Криминальные традиции и ритуалы.

В жизни каждого народа, нации, общественной организации, учреждения, учебного заведения и неформальной группы складываются более или менее устойчивые традиции, связанные с историческими условиями существования и особенностями того или иного социума. Они возникают на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою социальную или групповую (коллективную) значимость и личностную пользу. Традиции - по выражению А. С. Макаренко - "социальный клей" любой общности, обеспечивающий преемственность и устойчивость отношений в группе, их упорядоченность.

Традиции можно разделить на прогрессивные, например, патриотические - складывающиеся в борьбе народов за освобождение, независимость, национальный суверенитет; культурные - связанные с народными празднествами; бытовые - связанные с поведением людей в быту; трудовые - связанные с производственной и трудовой деятельностью; военные - связанные с порядком прохождения воинской службы, защитой государства, поведением человека в бою; спортивные - регулирующие поведение человека, занятого спортивной деятельностью и др.

Существуют иреакционные, консервативные традиции, например, связанные с родоплеменными и феодальными общественными отношениями; бытовые, отражающие бесправие женщин в семье и обществе и т.п. Традиции "экономят" сознание людей, санкционируя определенный тип их поведения. Нет ни одной большой или малой общности людей, у которой не было бы традиций.

Особо привержены к традициям общности несовершеннолетних и молодежи, поскольку традиции эмоционально насыщены и обставлены игровыми элементами, определенными правилами, церемониалом. Традиции не персонифицированы, поэтому подростки и юноши легче подчиняются им, чем прямым указаниям, исходящим от конкретных лиц. В этом сила традиций. Нормы жизни групп, в которых проявляется воля их членов, чаще всего принимают форму традиций. В связи с этим особую опасность представляют криминальные традиции, распространенные в молодежных преступных группах, особенно в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях (в "зоне"). Традиция имеет две особенности: устойчивость, некоторую консервативность и способность изменяться, разрушаться, замещаться в связи с изменением объективных социальных условий развития социума, различных привходящих факторов, влияния лидеров и т.п.

В преступной среде в связи с этим существуютдва вида традиций:



  • пришедшие к нам из преступной среды далекого прошлого и трансформировавшиеся в современные с учетом условий жизни общества и господствующих в нем отношений;
  • новые традиции, возникшие и закрепившиеся в преступной среде в современных условиях и не имеющие аналогов в прошлом.

Причинами трансформации уголовных традиций и появления новых являются изменения, происходящие в социальной действительности, динамике и характере преступности несовершеннолетних и молодежи, оживление национализма и др. Уголовные традиции, как и любые другие, не существуют каждая сама по себе. Они образуют "связку" или "пучок", определенную систему традиций, характеризующих общность преступников в целом.

Форму традиций чаще всего принимают проанализированные выше нормы криминальной субкультуры ("воровские законы", табу, "западло"). Повышая действенность групповых норм и ценностей, традиции обеспечивают сплочение криминальных групп. Уголовных традиций множество; как правило, несовершеннолетние и юноши знают их неписанными и каким-то образом передают друг другу.

Замечено, что все традиции, проявляющиеся в криминальных группах несовершеннолетних и молодежи отличаются, с одной стороны, всеобщностью, с другой - определенным своеобразием, свойственным для данного региона (спецшколы, спецПТУ, ВТК или воинской части).

Все уголовные традиции, особенно в воспитательных и исправительных учреждениях обрастаютмифами. Это облегчает их передачу из поколения в поколение правонарушителей. "В подростковых камерах "малолетках", уже существует тюремная мифология, законы воровской блатной жизни, целая огромная система, в которой нужно научиться жить и выживать" (367).

Уголовно-воровская традиция негативного отношения криминальных групп к лицам, сотрудничающим с правоохранительными органами, активистами, лицами, запятнавшими себя доносительством и мужеложством, является всеобщей. Всеобщи и "прописка" новичков, использование для снижения статуса ("опускания") таких средств, как уборка туалетов, стирка чужих носков, "парафин", мужеложство, избиение. К всеобщим уголовно-воровским традициям относится также необходимость знания жаргона, ношения клички, нанесения татуировок в соответствии со статусом и т.п.

