Педагогические ориентиры воспитания временного детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря
Педагогические ориентиры воспитания временного детского коллектива в условиях оздоровительного лагеря
Авторы-составители:
ст.пр. каф. ВиПП М.Н. Олекс
к.п.н., доц. каф. общ. педагогики И.А. Фархшатова
к.п.н., доц.каф. Соц.пед. и социологии Е.В.Харитонова
Оренбург, 2014
Оглавление
Введение | |
1. Специфика воспитательного пространства ДОЛ | |
2. Моделирование воспитательной системы детского оздоровительного лагеря | |
3. Временный детский коллектив как субъект воспитания в детском оздоровительном лагере | |
4. Позиция педагога в процессе взаимодействия с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря | |
5. Заключение | |
6. Список литературы | |
7. Приложения |
Введение
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Актуальность обращения к проблеме поиска педагогических ориентиров воспитания временного детского коллектива (далее по тексту – ВДК) в условиях оздоровительного лагеря связана с рядом противоречий в организации летнего оздоровительного отдыха, а именно:
- резкое сокращение сети загородных лагерей (в 4-5 раз) при сохраняющейся на прежнем уровне потребности в них;
- между спецификой ДОЛ как воспитательной системы и ее недостаточным учетом в практике, что обусловлено переносом классно-урочных форм работ в каникулярные структуры;
- между запросами, интересами, потребностями современных детей и подростков и уровнем материальной базы, предлагаемыми формами и методами работы, ориентирующихся на традиционные, порой устаревшие технологии;
- значительно сузились воспитательные возможности ДОЛ за счет превращения многих из них в коммерциализированные учреждения дополнительного образования, «дома детского отдыха», где развитие в детях самостоятельности, ответственности, подменяется концепцией «обслуживания», прививающей детям потребительское отношение к окружающему миру;
- между разрывом исторического отечественного опыта и деятельностью различных центров отдыха детей, обусловившего отсутствие единого понимания целей и задач воспитания детей и подростков во временных коллективах.
Историко-педагогический анализ деятельности детских оздоровительных лагерей, а также становления научных взглядов на проблему воспитания показывает, что начиная с деятельности самых первых «летних колоний» и заканчивая современным этапом, они формировались под влиянием социальной среды, изменений, которые происходили в педагогической практике. Первый практический опыт организации летней колонии (1895-1905гг.) для учащихся городских училищ, детей мещан, купцов, крестьян позволил в дальнейшем отечественным педагогам П.Ф.Лесгафту, С.Т.Шацкому, А.У.Зеленко (1905-1917) подвести научное обоснование этой деятельности. Период 1918-1930гг. характеризуется становлением и развитием концепции, раскрывающей взаимообусловленность содержания досуга от таких факторов социального окружения ребенка: школа, дом, семья, характер и содержание социальных ролей подростка и степень его социальной активности [3, 99 с.].
В дальнейшем педагогика «свободного времени» детей и подростков наполнялась идеями идеологического воспитания (30-40гг. XXв.), развития творческих способностей и интересов (50-60гг. XXв.), педагогики сотрудничества(80-90гг. XXв.).
Современный этап развития деятельности детских оздоровительных лагерей характеризуется поиском и утверждением на государственном уровне педагогических ориентиров воспитания и социализации детей как системы интегративной деятельности субъектов института воспитания по достижению его качественно нового статуса, обновлению содержания и принципов воспитания на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного инновационного опыта.
Педагогические ориентиры воспитания в детском оздоровительном лагере
Концептуальная модель смены
Концептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены.
Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные.
К первой группе мы относим принципы:
1. Признание самоценности личности ребенка.
2. Признание периода детства как самоценного этапа жизни ребенка.
3. Определение целей и задач, функций лагеря с учетом обобщенной характеристики детей.
4. Адекватность воспитательной системы центра системе социальных отношений.
5. Целостный подход к развитию личности ребенка.
6. Развивающий характер деятельности в центре.
7. Дифференцированный подход к включению в деятельность.
8. Преемственность, систематичность и последовательность в организации деятельности центра.
Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом.
1. Активного участия детей в организации жизнедеятельности центра.
2. Обязательного анализа дел, отношений, поступков.
