Мировая и отечественная культура
Мировая и отечественная культура
Программа дисциплины
(Стандарт ПД-ГСЭ.В.02.02)
направление 032000 «Документоведение и архивоведение»
для бакалавров очной формы обучения
Екатеринбург
Программа дисциплины «Мировая и отечественная культура» составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» по циклу «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 4
Общая трудоемкость дисциплины 130
В том числе:
лекций 32
семинаров
практических работ __16_________
Контрольные мероприятия:
рефераты _______________
коллоквиумы ___________
контрольные работы__4___
другие __1_______________
Составитель (разработчик):
Добрейцина Лидия Евгеньевна, старший преподаватель кафедры культурологии УрГУ им. А.М. Горького
Рекомендовано к печати проколом заседания кафедры Документационного и информационного обеспечения управления, протокол № 1 от 15 февраля 2010 г.
© Уральский государственный университет, 2010
© Добрейцина Л. Е., составление, 2010
I. ВВЕДЕНИЕ
Курс «Мировая и отечественная культура» предлагается для студентов исторического факультета направления «Документоведение и архивоведение» очной формы обучения.
Цель дисциплины:осмысление логики теоретического анализа целостности культуры и знакомство с основным содержанием этого процесса.
Задачи:
– изучение исторических закономерностей развития культуры;
– раскрытие многоаспектности и структурности культуры;
Место дисциплины в системе высшего профессионального образования.В силу того, что культурология в качестве суверенной науки существует непродолжительный период времени, многие вопросы, входящие в сферу ее компетенции, остаются на сегодняшний день дискуссионными. Основные категории и принципы культурологии, в которых концентрируются философский, научно-гуманитарный и мировоззренчески-идеологический компоненты, еще не обрели общепризнанного содержания. Однако в целом можно сказать, что культурология позволяет обобщить знания конкретных наук и создать целостную модель культуры того или иного народа или периода. Это дает студентам возможность с одной стороны систематизировать свои знания по истории, разнообразить их и дополнить, а с другой – понять относительность и субъективность науки в целом и гуманитарного знания в особенности. Культурология привлекает материал таких изучаемых студентами дисциплин, как отечественная и всеобщая история, философия, социология.
Требования к уровню освоения содержания курса:
– умение ориентироваться в основных этапах развития культуры;
– знание основных составляющих культуры и понимание механизмов их взаимодействия в различных культурных ситуациях
Методическая новизна курса.Курс имеет теоретическую направленность. В качестве главных выдвинуты хронологический. Основой курса служат работы философов, культурологов, историков и искусствоведов. В качестве источников привлекаются материалы художественной литературы, изобразительного искусства, кинематографа, философские труды. Предполагается привлечение обширного иллюстративного материала из фондов библиотеки, медиатеки и видеотеки факультета искусствоведения и культурологии УрГУ.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Сущность, структура, функции культуры.Проблема определения понятия «культура». История термина. Этимология слова. Культура как возделывание. Культура как культ. Культура как воспитание. Культура как совокупность духовных и материальных ценностей. Деятельностное понимание культуры. Культура как способ человеческой деятельности. Онтологическое единство культуры и деятельности. Деятельность как источник, субстанция, ядро культуры. Культура как способ (механизм) актуализации, стимуляции, практического осуществления деятельности. Культура – граница социального и природного. Общество и культура. Проблема соотношения социального и культурного. Культура и личность. Основные функции культуры. Феномены культуры.
Тема 2. Культура и история.Исторические типы культуры. Культуры кочевые и оседлые. Типологизация культур в философско-культурологических исследованиях. Аполлоновская и фаустовская культура (О. Шпенглер). Сенситивная, идеационная и идеалистическая культура (П. А. Сорокин). Данилевский, Тойнби, Бердяев о типологии исторических культур. Типы западных и восточных культур. Значение типологизации культур для объяснения и прогнозирования исторического развития.Роль слова в культуре. Культуры дописьменные и письменные. Исторический тип религии – основа нового типа культуры. Культура и этнос. Культура и ментальность. Динамика культуры. Единство традиции и инновации. Традиции как механизм культурного наследования, исторического воспроизводства прошлого опыта. Универсальность механизма традиции. Авторитет традиции. Противоречивость традиции живой практики культуры и необходимость творчества как механизма инновации. Культурное наследие. Концепции развития культуры – линейная и циклическая. Линейная концепция в Библии, в философии Гегеля, Маркса, экзистенциалистов. «Осевое время» К. Ясперса. Циклическая концепция в трактовке О. Шпенглера. Н. Я. Данилевского. Единство «взрывного» и эволюционного способов развития в теории Ю. М. Лотмана.