Всеобщих традиций в "зоне" много и состоят они главным образом в умении приспособиться, выжить, употребить физическую силу, хитрость -лишь бы доказать собственное превосходство над другими или хотя бы умение "поставить" себя.

Тюремная мифология различна и многообразна. Например, подросток прибывает в ВТК с твердой установкой, что все красное трогать нельзя - ("западло"). Повязку дежурного он одеть наотрез отказывается - красная, подобрать красную бумажку - ни в какую. Такова их вера в "закон" блатной жизни. Естественно, до тюрьмы они об этом не слышали. А теперь нельзя жить по другому, иначе это плохо кончится (367).

Однако, в каждом регионе (на каждой "тусовке", в каждой преступной группе, в спецшколе, спецПТУ и ВТК) эти традиции наполняются своим содержанием, приобретают свою форму проявления, сопровождаются свойственным лишь данному региону или данной этнической общности (нации, народности) ритуалами. В одних в спецшколах, спецПТУ и ВТК существует традиция, запрещающая "бугру" ("шишке", "рогу") участвовать в художественной самодеятельности, а точнее - выступать на сцене. "Бугор" должен управлять людьми, а не веселить других, таков закон криминальной среды. Мужчине нельзя играть женщину, иначе из этого "Мишки сделают Машку", то есть подвергнут мужеложству, "опустят".

Во многих в спецшколах, спецПТУ и ВТК существуют другие традиции: одна из них - "ни перед кем не становись на колени". Ее сторонники татуируют на коленях шестиконечные звезды. В каждом таком учреждении разработаны свои способы унижения человека таким путем. Если подростка принудили встать на колени или заставили сделать это обманным путем ("посмотри, не твоя ли книга, шапка и т.п. лежит под кроватью"), то он считается скомпрометированным и статус его снижается. Кстати, такая же традиция давно существует и в некоторых профессиональных училищах (504).

Нередко в криминальных группах наблюдаются случаи приспособления социально ценных традиций к криминальному образу жизни. Так, в детских домах, специальных школах и специальных ПТУ (по примеру тюрем и колоний для взрослых) распространилась традиция "ломать корянку". Суть ее заключается в следующем: полученный хлеб на куски не разрезается.

Члены группы, сидящие за столом, отщипывают кусочки от одной порции (буханки), т. е. ломают корку (горбушку). Отсюда и название традиции. Лица, "ломавшие корянку", становятся как бы названными братьями, это отражается в татуировках. "Ломать корянку" "низам", "отверженным" вместе с "верхами" запрещается. В данной процедуре есть свои правила. Если подросток отломит кусочек хлеба побольше, значит он проявил жадность. В этом случае он становится "проглотом" и может быть исключен из "братства".

Данная традиция заимствована из народных обычаев, обрядов. У многих народов молодожены разламывают хлеб на счастье. В Узбекистане люди, поделившиеся хлебом, становятся названными братьями. В России почетных гостей встречают хлебом и солью. К сожалению, сотрудники воспитательных и исправительных учреждений, педагоги школ и ПТУ часто этого не знают и запрещают подобные действия, вместо того, чтобы использовать их в воспитательных целях.

Из рассмотренного примера можно сделать вывод о том, что нельзя все традиции уголовной среды считать асоциальными, вредными. При нахождении правонарушителей в камере следственного изолятора, например, действует ряд традиций, запрещающих пользоваться парашей если кто-то ест, становиться голыми ногами на пол и др. Вряд ли нужно объяснять, что эти правила не вредные.

О целесообразности и разумности еще одной тюремной традиции повествует Ю.Чурбанов: " В уголовном мире есть непреложный закон: когда человек уходит на этап, то его собирает вся камера. Дают ему с собой у кого что осталось - кто кусок хлеба, кто кусочек сахара, кто сигареты, кто спички, то есть камера собирает тебя в дорогу...

Почему камера собирает людей на этап? Это не дань каким-то воровским ритуалам, нет, это просто необходимость (подчеркнуто нами - В.П.): куда и сколько ты будешь ехать, никто не знает, в дороге тебя не покормят, вагона-ресторана в поезде нет, поэтому "сухой паек", который выдают в тюрьме, - это все, что у тебя есть на несколько дней. Даже вода в вагоне только холодная, кипятка никто не даст, - вот и катишься, бедолага, по дорогам России"(499).

