уровне, доступном младшим школьникам. В соответствии с возрастными особенностями на этой возрастной ступени дается материал о самых возвышенных истинах христианства. На этом этапе дети должны усвоить основные понятия Православия. В 3-4 классах детям даются элементарные знания по церковнославянскому языку на уровне, позволяющем читать и понимать церковнославянские тексты. На последующих ступенях обучения это поможет им знакомиться с письменными памятниками православной культуры в оригинале.
В основной школе содержание программы охватывает по возможности все основные стороны Православия и является базовым по отношению к содержанию в младшей и старшей школе. В соответствии с возрастными особенностями в младших классах среднего звена преобладает исторический материал с примерами героики, образцов высоко духовной, нравственной жизни. В более старших классах дается приоритет морально-этическим и другим вопросам Православия и современной жизни.
В старшей школе преподавание предполагается вести по авторским модульным курсам той или иной направленности либо по интегрированному повторительному курсу, опирающемуся на все элементы содержательных линий, но на более глубоком уровне.
Особенности применения программы. Специфика курса предполагает широкое использование разного рода учебно-наглядных пособий: видеофильмов, репродукций, аудиозаписей, материалов на DVD и CD-носителях (мультимедийных учебных пособий, видеофильмов). В процессе обучения необходимо использовать творческие задания, направленные на правильное усвоение знаний, их актуализацию, помощь в применении полученных знаний в жизни. Высокую эффективность имеют экскурсионно-паломнические поездки в монастыри, храмы, другие места, связанные с историей нашего Отечества.
Требования к преподавателям курса ОПК
Столь высокая цель курса предполагает и особые качества преподавателя. Помимо обычных профессиональных качеств педагог (это очевидно) должен хорошо ориентироваться во всех основных вопросах курса, для чего он обязан пройти соответствующую подготовку. Достаточность уровня его квалификации должна быть засвидетельствована как представителя-ми обучающей организации, так и представителями Церкви.
ПРОГРАММА КУРСА
“ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ” ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
Учащиеся начальных классов в результате изучения курса «Основы Православной культуры» (ОПК) должны усвоить начальные сведения о православной культуре из состава всех содержательных линий. Список основных понятий приведен ниже.
В первом классе даются самые элементарные понятия. Во втором – дети знакомятся преимущественно с основными праздниками, жизнеописаниями наиболее известных святых, с наиболее почитаемыми иконами. В третьем классе дается преимущественно ветхозаветная история. В этом классе рекомендуется в соответствии с календарем уделить часть времени на уроках главным праздникам – Рождеству, Пасхе и другим. В четвертом классе изучается преимущественно новозаветная история. В конце четвертого класса составляется «лента времени» по новозаветной и ветхозаветной истории, а также круг основных праздников, что дает возможность детям еще раз повторить и хорошо усвоить библейскую историю и основные праздники.
По возможности в уроки, помимо основной темы, включаются вопросы нравственного характера.
В силу специфики своего возраста дети младших классов не могут заниматься длительное время одним родом деятельности. Поэтому предлагается, помимо прочего, на уроках во втором и третьем классах давать детям на несколько минут задания раскрасить церковно-славянские буквы, буквицы-инициалы, плетенки, которыми украшались древние рукописи (примеры – в книге Ирины Горячевой «Церковно-славянские прописи и уроки орнамента». Издательский совет Русской Право-славной Церкви, 2003), потренироваться самим писать буквы, чтобы к концу второго класса дети имели представление о церковно-славянской азбуке, а к концу третьего класса хорошо ее усвоили.
Основные понятия
Ангел-хранитель
Ангелы
Апостол
Библия
Благоверный
Благовещение
Благодать
Благословение
Бог
Богослужение
Богочеловек
Богоявление
Вавилонская башня
Вербное воскресенье
Ветхий и Новый
Завет
Воздвижение
Вознесение
Волхвы
Воскресение
Воскрешение
Всенощное бдение
Грех
Грехопадение
Дни творения
Дух
Духовенство
Душа
Евангелие
Евангелисты
Заповеди
Заповеди блаженств
Земля обетованная
Икона
Исповедь
Канон
Канон Священного Писания
Ковчег
Колокола
Крест
Крестное знамение
Крещение
Культура
Лик
Масленица
Молитва
Монастырь
Монах
Мученик
Нагорная проповедь
Нерукотворный
Нимб
Нравственность
Откровение
Падшие духи
Пасха
Переходящие и непереходящие
праздники
Плащаница
Погребение
Покаяние
Покров
Пост
Потоп
Праведный
Прародители
Преображение
Преподобный
Причастие
Пророки
Прощеное воскресенье
Пятикнижие
Равноапостольный
Рай
Рукотворный
Святой
Святой Дух
Священник
Священное
Предание
Синайское законодательство
Скиния
Совесть
Сотворение мира
Сошествие Святого Духа
Спаситель
Сретение
Столпотворение
Страстная неделя
Таинства
Тайная вечеря
Троица
Успение
Храм
Христиане
Церковнославянский язык
Церковь
Чудеса
Юродивый
Язычество
Программа 1 класса
1. Прекрасный Божий мир. Кто создал окружающий нас мир?