Тема 3. Культурогенез. Культура первобытного общества.Биологические и внебиологические факторы становления человека. Труд – целенаправленная, свободная и сознательная деятельность – необходимое условие возникновения культуры. Первые формы культурной регуляции жизни в обществе. Институт табуации. Инициация. Формы духовной жизни. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Мифология. Миф как мировоззрение и как повествование. Разнообразие и типология мифов. Обряд и ритуал. Ритуал как механизм производства человека и воспроизводства культуры. Художественная деятельность верхнего палеолита. Основные сюжеты и образы первобытного искусства. Образ человека в искусстве палеолита. Возникновение религиозного сознания. Синкретизм и символизм религиозного мышления. Неолитическая революция – целостный переворот в истории человечества. Приручение крупных животных. Изобретение плуга и развитие плужного земледелия. Возрастание роли мужчин в общественном производстве и социальной жизни. Оседлый образ жизни. Новый тип жилища. Возникновение городов. Зарождение архитектуры. Естественное и искусственное пространство. Формирование чувства границы. Складывание двух типов культур: оседлой и кочевнической. Искусство неолита. Новые черты художественной культуры. Первобытный символизм. Искусство и магия. Разнообразие религиозной жизни. Формирование образов богов: древнейшие формы политеизма. Шаманизм. Зарождение жречества. Роль культуры первобытного общества в истории человечества.
Тема 4. Культура Древних цивилизаций Востока.Древние цивилизации как тип культуры. Государственность и письменность – фундаментальные основы древнейших цивилизаций. Человек и государство. Ирригационное земледелие – экономическая основа древних цивилизаций. Царь как посредник между богом и человеком. Деспотия как способ правления. Роль человеческой личности. Сервильный тип мышления. Роль религии. Возникновение храмов. Появление священных текстов. Штат жрецов. Своеобразие процесса познания в древних цивилизациях. Отношение человека к знанию. Научные достижения в культуре древних цивилизаций. Основные цивилизации Древнего востока: Египет, Междуречье, Индия, Китай, цивилизации Мезоамерики.
Тема 5. Культура Древнего Египта. Типичный образец древневосточной цивилизации. Ирригационное земледелие как основа хозяйства. Отношение к жизни и смерти. Культ смерти и загробного мира. Проблема времени, соотношение временного и вечного. Культ фараона. Мифология, миф об Осирисе – умирающем и воскресающем боге. Проблема вечной борьбы добра и зла. Космогония, представления о пространстве. Человек в структуре египетской культуры. Иерархизм. Повседневная жизнь древних египтян. Художественное творчество древних египтян. Пирамиды, храмы. Портрет и бытовой жанр в скульптуре, их специфика. Канон в изобразительном искусстве. Реформа Эхнатона, ее влияние на религию и искусство. История изучения египетской цивилизации. Современные мифы о Древнем Египте. Египет в художественном творчестве Нового времени.
Тема 6. Культура античной Греции. Античность как исторический период. Основные этапы Античной культуры. Смысл термина. Полис. Основные черты древнегреческой культуры: космизм, эстетизм, агонистика, патриотизм, открытый характер культуры. Экономическая основа культуры – ремесло, торговля. Новый тип человеческой личности. Понятие судьбы и свободы воли. Древнегреческая культура – переход от мифа к логосу. Рождение философии. Понятие идеала. Особенности древнегреческого искусства. Рождение древнегреческого театра. Воспитание и образование. Идеал гармонично развитой личности. Повседневная культура в Древней Греции. Культура Древней Греции в истории европейской культуры. Культура Эллинизма. Полис и государство. Изменение характера духовной жизни. Искусство эпохи Эллинизма. Эллинистическая философия: стоицизм, скептицизм, эпикурейство. Наука в эпоху Эллинизма. Александрийская школа. Образование. Библиотека как феномен эллинистической культуры.