К сожалению, автор этой цитаты был руководителем и в то же время заложником тюремной системы. Он мог бы многое поломать и привести в соответствие со Стандартными нормами обращения с заключенными, принятыми ООН. Ведь в царской России даже политзаключенные знали, куда их отправляют. Почему же сегодня эта норма не действует? Ведь сегодня существует (но не действует) положение о том, что осужденный должен отбывать наказание по месту жительства (исключение составляют некоторые категории осужденных). Выходит, что пишется в законе одно, а делается на практике другое. Несовершеннолетних правонарушителей, как каких-нибудь каторжников, из Москвы отправляют за тысячи километров. Нет в Москве ни своей спецшколы, ни своего спецПТУ, хорошо хотя бы ВТК есть близко от Москвы.

Ю.М.Чурбанов говорит еще об одной традиции - особом отношении к "должникам" в местах изоляции. "Можно, конечно, "стрельнуть", но потом ты уже становишься "должником". Если кто-то из осужденных угостит тебя сигаретой, то потом эту сигарету придется вернуть - таков лагерный закон"(499). Подростки и молодежь в спецшколах, спецПТУ, ВТК, а зачастую и в обычных школах и ПТУ, этот "закон" "усовершенствовали": неоднократно угостив члена группы сигаретами, его ставят "на счетчик" в самое трудное время, когда у него заведомо нет ни сигарет, ни денег. Например, подросток оказался "должен" 5 сигарет другому подростку. Тот объявляет стоимость каждой сигареты(3 или 5 рублей). Это значит, что сегодня должник заплатил бы 15 руб. (25 руб.), а завтра вдвое больше, послезавтра вчетверо и т. п. "Счетчик" - удобное средство закабаления(140, 358).

Следует заметить, что обстановка всеобщего распада в стране, негативные социальные и экономические процессы сильно влияют на возникновение новых и оживление старых традиций в местах лишения свободы, в специальных воспитательных учреждениях и в армии. Удорожание прессы немедленно отразилось на традициях и в местах лишения свободы. "Сейчас "зеки" решили "складываться" и выписывают один журнал на 3-4 человека, во всяком случае, я все время слышу такие разговоры, - продолжает Ю.Чурбанов. - А иначе не получается, это просто не по карману"(499).

Здесь он не точен. Коллективная(на жаргоне -"семейная") подписка на газеты и журналы существовала в колониях и тюрьмах давно. Сейчас она возродилась вновь. При этом в ИТК и ВТК нередко "авторитеты" ("воры в законе") норовят подписаться за счет кого-нибудь из заключенных. Молодежь подписывается на журналы "с картинками"(иллюстрированные). Иллюстрации вырезаются и наклеиваются обычно на внутреннюю сторону дверки прикроватной тумбочки или на стену, а может быть, у рабочих мест. С них делают клише для татуировок. С понравившимися представительницами противоположного пола, изображенными в журналах, затевается переписка. У подростков и юношей разработаны целые трактаты о ведении такой переписки, что также является тюремной традицией.

Автору книги известен такой человек, который сумел жениться около сотни раз благодаря такой переписке, за что неоднократно отбывал наказание.

Любая традиция обставляется ритуалами. Ритуалы чаще всего связываются с религиозной верою, рассматриваются как совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт и являющихся его внешним отражением. Этот признак присущ ритуалам и криминальной субкультуры, которым подростки и юноши, а в последние годы и взрослые, придают фатальный, магический характер.

В криминальной субкультуре ритуал выступает как церемониал, сопровождающий традицию, т.е. выработанные в данной группе (в преступной среде в целом) порядок и правила совершения какого-либо поступка, то есть порядок реализации традиции. К наиболее распространенным ритуалам относятся, как мы уже говорили, порядок "прописки" новичка, определения его статуса, места в социальном пространстве - столовой, спальне, школе, а также сферы и места его преступного и иного "промысла" ("точки", "квадрата", "маршрута"). Существуют ритуалы "очищения" лиц, "осквернивших" себя прикосновением к "отверженным"; изгнания лиц, утративших доверие группы; приема пищи, мытья в бане; "очищения" себя после пользования туалетом; проводов человека на свободу или в "мир иной" и др.