2. Как люди узнали о Боге? Библия. Бог – Троица. Икона Святой Троицы. Свойства Божии. Главное свойство – любовь. Молитва – разговор с Богом.
3. Любовь – сущность и смысл существования человека. Как хорошо быть рядом с тем, кто любит других и учиться у него этой любви. Такой человек все время ищет возможность излить на кого-то свою любовь, сделать другому добро. Божия Любовь так велика, что ею создан весь мир. Материнская любовь – наиболее прекрасное отражение в мире Божией Любви.
4. Сотворение Богом мира. Мир видимый и невидимый. Мир прекрасных ангелов. Ангел-хранитель. Какие мысли и поступки он подсказывает? Совесть. Сотворение видимого вещества вселенной.
5. Первые пять дней творения. Тьма и свет. Зачем нужен свет растениям? Животным? Людям? Возможно ли хорошо проделывать какую-либо работу с закрытыми глазами или в темноте? Свет добрых дел.
6. Шестой день. Человек – венец творения. Душа человека. Сотворение человека по Образу и Подобию Божию. Благодать.
7. Жизнь Адама и Евы в раю. Кому Бог отдал этот прекрасный мир? Человек дает имена всем животным. Благодатное общение человека c Богом в раю. Что такое молитва? Обязанность Адама и Евы заботиться о рае. Наша обязанность заботиться обо всем, что нас окружает, за что мы отвечаем. Если посадил цветок, его нужно поливать. Если завел котенка, его нужно кормить. Забота Божия о всем мире и о нас.
8. Грехопадение. Свобода человека творить добро и зло. Почему человеку оставлена свобода творить зло? Высота человеческого предназначения. Человек – единственное существо во вселенной, которое может совершить нравственный выбор. Первая ложь в мире. Грехопадение как непослушание Богу. Изгнание из рая. Состояние человеческой природы до и после грехопадения. Здоровье как цельность человеческого существа. Болезни душевные и телесные.
9. Было ли возможным Адаму после того, как он согрешил, вернуться к Богу? Ожидание Богом покаяния Адама. Наше искреннее раскаяние – очищение нашей души. Исповедь. Борьба с грехом, скорби и сердечные переживания, возрастание в добре. Рабство человека греху и любовь Божия к падшему человеку. Обетование спасения и Спасителя. Можем ли мы продолжать любить тех, кто сделал нам зло?
10. Рождество Богородицы. Семья Богородицы.
11. Введение Богородицы во храм. Жизнь Пресвятой Девы при храме, Ее кротость, любовь к чтению Священного Писания. Как проводим нашу жизнь мы? Что мы читаем, что смотрим по телевизору? Сказка о потерянном времени. Какое время не потеряно? Важность каждой минуты для добрых дел. Какие дела мы можем назвать добрыми?
12. Обручение Пресвятой Девы с Иосифом. Жизнь Святого Семейства. Наша семья. Члены семьи. Мать и отец. Что означает благодарность к родителям, любовь и почтение? Почему детям надлежит быть благодарными родителям? В чем проявляется любовь к родителям? Как проявляется прекословие и неуважение к родителям? Как избежать этого? Братья и сестры. Любовь к братьям и сестрам через любовь к родителям. Хорошо или плохо, когда семья большая? Какие обязанности имеет ребенок в семье? Обязанности по отношению к родителям, старшим и младшим братьям и сестрам? Какие домашние обязанности он может исполнять?
13. Благовещение. Смирение Пресвятой Богородицы пред Богом. Русские обычаи, связанные с этим праздником. Какие дурные привычки держат нас в своей клетке? Как нам из этой клетки улететь?
14. Рождество Христово. Пастухи. Волхвы, их дары Богочеловеку. Что можем подарить Ему мы?
15. Подготовка к празднованию Рождества Христова.