Тема 7. Культура Древнего Рима. Инвариант эллинистической культуры. Прагматизм и утилитаризм древнеримской культуры. Древнегреческая и древнеримская культуры – проблема заимствования и новаторства. Религия Древнего Рима. Республиканский и императорский Рим – общее и различное. Человек в культуре республиканского и императорского Рима. Идеал римского гражданина. Культ императора. Влияния восточных религий. Роль искусства в Древнем Риме. Литература, театр, изобразительные искусства. Римская философия и наука. Инженерно-технические достижения римской цивилизации. Римское право. Христианство в Древнем Риме. Влияние Рима на европейскую культуру.
Тема 8. Культура Средневековья.Христианство – основа нового исторического типа культуры. Социально-исторические, духовные и религиозные предпосылки возникновения Христианства. Христианское учение о мире и человеке. Нагорная проповедь – кредо христианской морали. Библия как памятник культуры. Пространство и время в христианской культуре. Основные этапы христианской культуры: Средневековье, Возрождение, Новое и Новейшее время. Основные черты средневековой культуры: символизм, универсализм, иерархизм, карнавальность. Хронологические рамки. Смысл термина «Средневековье». Основные составляющие культуры: народная культура, культура рыцарства, культура духовенства, городская культура. Литература эпохи средневековья. Героический эпос. Куртуазная культура. Поэзия трубадуров и труверов, жанр рыцарского романа. Города и городская культура эпохи Средневековья. Лирика вагантов. Материальная культура. Духовная культура. Монастыри и их роль. Наука в культуре Средневековья. Университеты. Философия и богословие. Схоластика. История и проблема времени в культуре Средневековья. Изобразительное искусство: дороманский, романский и готический стили. Католический храм как модель христианского мира. Средневековье в истории Европейской культуры.
Тема 9. Культура Древней Руси. Языческая культура. Мифология, обряды, образ жизни. Пространство и время в славянской мифологии. Отношение к человеку, к природе. Крещение Руси, его значение для культуры. Проблема двоеверия. Новый образ человека, христианская мораль. Первые русские святые. Первые русские монастыри. Основные достижения культуры Киевской Руси. Возникновение письменности и развитие образования. Жанры русской литературы – церковной и светской (житие, апокриф, летопись, воинская повесть, поучение). Православный храм и сакральное пространство. Архитектура и живопись домонгольской Руси. Икона – особый вид религиозного искусства. Философский смысл иконописи. Основные художественные школы – Киевская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Новгородско-Псковская. Культура эпохи монгольского нашествия, проблема взаимодействия культур западной и восточной, христианской и языческой, оседлой и кочевой. Культура эпохи создания централизованного государства XIV-XVI вв. Исторический процесс образования государства и психический склад русского характера. Роль Русского Православия в создании национальных черт русской культуры. Монастырское строительство. Сергий Радонежский – основатель духовной традиции. Идеология политического и духовного единства. Преемственность от Византии. Теория «Москва – третий Рим». Спор иосифлян и нестяжателей как выражение борьбы идей о месте духовной власти в государстве. Литература эпохи централизованного государства. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Возникновение книгопечатания. Наука и образование. «Домострой» – выражение своеобразия патриархальной культуры России. Изобразительное искусство и архитектура XIV – XVI веков. Великие русские иконописцы: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Московский Кремль – символ единства и могущества Московской Руси. Шатровое зодчество XVI века. Стоглавый собор, его роль в определении места и роли церкви в русской культуре.
Тема 10. Русская культура XVII в. Противоречивый характер культурных процессов. «Смутное время» в культуре. Раскол в Русской Православной Церкви и его влияние на культуру. Западники в русской культуре XVII века: Голицын, Ртищев, Ордин-Нащокин. Искусство XVII века. Стиль барокко в архитектуре, светская литература (любовные, нравоучительные, сатирические повести), появление профессионального театра («Комедийная хоромина»). Иконопись – ориентация на западные образцы. Школа Симона Ушакова и изографов Оружейной палаты. Обмирщение культуры – доминантная тенденция XVII века.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Историческое сознание.
2. Концепции развития культуры.
3. Организмические теории культуры
4. Первые религиозные верования человека.
5. Представления о пространстве в первобытной культуре.