3. Организация общественно и лично-значимой деятельности.
Структурная модель смены
Структурная модель смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников.
В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный.
Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его.
Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в смене.
Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п.
Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов.
Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике законы, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать.
Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.
Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа: учебно-демонстрационный; демонстрационно-закрепляющий.
На первом этапе происходит:
овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем лагерной смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам подростков;
организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение учебной программой;
корректировка ценностно-ориентационной сферы подростка.
На втором этапе происходит:
организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;
демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;
корректировка межличностной сферы взаимоотношений; анализ поведения и деятельности воспитанников.
Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы.
Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены.
Игровая модель смены
Преимущества игровой деятельности в ДОЛ.
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество – порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее несущественно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство.
Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.
Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности.
Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод.
Игра дает физическое совершенствование.
Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики.
Игра дает развитие психологической пластичности. Игра дает радость общения с единомышленниками.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Игровая модель смены – это модель, в основании которой лежит игра, и прежде всего игра ролевая, через которую подросток познает важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь. При разработке игровой модели смены необходимо помнить о ее разновидностях: сюжетно-ролевых моделях и имитационных (деловых) игровых моделях.
Разработка игры
Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие пункты:
1. Картина моделируемого мира;
2. Правила игры;
3. Командные и (или) индивидуальные вводные.
От того, насколько продуман этот пакет данных, зависит весь ход игры.
1. Картина моделируемого мира
Здесь необходимо представить условия и законы существования моделируемого мира.
Чем полнее и ярче он будет описан, тем разнообразнее и продуманнее будут действия игроков. Схема описания такова:
а) место действия;
б) время действия;
в) действующие лица и занимаемое ими положение;
г) важные события, предшествовавшие моделируемому периоду времени;
д) ситуация, сложившаяся на начало игры.
2. Правила игры
Правила являются основным Законом игры, поэтому их разработка должна вестись с юридической скрупулезностью, во избежание различных толкований. Основные разделы правил, которые применяются в большинстве игр:
а) военная сфера:
– нормативы по видам оружия и фортификаций,
– военные действия,
– техника безопасности;
б) политическая сфера:
– политическое устройство моделируемого мира,
– моделирование социальных отношений,
– моделирование политической и юридической деятельности;
в) экономическая сфера:
– ориентация экономики,
– моделирование отраслей экономической деятельности,
– моделирование финансово-экономической деятельности;
г) физические и метафизические законы моделируемого мира:
– структурирование времени,
– перемещения по игровой территории,
– магические способности,
– магические персонажи и предметы;
д) духовная сфера:
– культура (традиции, обычаи, искусство),
– религиозные культы моделируемого мира.
3. Командные и индивидуальные вводные
Командные и индивидуальные вводные разрабатываются организаторами игры, либо самими игроками, по согласованию с организаторами. Вводные помогают участникам лучше осознать свою роль, определить свое место в моделируемом мире и наметить линию поведения. Командные и индивидуальные вводные должны содержать следующую информацию:
Командная вводная:
а) название команды (группы, народа, страны);
б) легенда команды:
– происхождение,
– важные исторические события,
– легенды, предания,
– обряды, религия,
– командные тайны;
в) структура команды:
– управление,
– социальный состав,
– отношения между слоями и членами команды;
г) отношения команды с окружающими:
– друзья,
– враги,
– нейтральные силы;
д) цели команды в игре Индивидуальные вводные:
а) игровое имя;
б) возраст;
в) официальные биографические данные;
г) нынешнее положение в обществе;
д) отношение к окружающим;
е) предметы и личные тайны;
ж) игровая информация;
з) цели в игре.
Содержательная модель смены
Содержательная модель смены – это представление о содержании деятельности во взаимосвязи с формированием эмоционально-нравственной атмосферы лагеря, тематикой смены и познавательной сферой деятельности воспитанников.
Во временном детском коллективе в целях максимального использования его потенциалов для развития каждого ребенка важно обращаться к чувствам, эмоциям, целенаправленно развивать эмоциональные потенциалы, эмоциональный фон жизнедеятельности.
