Формирование межкультурной компетенции младших школьников в обучении иностранному языку.
Особенности межкультурного общения. Диалог культур. Межкультурная компетенция и пути ее формирования в обучении младших школьников иностранному языку.
Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной компетенцией как общению на иностранном языке. Однако в современном мире дети знакомятся с мировым культурным фондом почти одновременно с родным (Интернет, иностранные фильмы, музыкальные произведения, печатные издания и просто отдых с родителями на зарубежном курорте), и это делает очевидным тот факт, что межкультурная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетенциявключает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Межкультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
На базе коммуникативной и в процессе ее освоения формируется межкультурная компетенция, которая является показателем сформированности языковой личности ученика, способного к межкультурному общению.
Коммуникативная компетенция, связанная с языковыми и речевыми способностями детей, и межкультурная органично и взаимно дополняют друг друга, более того, становление первой компетенции возможно только при условии развития второй.
Цель обучения английскому языку в начальной школе – формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам и примерной программой по английскому языку.
Эта цель подразумевает:
- развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке;
- развитие и образование учащихся средствами английского языка, а именно:
а) осознание ими явлений действительности, происходящих в англоговорящих странах, через знания культуры, истории и традиций этих стран;
б) осознание роли родного языка и родной культуры в сравнении с культурой других народов;
в) понимание важности изучения английского языка как средство достижения взаимопонимания между людьми;
г) развитие их познавательных способностей, интереса к учению.
Ключевые компетенции, формирующиеся в учебной деятельности у обучающихся на уроке английского языка.
Формируемые ключевые компетенции
Компоненты ключевых компетенций
Содержание компонентов
Формы
Методы
Средства
Коммуникативная компетенция
(способность к общению на чужом языке)
1. Социокультурный компонент
2. Языковой/лингвистический
3. Социолингвистический
4. Речевой/дискурсивный
5. Компенсаторный/стратегический
1. Знание социокультурной специфики страны изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой
2. Знание языковых средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и правил оперирования ими, т.е. с помощью которых эти языковые единицы преобразуются в осмысленные высказывания.
3. Умение использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения, а также в соответствии с социальным статусом партнера по общению
4. Умение понимать высказывания в значимых смысловых блоках и передавать информацию в связных высказываниях
5. Умение анализировать и оценивать ситуации общения, и в соответствии с этим строить свое речевое поведение, осуществлять контроль своих речевых поступков и поступков своих партнеров по общению, а также пользоваться собственным речевым опытом для компенсации имеющихся пробелов в знании иностранного языка
Основные формы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная, фронтальная.
Проект, демонстрация,
конкурс.
Познавательная и ролевая игра, инсценирование, драматизация диалогов, создание собственных диалогов.
Внеклассные формы работы:
- спектакль,
- КВН,
- праздник,
- экскурсия.
Коммуникативный,
познавательный,
метод проектов, метод ролевых игр, метод активизации обучения метод исследования, метод контроля.
Основные средства: УМК, аудиовизуальные.
Вспомогательные:
Справочники, сборники упражнений,
Книги для дополнительного чтения, таблицы, карты стран, журналы, наглядные пособия.
Межкультурная компетенция
(способность к диалогу культур (модель немецкого лингводидакта Кнаппа-Поттхоффа))
1. Аффективный
2. Когнитивный
3. Стратегический
1. Опыт эмоционально-оценочного отношения ученика к межкультурному взаимодействию и его субъектам.
2. Синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, общие знания о культуре и коммуникации.
3. Вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащегося
Фольклорные сказки, стихи, песни, считалки, рифмовки.
Составление расписания уроков, анкет, меню, написание писем (переписка).
Познавательный, метод проектов, метод ролевых игр, метод исследования.