6. Влияние ирригационного земледелия на специфику культуры.
7. Особенности древнеегипетских представлений о пространстве и времени.
8. Сравнительный анализ античного типа культуры с древневосточным.
9. Сравнительный анализ древнегреческой и древневосточной мифологий
10. Вклад римской культуры в развитие инженерно-технической мысли.
11. Специфику структуры пространства в римской культуре.
12. Основные составляющие средневековой культуры.
13. Роль христианской церкви в средневековой культуре.
14. Крещение Руси по восточному образцу, его значение для последующего развития русской культуры.
15. Теория «Москва – третий Рим».
16. Особенности искусства Возрождения.
17. театральное искусство эпохи классицизма.
18. Достижения европейской науки XVIII века.
19. Новые явления в русской культуре XVIII века.
20. Новые жанры в искусстве романтизма.
21. Какие виды искусства наиболее ярко отражают специфику романтизма?
22. Научные открытия и технические достижения европейской культуры XIX века.
23. Русская эстетика XIX века.
24. Назовите деятелей русской художественной культуры XIX века.
25. Искусство XX века: стили, деятели
26. Особенности тоталитарной культуры.
27. Сравнительный анализ российской культурной ситуации 1920-х годов и 1930-х.
28. особенности диалога культур столичной и провинциальной в советский период.
29. Современной культура России: проблемы и перспективы
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие культуры. Происхождение, определения.
2. Структура и функции культуры.
3. Линейные концепции развития культуры: общая характеристика.
4. Теория «осевого времени» К. Ясперса.
5. Циклические концепции развития культуры: общая характеристика.
6. «Организмические» теории О. Шпенглера и Н. Я. Данилевского (одну – подробно).
7. Теория развития художественной культуры П. Сорокина.
8. Теория эволюций и взрывов Ю. М. Лотмана.
9. Происхождение культуры. Первобытная культура, ее основные особенности.
10. Первобытная мифология, ее особенности и функции.
11. Ранние формы религии: тотемизм, фетишизм, магия.
12. Представления о душе в первобытной культуре. Анимизм.
13. Организация пространства в первобытной культуре.
14. Представления о времени в первобытной культуре.
15. Обряды и ритуалы в первобытной культуре. Обряд инициации.
16. Изобразительное искусство в первобытной культуре: происхождение, тематика, стилистика. Основные памятники.
17. Общая характеристика культуры Древнего Египта. Периодизация. Особенности мировоззрения.
18. Религия и мифология Древнего Египта. Представления о происхождении и строении мира. Культ фараона. Представления о смерти и загробном мире в Древнем Египте.
19. Искусство эпохи Древнего царства. Особенности изображения человека. Канон.
20. Искусство эпохи Среднего царства.
21. Искусство эпохи Нового царства. Храмовые комплексы. Скульптура и живопись.
22. Религиозная реформа фараона Эхнатона, ее значение.
23. Общая характеристика культуры Древней Греции. Природные условия и основные занятия. Понятия космоса, хаоса и логоса. Периодизация греческой культуры. Повседневная жизнь древних греков. Греческий полис.
24. Древнегреческая мифология.
25. Древнегреческая философия. Зарождение научного мышления.
26. Литература и театр в Древней Греции.
27. Изобразительное искусство в Древней Греции. Образ человека.
28. Культура эпохи Эллинизма.
29. Общая характеристика культуры Древнего Рима. Периодизация. Хозяйственно-географические особенности, менталитет. Повседневная жизнь римлян.
30. Особенности римской мифологии. Наука и философия в Древнем Риме.
31. Искусство Древнего Рима: литература, архитектура, скульптура, театр.
32. Культура Западноевропейского Средневековья: общая характеристика. Периодизация. Христианство как фундамент культуры.
33. Повседневная культура Средневековья.
34. Культура духовенства. Монастырь как центр культуры.
35. Рыцарская культура. Куртуазная культура. Жанры рыцарского романа, куртуазного романа и куртуазной поэзии. Этикет.
36. Городская культура. Бюргерство. Университеты.
37. Изобразительное искусство Средневековья: дороманский, романский и готический стили.
38. Культура древних славян. Особенности мифологии и мировоззрения.
39. Крещение Руси, его значение для культуры. Особенности русского православия.