Интересные сведения предоставила автору бывшая сотрудница МВД одной среднеазиатской республики Лариса Н., в застойные годы вступившая в неравную борьбу с партийной мафией и незаконно арестованная по доносу. Ей пришлось провести несколько месяцев в следственном изоляторе, который она ранее курировала. Лариса вела себя там так, что была признана преступным окружением, пользовалась его доверием, короче говоря, стала "паханкой", без разрешения которой не совершалось ни одно действие осужденных и заключенных. В этом изоляторе существовала традиция - каждый заключенный, получив посылку или передачу, обязан был часть ее передать лицам, приговоренным к высшей мере наказания. Ослушавшийся мог дорого заплатить за своеволие.

По словам Ларисы Н. смертников уводили для исполнения приговора глубокой ночью. И всегда вся тюрьма узнавала об этом за считанные секунды и пела так называемую "отходную", специально сложенную песню прощания с жизнью. Мотив и слова этой песни знали все заключенные. Интересно, что оповещала о предстоящем событии камера, расположенная рядом с лестничной клеткой, ведущей в подвал "смертников".

Еще одно подтверждение этой традиции мы находим у А. Шведова. Так, осужденные, отправляемые по этапу из следственного изолятора, проходя мимо камер лиц, приговоренных к высшей мере наказания, по традиции должны передать сигареты и чай в эти камеры. Ни конвой, ни дежурный помощник начальника СИЗО не могут им помешать. Как видим, в преступной среде жестокость уживается с сентиментальностью (508).

От члена криминального сообщества требуется четкое знание и беспрекословное соблюдение всех традиций и ритуалов. Если подросток или молодой правонарушитель усвоил и соблюдает их, он имеет возможность занять более высокое положение в групповой иерархии. Нарушитель же может быть подвергнут притеснениям, изгнанию из группы (сообщества), снизит свой статус.

Многие из криминальных традиций настолько распространены, что строго соблюдаются и законопослушными подростками и молодежью в обычных школах, ПТУ, в трудовых и армейских коллективах. Распространенные, например, традиции и ритуалы превращения новичка в "пацана", а "пацана" в "старичка"("бугра"), а в армейских условиях - "самца" в "ворону" (на флоте - в "карася"), затем "вороны" в "черпака", "черпака" в "дедка" и т.п.

Переход подростка и молодого человека в новое качество превращается для участников этой церемонии в своеобразный спектакль. Он напоминает магические действа у нецивилизованных народов, связанные с превращением подростка во взрослого или девушки в женщину. Для полноты картины не хватает лишь шамана, бубна и костра около пещеры.

Наверное, правильно поступают педагоги воспитательного или исправительного заведения, либо армейские командиры, ведя борьбу с асоциальными и криминальными традициями и ритуалами не путем запретов и репрессий, а путем вытеснения их другими социально ценными традициями и ритуалами. Если, например, солдаты уделяют большое внимание превращению солдата, еще не принявшего присяги (их именуют "чайниками", "черепами", "духами", "мамонтами"), в принявших присягу ("бичей", "салабонов", "молодых", "сынков", "зеленых", "духов"), а тех в "черпаков" ("карасей", "погодков", "фазанов", "дедков"), последних в "дедов", а после приказа об увольнении в запас - в "граждан" ("дембелей"), то может быть не стоит запрещать эту процедуру, а придать ей официальный, привлекательный характер. Именно так поступают в специальном ПТУ им. Ф. Э. Дзержинского. Здесь для каждой категории учащихся (в зависимости от времени пребывания в училище и степени исправленное™) существуют свои правила, ритуалы перехода из одной иерархической группы в другую. Например, "старичок" гласно закрепляется за новичком. Он обязан шефствовать над ним, ограждать его от притеснений, поручаться за него и т. п. Вспомним, что в русской армии еще во времена Петра I возникла традиция закрепления "дядек" за новобранцами. "Дядьки" приучали молодых солдат к военному делу, отвечали за их поведение в жизни и в бою. Возрождение таких и подобных им традиций своеобразного наставничества нанесло бы сильный удар по "дедовщине" в армии и, может быть, уменьшило бы жестокость в криминальной среде.

Система мелких исключений.