Законы жизнедеятельности. Одним из важных средств формирования положительной эмоционально-нравственной атмосферы в лагере являются законы жизнедеятельности. Они регулируют взаимоотношения, помогают в решении конфликтных ситуаций, воспитывают у детей чувство ответственности.
Чтобы законы были действенными и всеми выполнялись, необходимо, чтобы дети принимали участие в их создании. Ибо люди придерживаются только тех законов, которые сами создают.
Законы могут быть разные:
- законы-запреты (закон территории, закон реки);
- законы-наставления (закон доброго отношения к природе, закон доброго отношения к песне, закон доброго отношения друг к другу);
- режимные законы (закон ночного порядка, закон «ноль-ноль»);
- законы предписания (закон «орлятского круга», закон творчества: «каждое дело творчески, иначе зачем», закон здорового образа жизни);
- организационные законы (закон правой поднятой руки).
Законы — это отражение лагерной жизни. Многие из них передаются от смены к смене, многие появляются в процессе жизнедеятельности и бывают продиктованы сюжетом смены, реальными событиями. У законов появляются свои авторы, которые остаются в истории лагеря. Не важно, какое количество законов будет в вашем лагере, и как они будут сформулированы, главное, чтобы они были одинаково восприняты и выполнимы всеми — и детьми, и взрослыми (членами педагогического отряда и административно-хозяйственного коллектива). Только тогда станут действительным регулятором жизни лагерного коллектива.
Традиции
Традиция – передача и сохранение значимых элементов социального культурного наследия от поколения к поколению. Традиция должна быть наполнена глубоким смыслом, гражданским опытом и практикой коллектива, понятна и доступна каждому без разъяснения. При помощи традиций утверждается эстетическая и нравственная атмосфера жизни коллектива.
В литературе выделяются следующие признаки традиций:
1. Длительность, повторяемость, привычность в восприятии
коллектива.
2. Наличие неизменной идеи, стабильность неизменных элементов, передающихся от поколения к поколению. В любой традиции есть передача какого-то устоявшегося передового опыта. Традиции должны быть богаты элементами романтики, красоты, эмоциональности.
3. Своеобразие — пафос традиции. Традиции не признают канонов. Они открывают дорогу к творчеству в любом деле. Традиция может превратиться в догму, если в нее не вносить изменения в соответствии со временем и обстоятельствами.
Традиции — это многогранная жизнь лагеря. Выражая что-то специфическое, они не противопоставляются остальной деятельности, поискам нового, а помогают поступательному движению любого отряда, лагеря. Происходит взаимосвязанный процесс: жизнь совершенствует традиции, традиции совершенствуют жизнь. Формы одной и той же традиции обогащаются, становятся более разнообразными, отражая полноту и разнообразие творчества коллектива. Когда мы говорим о «лице» лагеря, мы имеем в виду и ту систему традиций, которые присущи именно ему. Сохранение традиций — дело нелегкое. Традиция становится нежизненной, если коллектив не опирается на нее в своей работе, если она творчески не обновляется, не углубляется. Накопление традиций создает в отряде и лагере свой неповторимый стиль жизни.
Можно ли традиции искусственно переносить из одного коллектива в другой? Не всегда! Традиции искусственно не переносятся. Они не приживаются, если не соответствуют насущным потребностям коллектива.
Взятые безоглядно из других коллективов, они становятся лишь красивой фразой.
Не все традиции долговечны. Иногда полезно и отказаться от традиции, если она потеряла всякий смысл (нужно отказаться от традиции мазать пастой друг друга в последнюю ночь, вырезать инициалы на деревьях, скамьях).
Существует много способов передачи традиций – дневники, летописи, стенды, фотовыставки. Задача воспитателей не только в сохранении традиций, но и в их осмыслении (углублении), повышении их эмоциональности Кроме перечисленных способов создания эмоционально-нравственной атмосферы существует множество ситуаций, способных с разной силой актуализировать эмоциональное состояние людей. Актуализировать - это значит вызывать нужные в данный момент состояния, реализовывать на практике заложенные в них потенциальные возможности. О ситуации актуализации эмоциональных состояний писал в своих книгах А.Н.Лутошкин.
Они способствуют раскрытию эмоциональных ресурсов коллектива, могут усиливать, ускорять или замедлять эмоциональные процессы. Это своеобразные ситуации-катализаторы, спутники основной деятельности коллектива.
