Средства обучения изобразительному искусству в начальной школе.

Характеристика средств обучения изобразительному искусству, их классификация.

А) Средства обучения изобразительному искусству - материальные объекты и предметы духовной культуры, используемые для организации и осуществления процесса обучения изобразительному искусству, его предметная поддержка, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

В узком смысле слова - дидактические С. и ТСО.

Дидактические С. включают три компонента:

■ учебный, дидактический материал, составляющий содержание обучения; совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых в процессе обучения;

■ методы и приемы обучения - при усвоении теоретических знаний искусствоведческого характера, и при освоении изобразительных умений; различные виды деятельности, при помощи которых осуществляется процесс обучения (игра, трудовая деятельность, общение и т.д.);

■ организация учебной и воспитательной работы по изобразительному искусству - таких ее форм, как уроки и их системы, внешкольные внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия и др.

Особо выделяются материальные средства обучения:

- учебные комплекты и комплексы(учебники; наглядные пособия; произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.),

- аппаратура ТСО для воспроизведения изображения и звука, средства массовой информации;

- студии, кабинеты изобразительного искусства.

Некоторые авторы относят к числу С. также методические пособия для учителей, рассматривая их как средство проектирования деятельности учителя.

Б) Личность самого учителя тоже можно рассматривать как важнейший инструмент, основное средство обучения и одновременно как субъект процесса обучения.

Наглядные средства обучения.

Наглядные СО на уроках изо незаменимы, учитывая визуальный характер предмета. До 90% визуальной информации поступает через органы зрения. Использование наглядности Я. Коменский назвал «золотым правилом дидактики», а К. Ушинский утверждал, что для восприятия органами зрения должно быть предоставлено всё, что только может быть предоставлено.

В качестве С наглядности на уроках изо используются реальные объекты и дидактические С наглядности. Реальные объекты – незаменимый визуальный материал для уроков изображения с натуры (объекты природы, предметы (посуда, игрушки,) транспорт, архитектура и др.) и для уроков восприятия искусства (произведения художников и их воспроизведения). Эти С наглядности ис-пользуются в процессе обучения изо, не были созданы именно для этого. Ди-дактические С наглядности функционируют исключительно в рамках учебного процесса. Выделяют:

* объёмные (модели (гипсовые и др.), макеты, муляжи, чучела и др.);

* плоские (рисунки, таблицы, схемы и др.);

* экранные (статические (слайды) и динамические (видео, кино), среди них – визуальные, аудиовизуальные).

Некоторые исследователи рассматривают С наглядности шире, включая в классификации по внешним признакам:

* печатные (репродукции, иллюстрации, схемы, таблицы);

* экранные, экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи).

Технические средства обучения.

Современный школьный кабинет ИЗО невозможно представить без технических устройств, поэтому, кроме специального художественного образования, учитель должен иметь основательную подготовку к работе с интерактивной, проекционной и видеоаппаратурой.

В составе оборудования кабинета ИЗО, кроме упомянутых компьютеров, должна использоваться и другая техника:

телевизор цветной, с плоским экраном;

видеоаппаратура;

музыкальный центр;

мультимедийный проектор;

диапроектор;

графопостроитель.

К каждому элементу технического оборудования кабинета ИЗО прилагается гарантийная и техническая документация, которая хранится в отдельной папке.

Применение на уроке мультимедийных средств обучения поднимает качество обучения изобразительному искусству на новый уровень, так как визуально представленная информация воспринимается нынешним поколением школьников быстрее и охотнее, чем текстовая или речевая.

Роль ИКТ в современном художественном образовании, в развитии образного и логического мышления, пространственного представления младших школьников. Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.

Применение ИКТ в системе уроков изобразительного искусства дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым, помогает открывать для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.

Презентация играет огромную роль в подаче информации т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации. Ее можно использовать на любом уроке, любому учителю - предметнику. Презентация - особая мультимедийная форма представления информации. В слайд можно вставить: текст, диаграмму, таблицу, рисунок, звук и т.д.