Криминальные нормы и традиции реализуются через конкретные поступки и поведение несовершеннолетних и молодежи. Некоторые категории лиц присваивают себе определенные права и привилегии, называемые "мелкими исключениями". "Мелкие исключения" - это поступки и дела конкретного подростка и молодого человека, отличающие его от тех, кто не придерживается правил и норм криминальной субкультуры, а также от нижестоящих членов своей группы. Выражаются они в обязательном наличии у лиц воровской или криминальной "номенклатуры" престижных и дорогих вещей, в качестве употребляемой пищи, покрое и ношении одежды, отношении к труду и учебе, поведении в общественных местах, взаимоотношениях со сверстниками, речи, жестах, месте, занимаемом в социальном пространстве, в форме проведения досуга и т. п. Система "мелких исключений" всегда строго соответствует статусу личности, ее позиции в социуме (неформальной группе, коллективе, воинском подразделении, банде, шайке и т. п.).

С помощью "мелких исключений" личность выделяется из окружающей среды. Именно они подчеркивают ее исключительность. "Мелкие исключения" в преступной среде - это, по-видимому, отражение привилегий, существующих в официальной жизни нашего общества для определенной категории лиц (номенклатуры и т. п.), свидетельствующих о неравноправии и глубокой социальной несправедливости. "Привилегии - не следствие зловредности отдельных лиц, а результат сложившейся структуры в общественных отношениях. Это - внутреннее содержание нашего строя, обусловленность, которая определяется интересами больших групп населения, и прежде всего - номенклатуры" (267).

Как по персональной машине, служебной даче, весомости и качеству персонального "пайка", секретарше, количеству телефонов, наличии "Кремлевки", величине приемной и кабинета судят о влиятельности чиновника в социальной иерархии (его социальном статусе), так и по "мелким исключениям" можно достаточно точно определить социально-психологический статус личности, ее место и роль в криминальной группе, банде, шайке, в камере, "зоне" и т. п. Система "мелких исключений" - показатель неравенства членов преступной среды. Эта система играет роль знаков различия, имеет сигнальное значение.

Стремление к "мелким исключениям" чаще всего свойственно двум категориям несовершеннолетних и молодежи:

  • "буграм" (вожакам банд, шаек и других преступных групп), а в армии - "дедам" и
  • их приближенным - "авторитетам".

Психологическим условием для появления "мелких исключений" в среде несовершеннолетних и молодежи является их стремление к эмансипации и, одновременно, - к выделению из окружающей среды, проявлению самостоятельности, оригинальности, исключительности и неповторимости.

"Система мелких исключений" тесно связана с молодежной модой, а нередко и паразитирует на ней. К какой иерархической касте можно отнести по внешнему виду молодого человека и подростка, все зависит от того, "насколько крута модель его штанов и насколько престижна фирма, кроссовки которой он носит" (368). Самое модное, самое "современное" (в чем бы это не выражалось): татуировки, кольцо, серьги, одежда, обувь, "телка" (т. е. знакомая девушка), стереосистема, "видак", "тачка" и т. п., должны быть только у вожака криминальной группы.

То же самое и с тусовочниками, которые по признаку следования моде делятся на иерархические группы:

  • "вандерлоги" - низшая и самая многочисленная каста;
  • выше стоят "более крутые" - "бандиты", охраняющие или грабящие коммерсантов;
  • "утюги"(фарцовщики);
  • еще "круче" - "мажоры";
  • "рокабилли";
  • на самом верху - "пижоны", отоваривающиеся за доллары (368).

В закрытых воспитательных и исправительных учреждениях и в армейских условиях система "мелких исключений" направлена не только на то, чтобы выделиться из среды себе подобных и продемонстрировать свои преимущества неформального привилегированного положения, но и чтобы выразить протест против обезличивания, "оказенивания" человека.

Таким образом, можно сказать, что система "мелких исключений" проявляется в криминальных группах как на свободе, так и в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях, и конечно же, в армейских условиях.

Казалось бы, какие привилегии ("мелкие исключения") может присвоить себе "бугор" в спецшколе, спецПТУ, ВТК, следственном изоляторе, когда там всем все поровну? Оказывается, чем меньше возможностей для появления "мелких исключений", тем изобретательнее действуют правонарушители.