1. Ситуации совместных переживаний. Совместные переживания могут значительно увеличивать силу эмоциональных реакций каждого члена группы. Если в зале кинокомедию смотрит один подросток – реакция будет сдержанной. Четыре подростка в разных местах зала устанавливают контакт (поворотами головы, взглядами), их поведение активизируется. Четыре подростка, сидящие рядом, начинают бурно смеяться, двигаться. Если в зале сидит группа детей - происходит дальнейшее повышение активности. Это объясняется действием законов психологического взаимовлияния, в силу которых настроение может быстро передаваться от человека к человеку. Коллектив бывает труднее зажечь, чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть очень ярко.
2. Соревновательные ситуации, которые часто возникают сами по себе, так как стремление к соревновательности - это одна из психологических особенностей детей. Соревновательная ситуация возможна лишь в коллективе, который живет полноценной жизнью. Она исчезает там, где появляется равнодушие. Одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации — мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться. Соревновательные ситуации привлекают быстротой создания необходимых настроений. Главное условие - чувство меры. Частое использование соревнований может привести к нежелательным явлениям: нездоровому соперничеству, озлобленности и т.д.
3. Ситуации успеха-неуспеха. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний — от восторга до гнева. Например, настроение в отрядах зависит от того, как он участвует в общелагерных мероприятиях, как воспринимает успех и неудачу. Ситуации успеха-неуспеха «лакмусовая бумажка» для определения крепости коллектива.
4. Ситуации новизны. Потребность в новых впечатлениях — одна из важнейших потребностей человека. Новое всегда привлекает внимание, заставляет реагировать на сам факт его появления. Римский философ Сенека говорил: «Для человека естественнее удивляться новому, чем великому». Введение новых элементов, даже небольших, в формы и методы работы, в формы общения, обращения, в оформление помещения создает хорошие возможности для формирования благоприятной психологической атмосферы в лагере.
5. Ситуации внезапности, неожиданности. Это «эмоциональная атака» - атака на эмоциональное состояние, которая может быть достигнута ситуацией неожиданности. Это своеобразная сюрпризная ситуация. Однако нельзя считать, что все сюрпризы хороши. Нужно сочетать длительную работу с искрящейся импровизацией, уметь выбирать ту форму подготовки настроения ребят, которая даст лучший результат в конкретных условиях. Сюда можно отнести ситуацию интриги. Например, в приглашении на вечер напишите «взять с собой дуршлаг». Но помните, любая интрига должна иметь развязку.
Описание условий актуализации эмоциональных состояний нельзя рассматривать изолированно друг от друга и, прежде всего, от содержания той деятельности, в которой ситуации возникают. В жизни они встречаются в самых различных сочетаниях.
Создавая и регулируя эмоционально-нравственную атмосферу лагеря, рекомендуем руководствоваться принципами, определяемыми нами вслед за С.А.Шмаковым, как генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации средств создания эмоционально-нравственной атмосферы:
1. Принцип «золотой середины». В использовании средств эмоционального воздействия всегда должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. Красная линия — это грань риска, грань меры, грань разумного и доступного во всем. За ним панибратство, лжедружба, ложный авторитет, ведущие к излишним эмоциональным перегрузкам, к угрозе жизни детей. Педагог не имеет права играть на эмоциях ребенка;
2. Принцип команды. Для успешного создания эмоционально- нравственной атмосферы нужна «могучая кучка», союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи - организовать насыщенную, интересную, важную для развития детей и самих педагогов смену. Поэтому значительное место занимает психологическая подготовка педагогического отряда и организация его жизнедеятельности;
3. Необходимо продумать приемы создания эмоционально-нравственной атмосферы в педагогическом коллективе и во всем коллективе взрослых, работающих в лагере;
4. Принцип выжидательной тактики. Умение выжидать, иметь выдержку, терпение. Нельзя паниковать и хвататься за какой-то прием создания эмоционально-нравственной атмосферы, когда происходит спад в эмоциональном состоянии детей. Нужно разобраться в его причинах. А, может быть, этот спад нужен? А, может быть, дети сами найдут нужный выход?