16. В чем заключается красота? Красота в поведении человека.
17. Крещение Иисуса Христа. Крещение человека – рождение его для новой жизни. В крещении человек становится обновленным и благодатным. Почему же люди продолжают грешить? Таинство исповеди – освобождение от грехов.
18. Христос и дети. Господь любит и видит всех людей и теперь. Какие поступки Господа радуют? Какие огорчают?
19. О чем учил Иисус Христос? О почитании родителей, о неосуждении, главная заповедь – о любви.
20. Исцеление Иисусом Христом десяти прокаженных, другие события. О благодарении Бога. Нужно ли нам быть благодарными? За что?
21. Притчи Иисуса Христа. Великий пост, притча о блудном сыне.
22. Преображение Господне. Цель нашей жизни – наше преображение. Как этого достичь?
23. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).
24. Тайная вечеря. Таинство Причащения.
25. Почему безгрешный Иисус Христос страдал? Его Распятие ради спасения людей: Христос – Спаситель. Почему христиане носят нательные крестики? Кресты на храмах, на могилах умерших христиан. Благословение.
26. Воскресение. Какая жизнь будет ответом на то, что Иисус Христос сделал для людей? Пасхальные обычаи.
27. Вознесение Иисуса Христа. Его обещание быть с учениками «до скончания века». Что будет после «скончания века»? Что такое «вечная жизнь»? Какой она может быть?
28. Сошествие Святого Духа и образование Церкви. Церковь – семья, люди – ее члены. Христиане.
29. Путешествия апостолов. Распространение христианской Церкви.
30. Путешествие апостола Андрея Первозванного в северный удел по «Повести временных лет». Церковнославянский язык, его происхождение, применение. Примеры.
31. Крещение Руси.
Программа 2 класса
1. Бывают ли у нас «пустые» дни? Дни, когда не произошло ничего интересного, мы ничему не научились, не сделали ничего значительного. Отсутствие «пустых» дней в православном календаре. Память о святых каждого дня. Кто такие святые люди?
2. Зачем нужен праздник? Какие праздники отмечаются в нашей семье? Понятие праздничного дня в Православной Церкви. Великие и малые праздники. Праздник воскресного дня.
3. Воздвижение Животворящего Креста Господня. Равноапостольные Константин и Елена. Явление Креста императору Константину. Победа Крестом. Поиск и обретение Креста. Крест – общецерковная святыня. Песнопения и иконография праздника. Крестное знамение.
4. Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Милосердное заступничество Божией Матери. Покров Божией Матери над Россией.
5. Лики святых. Пророческое служение. Пророки до пришествия Иисуса Христа. Пророк Илия. Горячая вера пророка. Празднование памяти пророка Илии на Руси.
6. Лики святых. Апостольское служение на Руси. Апостолы Христовы. Апостол и евангелист Иоанн Богослов – любимый ученик Иисуса Христа. Написанное Иоанном Евангелие, его особенности – глубина проникновения в тайны Божии; раскрыл, что Бог есть любовь.
7. Лики святых. Апостольское служение на Руси. Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Крещение Руси.
8. Лики святых. Преподобные. Преподобный Сергий Радонежский. Его житие (трудности с учением у маленького Варфоломея, покорность родителям, подвиги благочестия, кротость, всероссийское почитание).
9. Иконы. Кто на них изображается? Лик. Нимб. Особенности написания икон. Нерукотворный образ Иисуса Христа.
10. Казанская икона Божией Матери. Исторические события, связанные с ней.
11. Владимирская и Иверская иконы Божией Матери (26 октября). Владимирская икона в истории Руси. Иверская икона в часовне на Красной площади в Москве.
12. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (21 ноября). Девять ангельских чинов. Небесная иерархия. Падение части ангелов. Ангел-хранитель.
13. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Земная жизнь Богородицы. Песнопения и иконография праздника. Великое совершается в тишине и сокровенно. Почему Дева Мария могла находиться в святая святых, а обычная женщина не может? Назначение женщины и мужчины в обычной жизни, в семье.
14. Лики святых. Святой Александр Невский. Благочестие князя. Святой Александр Невский – защитник Руси.
15. Лики святых. Святитель Николай, чудотворец. Стояние за истину (I Вселенский собор). Милосердие святителя. Чудеса при жизни и до сего времени. Любовь русского народа к святителю Николаю.
16. Лики святых. Праведный Иоанн Кронштадтский (2 января). Пример жизни для других. Служение людям.
