Тема №11: Спорт в физическом воспитании
О спорт! Ты – наслаждение!
О спорт! Ты – зодчий!
О спорт! Ты – справедливость!
О спорт! Ты – вызов!
О спорт! Ты – благородность!
О спорт! Ты – радость!
О спорт! Ты – плодотворность!
О спорт! Ты – прогресс!
О спорт! Ты – мир!
П. де Кубертэн
Спорт как соревновательная, а также тренировочная деятельность и, направленная на достижение максимально возможного результат – это и органическая часть физической культуры; и один из каналов передачи её ценностей; и действенный фактор системы физического воспитания; и один из основных форм подготовки человека к жизни; и один из важных средств этического и эстетического воспитания; и специфические отношения, нормы и достижения; и особая сфера выявления, развития и сравнения человеческих возможностей.
Наряду с направленностью к высшим достижениям существенными особенностями спорта являются:
• постоянное присутствие сложного комплекса межчеловеческих отношений сотрудничества, соперничества, борьбы - целого мира эмоций;
• максимальные требования не только к физическим, но и духовным качествам спортсмена;
• творческий, поисковый характер деятельности спортсмена в сотрудничестве с тренером;
• универсальность «языка спорта», понятного практически любому человеку;
• зрелищность многих видов спорта;
• система прогрессирующего поощрения.
Многогранностьспорта как социального явления сопровождается многообразиемвидов двигательной деятельности в нём. Различают множество видов спорта. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий и способов ведения спортивной борьбы, своими правилами. Так, например, в нашей стране культивируется около 150 видов спорта.
Виды спорта, получившие международное расположение, по особенностям предмета состязания и характеру двигательной активности спортсмена можно подразделит на следующие 5 групп:
• виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсмена; основой успеха в них является степень развития его собственных двигательных возможностей;
• виды спорта, где успех зависит от степени мастерства в управлении техническим средством или животным;
• виды спорта, где успех зависит от точных действий, связанных с поражением цели;
• виды спорта, где основой успеха служит модельно-конструкторская деятельность спортсмена;
• виды спорта с ограниченной подвижностью, где основа успеха – теоретическая подготовленность спортсмена.
Выполнение спортом различных социальных функций определяет существование различных сфер спортивного движения. Это прежде всего, такие сферы, как массовый спорт и спорт высших достижений; любительский и профессиональный спорт.
Массовый спортобеспечивает эффективное содействие развитию, совершенствованию поддерживанию психофизической подготовленности человека, укреплению и сохранению его здоровья, активному отдыху, а также выявлению индивидуумов для большого спорта.
Спорт высших достиженийобеспечивает максимальное раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение им высоких результатов, установление рекордов, проведение спортивно-зрелищных мероприятий.
Любительский спорт –это сфера, в которой человек занимается спортивной деятельностью параллельно с другими видами своей деятельности, то есть спорт в этом случае – не профессия.
Профессиональный спорт –это сфера, в которой двигательная спортивная деятельность для человека является основным родом занятий, то есть его профессией. В основе этой сферы лежит коммерческая деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий. Профессиональный спорт существует в двух формах: спорта высших достижений и спорта показательного.
Кто же может считаться спортсменом? Спортсмен – это человек, который систематически занимается избранным видом спорта и регулярно принимает участие в соревнованиях. Спортсмен высокого класса –это спортсмен, выступающий на крупнейших национальных и международных соревнованиях и имеющий спортивное звание не ниже звания «мастера спорта».
Спортивные звания и разряды регламентируются разработанной и периодически пересматриваемой Единой всероссийской спортивной классификацией.Она представляет из себя сборник нормативов и требований более чем по 110 видам спорта, выполнение которых спортсменом позволяет присвоить ему соответствующий спортивный разряд или звание.
Тема №12: Профессионально-прикладная физическая подготовка
Специальное направление подготовки человека к конкретной профессии называется профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП). Её сущностьв действенных возможностях влияния на готовность человека к конкретной профессиональной деятельности, благодаря эффекту переноса предварительно развиваемых им физических качеств, формируемых навыков и психических свойств.
Из сказанного ясно, что учебный процесс по физическому воспитанию в средних специальных учебных заведениях помимо прочего должен обеспечивать специальную направленность в психофизической подготовке студентов с учётом их будущей профессии. ППФП и есть та органическая часть педагогического процесса, которая призвана обеспечивать формирование и совершенствование ваших психофизических качеств, имеющих существенное значение для будущей профессиональной деятельности.
Следовательно, цельюППФП является содействие с помощью средств физической культуры формирование необходимого уровня профессиональной культуры будущего специалиста, достижение им готовности к успешной трудовой деятельности.
ЗадачиППФП состоят в том, чтобы обеспечить для будущей избранной профессии:
• формирование и совершенствование прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для неё;
• развитие прикладных физических качеств, отвечающих её требованием;
• развитие прикладных специальных качеств организма и совершенствование психических качеств и свойств личности, требующих в ней.
Прикладные знания –это те знания, которые приобретают в процессе физкультурно-спортивной деятельности, а могут быть использованы в профессиональной деятельности.
Прикладные умения и навыкиприобретаются также в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Одни из них обеспечивают безопасности при выполнении определённых видов работ, другие способствуют быстрому и экономичному передвижению для решения производственных задач.
Прикладные физические качества -это те же общественные качества, которые в наибольшей мере нужны в той или иной профессии. Для этого применяется заблаговременное, акцентированное их развитие до необходимого уровня.
Прикладные специальные качествасвязаны со способностью человека противостоять различным воздействиям внешней среды. Эти качества могут воспитывать в процессе специальных тренировок.
Прикладные психические качества и свойстватесно связаны с двигательными качествами и навыками и эффективнее всего формируются в спорте. Например, при выработке уверенных действий в условиях высоты и узкой опоры проявляется физическое качество, двигательный навык и психические качества. Причём, с этими действиями успешнее справятся гимнасты, прыгуны в воду, чем скажем, пловцы или бегуны.
Несомненно, решение указанных задач ППФП всегда начинается с общефизической подготовки (ОФП). Так как «нет такого вида трудовой деятельности, успешность которой хотя бы косвенно не зависела от ОФП».
Основным средством ППФП являются физические упражнения. Они заимствуются из богатого арсенала упражнений общефизической подготовки; основных, общеподготовительных и специально-подготовленных упражнений из многочисленных видов спорта; средств лечебно физической культуры.