Так, "рог зоны", "авторитет", "отрицал" ушивают одежду, изменяют хотя бы незначительно ее силуэт (зауживают брюки, пришивают накладные карманы), набивают двойные каблуки, пришивают нагрудные таблички из особого материала, украшают одежду металлическими заклепками, вешают брелоки на пояс и т. п. Вот как описывается это в репортаже корреспондента из воспитательно-трудовой колонии: 'Только на первый взгляд эти ребята одинаковы: обманчивое впечатление создают одинаковые прически и робы.

Чуть позже начинаешь замечать разницу, совсем неуловимую для неискушенного взора, но о многом говорящую человеку посвященному. Например, по-особому заглаженная роба - две прямые складки спереди и две косые сзади - отличительная черта "борзых" - так здесь, на "малолетке", называют некоронованных королей зоны, не признающих установленных правил и стремящихся подчинить себе остальных. В чем же проявляется их власть? Да во всем, в том числе и в вещах, абсолютно диких для человека, никогда в жизни не сталкивающегося с зоной"...(83).

"Рог зоны" ("борзый", "шишка" и т. п.) и его приближенные стремятся ходить вне строя или в его последней шеренге, и если это не удается, то в строю не маршируют. Точно так же поступают "деды" в армейских подразделениях. Одновременно они следят за тем, чтобы подростки, а в армии - молодые солдаты, ходили только строем и маршировали. При построении для движения в столовую "бугры", "авторитеты" почти всюду, если за ними не следить, становятся в правую колонну и первыми заходят в столовую, занимая там лучшие места. Названные лица не участвуют в хозработах, уборке туалетов, кухни и столовой.

Они "нанимают" несовершеннолетних за определенные блага'(дополнительную пищу, сладости из получаемой посылки или передачи, за обещание покровительствовать и т. п.) или заставляют их угрозами и шантажом выполнять за себя грязную работу. В классе "бугры" обычно сидят за последней партой. Аналогично поступают "деды" в армии, "авторы" в общеобразовательных школах и ПТУ, главари территориальных "контор". Набор "мелких исключений" у них несколько иной.

Система "мелких исключений", как и официальные привилегии, существующие для "номенклатуры" в нашем обществе, усугубляет и обостряет межгрупповые и межличностные отношения в социуме. На этой почве часто возникают конфликты. "Бугор" соблюдать положенные ему "мелкие исключения" просто обязан, иначе он потеряет свой авторитет и лишится всех привилегий. А "свергнутый" "бугор", как и свергнутый "партократ", особенно ненавистен "низам" (они помнят его прошлые издевательства). Обычно он подвергается изощренному остракизму. Поэтому за свое положение в социуме "бугры" и "деды" держатся изо всех сил.

Исключительность "бугров" и "дедов" подчеркивается и тем, что заправлять их постели, стирать их одежду (особенно носки), чистить обувь должны другие ("адъютанты", "шестерки", новички и т. п.). "Борзый" никогда не будет стирать свои носки - для "малолетки в законе" это унизительно. Но ведь прачек "в зоне" нет. Что же делать? Ответ на этот вопрос найти не трудно. Все старания воспитателей предотвратить, свести на нет своеобразную "дедовщину" результата не дают. Ведь около каждого заключенного не поставишь по воспитателю. Придет ночь, погаснет в бараке свет и наступит страшный час "разборки" (83). Такая же картина наблюдается и в армии: "прозвучит "отбой" и начинается самое страшное для духов, то есть для нас... Через это надо пройти, а особенно через мордобой... Через день "фанеру" (удары в грудь по пуговицам - В.П.). Бьют за всякую мелочь, то песню не так поешь, то еще что-то...", - пишет молодой солдат, смирившийся со своим положением (255).

Порой это приводит к печальным последствиям. Например, в упоминавшейся Московской специальной школе для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, где было распространено рукоприкладство по отношению к учащимся со стороны сотрудников и педагогов, новый воспитатель, не знавший правил "бугризма", ударил "бугра" за то, что он вовремя не заправил постель. А тот по "законам бугризма" и не должен был ее заправлять. Это должен был сделать за него учащийся из "низов". Ударив "бугра", воспитатель посягнул на его исключительность, поскольку система неофициальных привилегий поразила и сотрудников - к "буграм" в этой школе рукоприкладство не применялось. В знак протеста воспитанник убежал из школы. Его поймали и поместили в карцер, хотя за проступки "бугров" здесь было принято помещать не в карцер, а в изолятор медчасти. Это было уже второе посягательство на исключительность "бугра". Он вновь убежал. Его вновь водворили в школу и постригли наголо. Такая антипедагогическая мера опять-таки не применялась в школе к "буграм". Подросток вновь убежал и в школу больше не вернулся. Вскоре он совершил преступление и был осужден к лишению свободы (8;358).