17. Ожидание Спасителя людьми. Новый Завет. Летосчисления и календари. Рождество Иисуса Христа. Его воплощение – милость к людям. Песнопения и иконография праздника.
18. Богоявление Господне (Крещение). Песнопения и иконография праздника.
19. Лики святых. О юродстве Христа ради. Блаженная Ксения Петербургская (6 февраля). Отношение к ней русского народа. Блаженная Матрона Московская. Ее современное почитание.
20. Лики святых. Собор новомучеников и исповедников Российских.
21. Сретение Господне (15 февраля). Понятие жертвы. Присутствие жертвы во всех истинных отношениях матери и ребенка, мужа и жены, человека и Бога.
22. Великий пост. Неделя о мытаре и фарисее. Значение слов «мытарь» и «фарисей». Все ли мытари каются? Все ли фарисеи гордятся. Какое покаяние – настоящее?
23. Неделя о блудном сыне. Все, чем мы обладаем, дано нам Отцом Небесным. Как мы этими дара-ми пользуемся? Почему часто дети хотят ранней самостоятельности? Причина – стремление к вседозволенности, желание получать удовольствия, не прилагая труда. Следствие – приходится «пасти свиней».
24. Неделя о Страшном суде. Значимость самого маленького доброго и самого маленького плохого поступка. Возможность совершить добро – дар Бога лично нам, такими дарами нельзя пренебрегать. Масленица.
25. Прощеное воскресенье. Всех ли можно простить? Почему святые считали себя грешниками? Воспоминание Адамова изгнания.
26. Благовещение Пресвятой Богородицы. Песнопения и иконография праздника.
27. Вход Господень в Иерусалим. Песнопения и иконография праздника. Празднование Вербного воскресенья на Руси. Страстная седмица. Обычай омовения ног. Зачем Христос омыл ноги ученикам? Чтение 12-ти Евангелий. Страстная Пятница. Вынос плащаницы. Сравнимы ли наши земные скорби со страданием Иисуса Христа? Два разбойника, распятых со Христом.
28. Светлое Христово Воскресение – Пасха. Песнопения и иконография праздника. Пасхальные обычаи. Пасхальный крестный ход. Пасхальная заутреня. Какой самый любимый праздник на Руси?
29. Светлая седмица. Красная горка. Артос. Апостол Фома. Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Радоница. Поминовение усопших в Церкви.
30. Лики святых. Великомученик и целитель Пантелеимон. Великомученик и Победоносец Георгий. Песнопения и иконография праздника. Победа нашего народа в Великой Отечественной войне.
31. Равноапостольные первоучители словенские Кирилл и Мефодий. Создание азбуки. Переводы книг. Песнопение и иконография праздника.
32. Лики святых. Царственные мученики. Икона Божией Матери «Державная».
33. Церковнославянский язык. Азбука. Слова под титлами.
34. Внеклассный урок. Посещение местного храма. Беседа со священником.
Программа 3 класса
1. Что есть мое «я»? Совесть, разум, воля – способности души. Как напитать душу добром? Библия – Книга книг. Священное Писание и Священное Предание. Богодухновенное Откровение. Ветхий и Новый Завет. Канон Священного Писания.
2. Творение мира видимого и невидимого. Ангелы. Падшие духи. Первый и второй дни творения.
3. Третий, четвертый дни творения.
4. Пятый, шестой дни творения.
5. Прародители Адам и Ева. Грехопадение. Каин и Авель. Отчего рождается зависть? Как с ней бороться? Страшные последствия, когда мы даем волю злу. «Грех влечет к себе, но ты господствуй над ним». Возможность победить свои злые желания. Мог ли Каин получить прощение?
6. Потоп, его причины. Наше зло, наш эгоизм – причины экологической катастрофы на земле. «Наш ковчег» – обращение к добру и истине. Что такое неосуждение родителей? Как ребенку относиться почтительно к родителям, если они на его глазах совершают порочные поступки? Поступки Сима, Хама и Иафета.
7. Вавилонская башня (столпотворение). Гордость – причина непонимания людьми другого человека. Можно ли создать на Земле рай без Бога? Могут ли технические достижения сами по себе создать счастье людям?
8. Авраам. Авраам – отец верующих. Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Бегство Лота из Садома. Превращение жены Лота в соленой столп. Что бывает с нами, если мы, желая исправиться, оборачиваемся назад? Испытание Авраама. Почему люди, часто зная, где добро и зло, не идут по пути добра? Готовность пожертвовать самым дорогим.