40. Культура домонгольской Руси. Первые святые, монастыри. Искусство Киева, Владимира, Новгорода.
41. Русская культура эпохи создания централизованного государства (XIV-XVI вв.). Роль русской церкви. Преемственность от Византии. Теория «Москва – третий Рим». Литература и изобразительное искусство.
42. Русская культура XVII века. Светские тенденции. «Смутное время», русский религиозный раскол. Литература и изобразительное искусство.
43. Общая характеристика культуры Возрождения. Хронология, общий смысл термина. Гуманизм и антропоцентризм. Специфика Итальянского и Северного Возрождения.
44. Наука и образование в эпоху Возрождения. Формирование научной картины мира.
45. Реформация в культуре Возрождения.
46. Пространство и время в эпоху Возрождения.
47. Литература и театр эпохи Возрождения.
48. Изобразительное искусство эпохи Возрождения.
49. Культура Нового времени: общая характеристика. Хронология. Политическая ситуация. Место человека в мире. Специализация культуры.
50. Культура барокко. Особенности пространства и времени.
51. Искусство барокко.
52. Культура абсолютизма.
53. Философия и наука XVII века. Рационализм.
54. Классицизм в европейском искусстве XVII века.
55. Культура Просвещения.
56. Дворянская культура и стиль рококо XVIII века.
57. Литература и театр в культуре XVIII века.
58. Изобразительное искусство XVIII века.
59. Культура эпохи Французской революции.
60. Русская культура XVIII века: общая характеристика.
61. Реформы Петра I в сфере культуры. Наука, искусство, политическая культура, повседневная культура.
62. Культура эпохи дворцовых переворотов. Стиль рококо. Рождение театра. Роль в культуре М. В. Ломоносова.
63. Век Екатерины и культура Просвещения.
64. Классицизм в русском искусстве XVIII века.
65. Эпоха романтизма: основные идеи.
66. Искусство эпохи романтизма.
67. Человек и общество в эпоху романтизма.
68. Общая характеристика культуры XIX века. Прагматизм и рационализм культуры. Викторианский стиль как стиль жизни.
69. Научно-техническая революция и изобретения XIX века, их влияние на культуру.
70. Западноевропейское искусство XIX века: основные тенденции.
71. Русская культура XIX века: общая характеристика.
72. Основные достижения науки и техники в России XIX века.
73. Русская общественно-политическая мысль XIX века. Славянофилы и западники, народники, социал-демократы, марксисты, «почвенники».
74. Основные тенденции в русском искусстве XIX века. Эстетика.
75. Русская литература XIX века, ее философские идеи.
76. Русское изобразительное искусство и музыка XIX века.
77. Общая характеристика культуры рубежа XIX-XX веков. Кризис европейского мировоззрения.
78. Основные философские учения рубежа XIX-XX веков: «философия жизни», фрейдизм, русская религиозная философия.
79. Искусство рубежа веков в Западной Европе. Символизм, модерн, эстетизм.
80. Специфика русской культуры рубежа XIX-XX веков. «Серебряный век».
81. Общая характеристика культуры XX века. Основные идеи, политические события, научные теории.
82. Место человека в пространстве культуры XX века.
83. Западноевропейское искусство XX века.
84. Феномен тоталитарных культур.
85. Общая характеристика российской культуры XX века.
86. Пути и проблемы развития российской науки и техники в XX веке.
87. Феномен советской культуры.
88. Российское искусство XX века.
89. Основные проблемы российской культуры перестроечного и постперестроечного периода.
90. Феномен массовой культуры и культуры потребления.
91. Постиндустриальная культура, ее специфика.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемая литература
Основная
Грушевицкая, Т.Г. Культурология :[учебник для вузов. М, 2007.
Романов, Ю.И. Культурология : учеб. СПб. [и др.], 2008.
Теория культуры : учеб. пособие для студентов вузов. — СПб. [и др.], 2008.
Моисеева, Н.А. Культурология. История мировой культуры : учеб. пособие для вузов. СПб. [и др.], 2007.
РабиновичВ.Л. Человек в культуре. Введение в метафорическую антропологию : учеб. пособие. — М., 2008.
Кондаков И. В. Культурология: история культуры России: Курс лекций / И. В. Кондаков. – М.: Омега-Л: Высш. шк., 2003.