Классификация наглядных пособий.

Наглядные пособия – особая группа средств обучения, в силу визуального характера ИЗО широко в нем применяющаяся. НП делятся на: объёмные (модели, коллекции и др.), печатные пособия (картины, плакаты, портреты, таблицы, и др.), проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.). Современными НП принято считать мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники. НП в преподавании ИЗО наиболее часто демонстрируются для решения следующих задач:

* ознакомления с объектами изучения и явлениями, которые не могут быть воспроизведены в классе (например, фотографии архитектурных памятников, гербарии растений и др.);

* представление об изменении характеристик явления или процесса (модели Сапожникова для наблюдения явлений перспективных сокращений круга или квадрата);

* показа этапов изготовления, проектирования или использования предмета или явления;

* ознакомления с историей науки и перспективами её развития.

В классификации Н.П. Никаноровой НП для уроков ИЗО бывают натуральные и изобразительные. Изобразительные НП включают разнообразных видов оригиналы и воспроизведения произведений искусства (копии, репродукции, фотографии), а также рисунки детей и изображения дидактического характера. К натуральным НП, в данном случае, относятся и объекты искусственного характера: чучела птиц и животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии и т.д. Н.П. Никанорова вводит определение натурного фонда: «Натурный фонд – это натуральные НП,предназначенные для обучения предмету». В натурный фонд включают реальные предметы и модели:

* предметы быта (посуда, игрушки, изделия народных промыслов, инструменты, предметы мебели и их модели и др.);

* драпировки и иной текстиль (полотенца и др.);

* чучела птиц и животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии и др.;

* модели, воспроизводящие внешний вид головы и фигуры человека, их частей; архитектурных деталей, скульптурных произведений, предметов, геометрических тел и др.;

По классификации ряда авторов в преподавании ИЗО применяется группа средств, отно­симых к учебно-наглядным пособиям: коллекции, модели, печатные таблицы, репродукции.

Коллекции являются эффективным средством обучения, представляют собой наборы предметов или веществ, подобранных по определённым признакам и используемых в качестве раздаточного материала. Например, коллекции пигментов и красителей, коллекции образцов минералов, коллекции раковин моллюсков, коллекции препаратов насекомых и др. Каждый предмет в коллекции располагается в определённом месте коробки (листа картона, бумаги, фа­неры) вместе с наименованием и пояснением. На уроках ИЗО коллекции применяются при ор­ганизации занятий рисования с натуры, бесед и восприятии эстетического в объектах действи­тельности, а также могут быть объектом практической деятельности учащихся (например, кол­лекции приемов акварельной живописи). К их изготовлению (при выполнении специальных творческих работ и последующей защите) могут привлекаться учащиеся.

Модели в преподавании ИЗО кроме обычного значения (демонстрационная модель) име­ет и специальное значение. Моделью называется предмет, предназначенный для изображения его с натуры. В этом смысле моделью может служить любой предмет, включая позирующего человека. Иногда модель для рисования с натуры называют просто «натура».

Модели, воспроизводящие внешний вид объекта, наиболее часто применяются в препо­давании ИЗО. В этом качестве служат разнообразные натуральные объекты и предметы, а также их воспроизведения. Они представляют собой объекты в уменьшенном (модели архитектурных деталей, фигур животных или человека) или увеличенном (гипсовые модели частей лица Дави­да) виде. В некоторых случаях модели могут изготавливаться учащимися в предметных круж­ках. Они могут быть выполнены из бумаги, картона, пластика (модели гипсовых тел, архитек­турных сооружений), из проволоки (модели Сапожникова), из дерева (модели Дюгаои). Из­вестны модели из глины, гипса, парафина, папье-маше и др. Изготовление модели может быть творческой работой ученика, склонного к данному роду деятельности.