9. Исаак и Ревекка. Послушание Исаака отцу. Может ли произойти что-то плохое, если мы исполняем волю родителей? Слушаемся ли мы родителей так, как слушался Исаак? Душевные качества Ревекки: доброта, открытость, бесхитростность. Доверчивость. Вознаградил ли ее Бог за душевную красоту? Можно ли быть добрым и доверчивым в наше время? Исав и Иаков. Продажа первородства. Бог – Отец всех людей. Высота достоинства каждого человека. Не продаем ли мы свое достоинство за «чечевичную похлебку» жизненных благ? Видение Иаковом таинственной лестницы.
10. Иосиф и братья. Чистота души, устремленность к Высшему Добру – залог жизненного благополучия. «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога». Что значит бояться Бога? Может ли верующий в Бога человек делать зло? Иосиф в Египте.
11. Жизнь евреев в Египте. Спасение младенца Моисея. Явление Бога Моисею при Неопалимой купине. Кто такой пророк? Чудеса истинные и ложные. Казни египетские. Исход из Египта. Пасха.
12. Синайское законодательство. Изъяснение первых четырех заповедей.
13. Изъяснение последних шести заповедей. Какая заповедь главная? Любить ближнего – исполнение всего Закона.
14. Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма. Установление священства.
15. 40-летнее странствование. Чудеса в пустыне, их духовный смысл. За что страдали в пустыне евреи? Что сначала: хлеб или слово Божие? Завоевание земли обетованной – прообраз борьбы человека с грехом. Иисус Навин.
16. Судьи. Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести.
17. История Руфи. Как хранить мир в семье?
18. Царь Саул. Источник власти. Как сохранить сердце чистым?
19. Давид и Голиаф. В чем сила Давида? Ослябя и Пересвет. «Нет больше той любви, как жизнь положить за други своя». Псалтирь. Иисус Христос из рода Давидова. Родословная Иисуса Христа.
20. Царь Соломон. Построение храма. Вера и мудрость. Знание и любовь. Притчи Соломона.
21. Разделение царства. Падение царств Израильского и Иудейского. Почему происходят разделения среди людей. К чему это приводит?
22. Пророческое служение. Пророки Илия, Елисей, Иона, Исаия.
23. Пророк Даниил. Отроки в печи вавилонской. Пророки о Пришествии в мир Иисуса Христа.
24. Возвращение иудеев из плена вавилонского. Построение второго храма.
25. Римское язычество. Духовно-нравственное состояние людей перед Пришествием Иисуса Христа. Всеобщее ожидание Искупителя. Древние религии.
26. Внешнее устройство храма. Особенности храмовой архитектуры. Церковь Покрова на Нерли. Правила поведения в храме.
27. Внутреннее устройство храма. Алтарь, иконостас. Обращение к священнослужителям (духовенству).
28. Дневной, недельный, годовой круг богослужений. Колокольный звон. Отражение годового круга богослужений в устроении жизни русского народа.
29. Богослужения. Всенощное бдение. Всенощная Рахманинова. Литургия, ее составляющие.
30. Монашество, его смысл. Монастыри. Троице-Сергиева Лавра.
31. Церковнославянский язык. Надстрочные знаки, знаки препинания. Слова под титлами.
32. Церковнославянский язык. Славянские числа. Чтение и разбор церковнославянских текстов.
33. Церковно-славянский язык. Чтение и разбор церковнославянских текстов.
34. Внеклассный урок. Посещение храма. Ознакомление с внешним и внутренним устройством храма.
Программа 4 класса
1. Евангелие – Благая весть. Смысл Евангелий. Четыре евангелиста, их символы.
2. Предтеча и Креститель Иоанн. Его служение. Праздники, посвященные святому Иоанну.
3. Сорокадневный пост, искушение Иисуса Христа. Призвание апостолов. Проповедь.
4. Участие Иисуса Христа в нуждах людей. Брак в Кане Галилейской. Благословение брака и семьи.
5. Чудеса Господа. Исцеление расслабленного. Исцеление слепорожденного. Причины болезней. Как исцелиться от болезни?
6. Воскрешение дочери Иаира. Почему в доме Иаира смеялись над Иисусом? Бывают ли в жизни ситуации, когда Бог не может помочь человеку?
7. Необыкновенный улов. Чудо обращения людских душ к Господу.
8. Чудеса Господа. Насыщение пяти тысяч. Хождение по водам. Как могут совершаться сверхъестественные явления?
9. Притчи Господни. О самарянине. Кто для нас близкий человек?
10. Притчи Господни. О с