Кравченко А. И. Культурология: Учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2002.
Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов по соц.-гуманит. специальностям и направлениям / под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Academia, 2003.
Культурология. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН, 2007.
Мамонтов А. С. Культурология: Учебник для вузов по специальностям направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация» / А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. – М.: Гардарики, 2005.
Основы культурологии: Учеб. пособие для вузов / отв. ред. И. М. Быховская. – М.: Едиториал УРСС, 2005.
Дополнительная литература
Коган Л. Н. Теория культуры. – Екатеринбург, 1993.
Кравченко А. И. Культурология: Учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2002.
Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов по соц.-гуманит. специальностям и направлениям / под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Academia, 2003.
Культурология. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН, 2007.
Мамонтов А. С. Культурология: Учебник для вузов по специальностям направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация» / А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов. – М.: Гардарики, 2005.
Основы культурологии: Учеб. пособие для вузов / отв. ред. И. М. Быховская. – М.: Едиториал УРСС, 2005.
Аверинцев С. С. Византия и Русь. Два типа духовности // Новый мир. 1998. № 7–9.
Аверченко И. В. Природа и функции религиозного танца // Вестник Московского университета. Сер.7 Философия. 2000. № 2.
Автономова Н. С. Миф: хаос и логос // Заблуждающийся разум?: Многообразие научного знания. М., 1990.
Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.
Алексеев Н. А. Шаманизм у тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.
Анисимов А. «Культурное время» и образы времени в культуре. М., 1999.
Анисимов С. Ф. Духовные ценности: Производство и потребление. М., 1988.
Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
Антология исследований культуры. СПб., 1997.
Антология культурологической мысли / Под ред. С. П. Мамонтова, А. С. Мамонтова. М., 1996.
Ассман Ян. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.
Барг М. А. Эпохи и идеи. М., 1981.
Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.
Барт Р. Мифология. М., 1997.
Басилов В. Н. Избранники духов. М.,1984.
Баткин Л. В. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.,1989.
Баткин Л. В. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.,1990.
Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.
Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.
Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.
Белик А. А. Культурология: антропологические теории культур. М., 1998.
Бенхабиб С. Притязания культуры. М., 2003.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе. – М., 1996.
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.
Библер В. Г. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995.
Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 1994.
Булавка Л. А. Феномен советской культуры / Л. А. Булавка. М., 2008.
Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.
Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1995.
Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1993.
Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992.
Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. – СПб., 1992.
Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2001.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. – М., 1990.
Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Древнего Рима. М., 1988.
Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. СПб., 1995.
Воронов А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: Характер и судьбы страны. СПб., 1992.
Врангель Н. Н. Старые усадьбы. СПб., 2000.
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 2000.
Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004.
Глазычев В. А. Динамика культуры: проблема изучения. – М., 1996.
Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М., 1994.
Голубцова Е. С. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. М., 1985.
Гордин Я. А. Дуэли и дуэлянты. СПб., 2002.
Григорий VII. Торквемада. Савонарола. Лойола. Аввакум: Биогр. повествования / Сост. Н. Ф. Болдырева. Челябинск. 1995.
Гулыга А. Миф и современность // Иностранная литература. 1984. № 2.
Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1992.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.
Гуревич А. Я. Культура безмолвствующего большинства. М., 1984.
Гуревич А. Я. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1984. Гл. 6.
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Общество. Культура. Философия. М., 1983.
Д’ Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика. Свердловск, 1987.
Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н / Д, 1979.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.
Даркевич В. П. Народная культура средневековья: Пародия в литературе и искусстве IX–XVI вв. М., 1992.
Деготь Е. Русское искусство XX века. М., 2000.
Диттрич Т. Повседневная жизнь викторианской Англии. М., 2007.
Древние цивилизации: От Египта до Китая. М., 1997.
Дюби Ж. Трёхчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе. М., 2000.
Дюмон Л. Homo hierarchicus: Опыт описания системы. СПб., 2001.
Евзгин М. Космогония и ритуал. М.,1983.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., Любое издание.
Еремеев А. Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2ч. Саранск, 1997.
Замалеев А. Ф., Овчинникова Е. А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. Л., 1991.
Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1986.
Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII–начала XX в. М., 2003.
Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1998.
Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М., 1982.