Модели выступают объектом изображения с натуры; предметом, входящим в наборы предметов для занятий инсталляцией; предметом деятельности на занятиях бумагопластикой или на других занятиях по конструированию.

Печатные пособия применяются в дополнение к натуральным объектам и моделям. К их числу относят репродукции, учебные таблицы, схемы, рисунки и др.

Репродукции произведений живописи и графики; фотографии произведений скульптуры, архитектуры, дизайна; фотографии природных объектов, людей, мира живой природы – важный компонент средств наглядности на уроках ИЗО. Они предназначены для восприятия, копирова­ния, изучения. Формирование фонда таких УНП – одна из задач учителя ИЗО. Их перечень соот­носится с содержанием программы курса, а размер – с характером применения (фронтальный или индивидуальный). Печатные таблицы, плакаты и репродукции большого размера, предназначен­ные для фронтальной работы, хранятся в подвешенном состоянии в специальных защищенных от солнечных лучей местах. Небольшого размера изображения хранятся в папках, ящиках, коробках, иногда входят в раздаточные комплекты заданий.

Учебные таблицы, схемы, рисунки и др. печатные пособия учебно-методического характера предназначены для визуализации знаний из области ИЗО. Наиболее распространенными являются: таблицы для изучения: пропорций, линейной и воздушной перспективы, конструктивного рисунка разнообразных предметов, светотени. Такие пособия, применяющиеся в практике преподавания, содержат изображения из соответствующих книг, иногда, наряду с рисунком, воспроизводят про­изведение искусства, наиболее ярко иллюстрирующее применение конкретного знания.

Особенности формирования натурного фонда по видам и жанрам изобразительного искусства.

Н.П. Никанорова вводит определение натурного фонда: «Натурный фонд – это натураль­ные НП, предназначенные для обучения предмету». В натурный фонд включают реальные предметы и модели:

предметы быта (посуда, игрушки, изделия народных промыслов, инструменты, предметы мебели и их модели и др.);

драпировки и иной текстиль (полотенца и др.);

чучела птиц и животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии и др.;

модели, воспроизводящие внешний вид головы и фигуры человека, их частей; архитектурных деталей, скульптурных произведений, предметов, геометрических тел и др.;

Требования к натурному фонду как специфическому виду средств обучения:

соответствие учебной программе курса (например, кувшины фонда предметов быта должны быть не только разнообразной формы, размера, но и цвета, поскольку наряду с учебной про­блемой «форма» в программу входят и ряд дидактических задач учебной проблемы «цвет»);

обеспечение системы обучения от легкого к трудному, от простого к сложному на протяже­нии всего учебного курса дисциплины (например, муляжи овощей и фруктов натурного фон­да должны быть и простого, и составного, и сложного цветов и др.);

участие в формировании художественного вкуса и эстетического отношения к окружающей действительности (например, драпировки и другие предметы фонда должны быть красивы по цвету, фактуре и др., быть чистыми и несмятыми, не оскорблять вкуса учащихся, предме­ты китча исключаются из натурного фонда в средней школе);

наличие четких и ясных по форме, цвету и конструкции разнообразных по размеру и номенклатуре предметов (следует избегать вычурности форм, фактур и цветов предметов натурного фонда).

Предметы натурного фонда в основном применяются на занятиях рисованием с натуры. Однако применение предметов натурного фонда для занятий рисованием по памяти, тематиче­ским рисованием также практикуется. На углубленном уровне преподавания предметы натур­ного фонда применяются также для выполнения заданий по композиции (инсталляции, зарисов­ки и наброски).

Вариативность современных учебно-методических пособий по курсу «Изобразительное искусство».