Вот еще один дикий пример уже из армейской жизни, приведший к трагедии, когда с "дедовщиной" борются незаконными методами. "Срок службы одного из солдат ("деда") подходил к концу, но из-за постоянных нарушений дисциплины командир части применил к нему известное неуставное наказание: демобилизацию в последнюю очередь. "Дед" решил отплатить начальству "фейерверком". Он заставил молодого солдата совершить поджег в укрытии, где стояли машины со снаряженными ракетами. А сам, не думая о последствиях, за десять минут до взрыва "лег спать". Он оказался единственным, кто не получил ни царапины. Страшный результат - один убитый, восемь раненных (297).

Из этих типичных примеров видно, что система "мелких исключений", как и любые другие незаконные привилегии, развращает не только несовершеннолетних и молодежь, но и педагогов, работников воспитательных и исправительных заведений, армейских командиров. Бороться с "мелкими исключениями" антипедагогическими и незаконными методами при работе с несовершеннолетними и молодежью бессмысленно и крайне опасно.

Борьба с "мелкими исключениями" в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях и в армии затруднена в силу ее гибкости и динамизма. Если все подростки и молодые люди ходят в застегнутых куртках, то "бугор" - в расстегнутой. Бывает и так, что "бугор", стремясь подчеркнуть свою исключительность начинают ходить в наглухо застегнутой куртке в любую погоду. Иногда дело может дойти до курьеза. В одном из училищ "рог зоны" сделал себе завышенный вдвое каблук (тогда пошла мода на такие каблуки). Воспитатели заставили его снять завышенные каблуки. И основная масса подростков была вынуждена сорвать каблуки со своих ботинок полностью. Таким образом, "исключительность" "рога зоны" была достигнута (353, с.31). Описывая приведенный факт, мы имели ввиду конкретное спецПТУ, где это произошло. Когда работа была опубликована, из нескольких спецшкол, спецПТУ и ВТК пришло сообщение о том, что этот случай произошел именно у них.

Вот еще одно из "мелких исключений", связанных с обувью. В "зонах" местные сапожники нс только набивают "буграм" каблуки (а другим "не положено"), но и умело обрезают неуклюжие черные ботинки по последней "зековской моде" (83).

За этими и подобными им случаями стоит определенное социально -психологическое явление - настойчивый поиск подростками и молодежью способов самоутверждения в окружающей среде в форме "бугризма". Для этого все методы хороши. Главное - быть не как все.

Значение сигнала в системе "мелких исключений" приобретают некоторые элементы одежды, например, нагрудный карман, в котором у "исключительной личности " должны быть: многоцветная ручка, красивый (чаще - заграничный) блокнот, белый носовой платок. На школьную форму "авторитеты" нередко пришивают кружевной белый воротничок. Подобным же образом перешивают одежду и переделывают обувь и "деды" в армии, "дефилирующие в укороченных до фасона мини-юбок шинелях, украшенных к тому же нелепыми самодельными аксельбантами,... щеголяющие в сапогах на высоченных каблуках, в обмундировании, ушитом до такой степени, что в нем, как говорится ни сесть, ни встать" (252).

В ряде спецшкол, спецПТУ, ВТК официально введены нагрудные знаки и знаки различия (староста, бригадир, культорг, физорг и т. п.). Казалось бы мелочь, но у "рога зоны" они всегда красивее (конечно в понимании воспитуемых) и из лучшего материала.

В детских домах, спецшколах, спецПТУ и ВТК, места, занимаемые воспитанниками в столовой, спальне, клубе и т. п., имеют разную ценность. Места у окна, теплые и легко проветриваемые, ценятся выше, чем на проходе или у входной двери. В следственных изоляторах места "на шконкс"(нарах) и у "дубочка" (за столом) оцениваются по-разному в зависимости от близости к окну, входной двери, параше.

Наиболее удобные и престижные места, желательно подальше от основной массы, занимают "бугры". Они стремятся их облагородить: наклеивают на стены цветные картинки из журналов, ставят цветы и т. п. Так же ведут себя "деды", предпочитая спать отдельно от основной солдатской массы - в каптерках и ротных канцеляриях.