Ипатов А. Н. Православие и русская культура. М., 1992.
История древних цивилизаций. – М.,1999.
Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание Л., 1991.
Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
Карпов А. А. Культура и природа. – М., 2001
Карпов Г. М. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век. М., 1994.
Касавин И. Т. Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М., 1992.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.
Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.
Кнабе Г. С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.
Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1996.
Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки нового времени. – М. 1989.
Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М., 2005.
Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
Кравченко А. И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.
Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1991.
Круглова Т. А. Советская художественность, или Нескромное обаяние соцреализма. – Екатеринбург, 2005.
Кудряшов Н. Как бывало в Олимпии (об истории Олимпийских игр) // Наука и жизнь. 1998. № 7. С. 62–67.
Кузищин В. И. Древние Олимпийские игры как миротворческий фактор // Вопросы истории. 2000. № 8. С. 119–133.
Культура Возрождения и власть. М., 1999.
Культура русского зарубежья. М., 1995.
Кураев А. В. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. 1994. №9.
Кутырев В. Культура в объятиях культурологии // Человек. – 1999. – № 5.
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII века. М., 1983.
Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф; Пер. с фр. С. В. Чистяковой, Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. – Екатеринбург, 2002.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф; пер. с фр. В. А. Бабинцева; послесл. А. Я. Гуревича. – Екатеринбург, 2005.
Ле Гофф. Ж. Интеллектуалы в Средние века. М., 2000.
Лебедев В. Путь фараонов (Возведение египетских пирамид) // Вокруг света. 1998. №5. С. 84–49.
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1999.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1999.
Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под общ. ред. В. В. Бычкова. – М., 2003.
Лекторский В. А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998.
Лисичкина О. Б. Мировая художественная культура. Ч.I. СПб., 1997.
Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1993.
Лихачева Л. С. История западноевропейского этикета: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2006.
Лихачева Л. С. История этикета в культуре России XVIII – начала XX века: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2006.
Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001.
Лобковиц Н. Христианство и культура // Вопросы философии. 1993. № 3.
Лосев А. Ф. Диалектика мифа / Его же: Философия. Мифология. Культура. М., 1990.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.,1985.
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII–начало XIX века). СПб., 2001.
Лотман Ю. М. Византия и Русь. М., 1989.
Лотман Ю. М. Культура и взрыв. Таллинн, 1992.
Магический кристалл. М., 1992.
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2005.
Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004.
Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2001.
Малявин В. В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000.
Мамонтов С. П. Основы культурологии. Любое издание.
Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.
Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
Мартов В. Эра царствующих богов. 3000–1500 гг. до н. э. М., 1998.
Марченко Н. А. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М., 2002.
Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М., 2003.
Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопр. философии. 1982. № 10.
Миф в культуре Возрождения. М., 2003.
Мифы народов мира: Энцикл.: В 2 т. / Под ред. С. А. Токарева. Любое издание.
Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск, 1987.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1994.
Монте П. Египет Рамсесов. М., 1989.
Морфология культуры. М., 2000.
Морэ А. Дары и боги Египта. М., 2001.
Муравьева А. М. Как воспитывали в старину русского дворянина. М., 1995.
Мурашев Г. А. Титулы, чины, награды. СПб., 2003.
Мэттьюз Дж. Традиция Грааля. М., 1997.
Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / сост. Л. Г. Андреев. М., 1986.
Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес древнего мира. Герои Эллады. СПб., 1999.
Неклюдова М. С. Искусство частной жизни. Век Людовика XIV. М., 2008.
Немировский А. И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античность: история и культура. М., 1999.
Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка / С. С. Неретина. М., 1994.
Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2002.
Образы природы в истории культуры. СПб., 1998.
Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.
Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. М., 2004.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2002.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
Павленко В. Г., Николаев Р. В. Европейское рыцарство. Кемерово, 1998.
Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1998.
Перепелкин Ю. Я. Переворот Аменхотепа IV. М., 1984.
Перепелкин Ю. Я., Вассоевич А. Л. История Древнего Египта. СПб., 2000.
Петров М. К. Язык, знак, культура. М.,1991.
Пивоваров Д. В., Медведев А. В. История и философия религии. Екатеринбург, 2000.
Пинский Л. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.
Поплавский В. С., Хайт В. Л. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М., 2000.
Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.).