5. Принцип альпиниста. Постоянное стремление брать новые высоты; овладев одним приемом, стремиться к овладению другим. В каждом приеме находить новое, искать свою изюминку; создавать свою копилку приемов создания эмоционально-нравственной атмосферы;
6. Принцип творческой энергетики. Дерзость выдумки во всех приемах. Пробуждение творческого воображения, умение уйти от стандартов и шаблонов;
7. Принцип основы. Многим покажется, что успех жизнедеятельности в большей степени зависит от приемов создания эмоционально-нравственной атмосферы. Но за ними всегда должна стоять серьезная содержательная работа;
8. Можно написать красивые плакаты, включить музыку, надеть костюмы, но если серьезная подготовка не проведена, то все окажется дешевой мишурой, которой пытаются прикрыть неподготовленность, неорганизованность;
9. Принцип картины. Когда смотришь на картину, образ, запечатленный на ней, может вызывать положительные эмоции, а может быть и наоборот.
Вожатый в лагере — это та «картина», на которую дети смотрят и от настроения которого во многом зависит настроение детей. Поэтому, всегда нужно следить за своим эмоциональным состоянием и помнить, что для вожатого настроение далеко не личное дело.
Система тематических дней
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Тематический день — это систематизированный день, в основу которого положена определенная идея. Содержание тематических дней определяется: идеей смены; содержанием смены; общечеловеческими ценностями; знаменательными датами, празднование которых предстоит в год проведения смены, а также важными вехами в истории человечества.
Разработка тематического дня осуществляется с учетом следующих моментов:
1. Логики развития ценностных ориентации, определяющей три основных этапа этого процесса — знание о ценности, отношение к ценности, организация поведения в соответствии с этой ценностью. Тематический день, таким образом, должен предусматривать дела, способствующие формированию представлений о той или иной ценности, дела, способствующие формированию положительного отношения к этой ценности, и дела, участвуя в которых, подросток будет оказываться в ситуации выбора способа поведения, причем один из вариантов выбора будет способствовать ориентации на обозначенную ценность;
2. В рамках тематического дня необходимо предусматривать организацию дел различных:
a) по содержанию деятельности: познавательные, экологические, художественно-эстетические, трудовые, спортивные и др.;
b) по направленности: социально и личностно значимые; по форме организации: формы работы, в основе которых лежит организация коммуникативного взаимодействия;
c) игровая деятельность;
d) организация целенаправленного восприятия; создание информационного продукта; соревновательность, конкурсность;
e) познавательная деятельность; организация предметно-практической деятельности;
f) организационно-ритуальная деятельность; наконец, комплексные формы работы, включающие в себя любые предшествующие.
3. Организация тематических дней должна предусматривать логическое включение в их содержание традиционных дел лагеря;
4. Организация тематического дня должна предусматривать проведение не только общелагерных дел, но и отрядных, и межотрядных, определенных тематикой дня;
5. При организации тематического дня важно определить участки работы не только для отряда-организатора, но и для других отрядов.
Разработка тематического дня включает:
1. Определение названия дня;
2. Определение основных общелагерных дел, их планирование и распределение поручений на этапе их подготовки;
3. Методические рекомендации по проведению отрядных дел в рамках тематического дня;
4. Организацию основных режимных моментов в соответствии с темой дня;
5. Разработку модели художественно-эстетического и музыкального оформления основных дел и в целом предметной среды лагеря;
6. Совокупность приемов создания и поддержания эмоционально-нравственной атмосферы в течение дня;
7. Познавательная сфера деятельности воспитанника формируется исходя из профиля смены (экологическая, историческая, экономическая, экологическая и т.п.) и включат в себя описание основных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок в течение лагерной смены.
Кадровая модель смены
Кадровая модель смены – это организаторы и исполнители программы профильной смены. Это система, обусловливающая отношения между организаторами и исполнителями программы.
В рамках модели мы выделяем ряд групп:
Группа организационно-хозяйственная – решение вопросов, связанных с жизнеобеспечением лагеря (размещением, питанием, медицинским обслуживанием, материальным обеспечением); вопросы, связанные с набором и подготовкой педагогического состава лагеря; вопросы, вязанные с распространением путевок и набором детей в лагерь.