В столовой "бугров" обслуживают "пацаны", отдавая им лучшие и большие порции. "Борзый" никогда не будет есть кашу в столовой - не солидно. Он предпочитает деликатесные и редкие продукты, отбирая их у ребят, получивших посылки из дома, а нередко им даже готовят отдельно. Едят "борзые"("бугры", "деды") из посуды, не имеющей царапин или отбитых краев. Если, например, воспитатель выставит полученную кем-то из "пацанов" посылку на общий стол отделения, то хозяин к ней не прикоснется, пока "бугор" не даст команду. Если воспитатель попытается настоять на том, чтобы подросток съел что-нибудь, он откажется, сославшись на моментально выдуманную причину (сыт, живот болит и т. п.).

Аналогичную картину приходится наблюдать и в армейских условиях. Родители солдата М. приносили своему сыну что-то вкусное. В их присутствии он старался съесть побольше, ибо в казарме "деды" все отберут и ничего не дадут новобранцу потому, что он пока не солдат, а "дух".

Распространена система "мелких исключений" и среди лиц женского пола, которая имеет свою специфику. В спецшколах (спецПТУ, ВТК) это проявляется в ношении "авторитетками" ("атаманшами") модного белья, нашивок на трико, разноцветных ленточек, эмблем заграничных фирм, а также в пользовании импортным мылом и другими модными туалетными принадлежностями. Если у воспитанницы в тумбочке много хорошего мыла и мыльниц, смен нижнего белья высокого качества, подпольно изготовленной косметики, то это свидетельствует о высоком ее статусе в группе, а также в среде несовершеннолетних данного заведения. То же самое наблюдается в детских домах.

Стремление выделиться (не быть "как все") порой принимает самые нелепые формы. Так, при работе на кухне следует пользоваться фартуком. Однако "бугор" в спецшколе (спецПТУ, ВТК), "дед" в армии не наденет фартук, так как считает, что это унижает его.

Система "мелких исключений", как было сказано выше, имеет свою "нормативную" основу. По существу все криминальные нормы, "воровские законы", уголовные традиции направлены на то, чтобы:

  • выделить определенные категории несовершеннолетних и молодежи из основной массы;
  • наделить их привилегиями, поставить выше других.

Надо сказать, что пример лидеров криминальных групп заразителен. Выделиться здесь хотят и другие лица. Однако их попытки иметь привилегии сурово наказываются. Если учащийся спецшколы, спецПТУ, воспитанник ВТК или солдат в армии пытаются оставить себе присланные из дома какие-нибудь хорошие вещи, (мыло, зубную щетку и пасту, ручку, носки и т. п.), то их, как правило, отбирают, передают "бугру" ("деду"), да еще сурово наказывают виновного за попытку скрыть содержимое посылки.

Опасность и вредность "мелких исключений" состоит в том, что они культивируют социальную несправедливость, социальную незащищенность личности, неизбежно порождают и формируют паразитизм, агрессивность, создают условия для вымогательства в социальной общности. Так у новичка в ПТУ, спецшколе, спецПТУ и ВТК или у молодого солдата в воинском подразделении пытаются обманным путем или силой отобрать модную одежду или обувь, другие личные вещи или деньги. Он может также подвергаться поборам. Вот что пишет молодой солдат ("дух") брату из Западной группы войск: "...Пока у меня сейчас, по духовщине, другие мысли (брат его спрашивает учит ли он английский язык - В. П.) - наесться до отвала, напиться до потери пульса, посидеть в нашем дружном кругу, выспаться и т. п. Ну ничего, как я, кажется, писал, что старые ("деды") уйдут в октябре-ноябре, вот тогда у меня и появится желание учить английский, высплюсь, наконец, и буду копить деньги. Получаю всего 25 марок(западных). Но денег пока не вижу, старым отдаем, здесь такие правила... Эх, братишка, знаешь как хочется домой, старые достали - как поймают, так от нечего делать бьют, короче, не жизнь, а полнейший ад... Мысли у меня жуткие"(255).

По традиции "авторитеты", ("бугры", "деды") должны уклоняться и от учебы. В услов<

Наши рекомендации