Группа методическая – решение вопросов разработки программы лагерной смены, игр, мероприятий, организация и проведение занятий, оказание консультационно-методической и психологической помощи педагогам работающих в отрядах.
Группа педагогическая – работа с детским коллективом, отрядом, создание эмоционально-нравственной атмосферы в отряде, создание условий для выполнения содержания лагерной смены.
Группа игротехническая – группа подготовки и реализации мероприятий (игр), исполнение ролей в рамках долговременной продуктивной игры, создание эмоциональной атмосферы в лагере, обеспечение работы педагогической группы.
3. Временный детский коллектив
Заключение
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря существенно отличается от других подсистем образования. Ему не присущи жесткая регламентация содержательных видов деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Система организации отдыха и оздоровления детей нацелена на индивидуальный, характер воспитания. Труд воспитателя направляется при этом на раскрытие индивидуальности, неповторимости каждого ребенка и поэтому включает элементы культуры и искусства, обучения и научения, воспитания и развития.
Воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы обусловлен культурным, социальным и природным окружением, особенностями детского и педагогического коллективов, своеобразным содержанием эмоциональной, интеллектуальной, предметно-творческой, реабилитационно-оздоровительной деятельности, общения, отношений, а также взаимосвязью загородных лагерей с семьей, школой, общественными организациями детей, подростков и молодежи, государственными структурами.
Воспитание ребенка в условиях оздоровительного детского лагеря характеризуется включенностью детей в различные виды деятельности (культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную, исследовательскую, игровую, трудовую и т.д.), разнообразием социально-значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности. Лагерь обладает наиболее благоприятными условиями для педагогического регулирования процесса социализации, так как дети находятся в нем круглосуточно. Детский оздоровительный лагерь должен предоставить детям условия для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердится, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях. Педагогическая деятельность лагеря должна строиться на идее - гармонизации общественных потребностей и интересов личности, обеспечивая при этом гармонизацию интересов общества и интересов каждой личности.
Суть воспитательной стратегии, реализуемой на базе ДОЛ, определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, необходимо всемерно содействовать развитию личности ребенка и значит - реализовать по отношению к нему комплекс педагогических задач. С другой - лагерь должен заинтересовать ребенка новизной форм и видов деятельности, включить его в общий процесс с той целью, чтобы в дальнейшем подросток сам принимал активное участие в заинтересовавшей его форме деятельности, предлагал свои идеи, содействовал реализации новых проектов. Условия детских оздоровительных лагерей уникальны с точки зрения самостоятельной жизнедеятельности личности.
Таким образом, рассмотрение детского оздоровительного лагеря как открытой воспитательной системы позволяют реализовать его воспитательный потенциал, обогатить ресурсную базу и сделать тем самым действенным механизмом развития личности во временном детском коллективе.
Список литературы
1. Алехина Е.В. Организационно-деятельностные особенности функционирования православного детского лагеря / Е.В. Алехина// человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147
2. Активный отдых на свежем воздухе. / Кувватов С.А. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с. - (Мир вашего ребенка).
3. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 256 с.
4. Большая книга детского досуга. / Анисимова Т.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160 с. - (Мир вашего ребенка) методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 – 160 с.
5. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие. / Руденко И.В. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 128 с.
6. Веселые игры для дружного отряда. / Бесова М.А. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 160 с. - (После уроков)
7. Воспитательная работа в детском загородном лагере. / Байбородова Л.В. М.: Академия развития, 2003. - 256 с. - (Методика воспитательной работы)
8. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.
9. Григоренко Ю.Н. КИПАРИС – 2. Пособие по организации детского досуга. – М., 2002. – 160.
10. Григоренко Ю.Н. КИПАРИС – 3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М., 2003. – 160 с.
11. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. / Титов С.В. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 160 с. - (Ура, каникулы!)
12. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166
13. Данюшенков, В. С. Современные представления о социальном пространстве / В. С. Данюшенков, Н. В. Иванова // Педагогика. – 2004. – № 9.
14. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Электронный ресурс] - http://минобрнауки.рф/документы/.
15. Левин, К. Топология и теория поля / К. Левин // Хрестомат<