Шпикалова Т.Я. – главная цель программы – способствовать воспитанию высокохудожественно – образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей задатков ребенка. Авторский коллектив программы соединяет в интегрированном курсе изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и песни, исходя из народного творчества. Структура программы не обычна, содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй – устному народному творчеству. Народное ДПИ включает следующие разделы учебного курса: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира, строение и виды; народный орнамент России, творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и ДПИ. Устное народное творчество включает следующие разделы: учебный материал для восприятия на слух; учебный материал для самостоятельного чтения; фольклорные праздники. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю предоставляется большие возможности для педагогического и художественного творчества при подготовке и проведении таких форм урочной работы как уроки обобщающего типа, уроки – праздники, как формы коллективной работы, уроки формотворчества и экспериментирования. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы младших школьников на уроках.

Кузин В.С. и Кубышкина – разработали учебник по ИЗО, переработанный в соответствии с современными общеобразовательными стандартами и программой по ИЗО для четырехлетней начальной школы. Первая часть учебника называется «Учимся рисовать» - посвящена практической стороне обучения школьников, основам ИЗО грамоты, рисования с натуры, тематическое рисование, живопись, композиция, лепка, декоративная работа, аппликация. Вторая часть «Волшебный мир» - из нее школьники узнают о видах и жанрах ИЗО искусства, о выдающихся русских художниках. К учебникам выпускаются рабочие тетради для 1-4 классов, а так же пособие для учителя, в котором даются краткие рекомендации по ведению урока.

Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс.» поставленные им задачи направлены на эстетическое развитие учащихся, повышение интереса к ИЗО искусству, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей учащихся, направлены на изучение традиционной русской культуры. Является целостным интегрированным курсом, включает в себя все основные виды: живопись, графика, скульптура, народное декоративное искусство, архитектура, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Включает в себя три вида худ.деятельности: конструктивные (архитектура, дизайн), изобразительные(живопись, графика, скульптура), декоративно прикладные. Смысловой стержень программы - роль искусства в жизни общества. Прослеживается связь с музыкой, литературой, историей, трудом.С целью опыта худ. Общения предусмотрены коллективные занятия. 1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» игровая, образная форма приобщения. 2 класс-«Ты и искусство» 3 класс «Искусство вокруг нас»приобщение к культуре своего народа.4 класс-«Каждый народ художник».

73. Современные требования к уроку иностранного языка.

Методическое содержание урока.

Урок – основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Особенность урока ИЯ заключается в том, что он – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи уроков.

Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями к уроку иностранного языка являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий, ситуативность обучения, новизна.

Коммуникативность. Если необходимо научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения (коммуникации). Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных условиях.

Индивидуализация. Любой человек есть индивидуальность со всеми присущими ей особенностями. В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Она тесно связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Нельзя эффективно обучать речевой деятельности, не обращаясь к индивидуальности учащегося. Следовательно, учителю необходимо изучить учеников класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивационную сферу и многое другое. Сложность заключается в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений и их организации. Не только содержание обучения, но и одни и те же приемы и методы по-разному влияют на учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. Например, парная работа не даст никакого эффекта, если «собеседники» данной пары не питают симпатии друг к другу; бессмысленно предлагать классу задание – обращаться с вопросами к ученику, если речевой статус его в коллективе низок; не стоит подгонять флегматика или предлагать индивидуальное задание тому, кто по характеру общителен и любит беседу в группе.

Индивидуализированные задания удобно задавать на дом. В этом случае происходит сочетание индивидуального обучения с групповым: ученик рассказывает в классе то, что выучил дома. Поскольку его товарищи не знакомы с содержанием его рассказа, то интересно и им, и рассказчику. Такая работа используется и в качестве речевой зарядки на уроке.

Речевая направленность. Речевая направленность, прежде всего, означает практическую ориентацию урока. Именно практической речевой деятельности следует посвящать почти все время урока. Каждый урок должен решать какие-то конкретные практические задачи и приближать ученика к его цели; не только учителю, но и ученикам надо знать, каким речевым навыком или каким умением они овладеют к концу урока.

Ситуативность. Ситуативность обучения иностранному языку требует, чтобы все произносимое на уроке как-то касалось собеседников – ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений. Ситуативность – это и есть соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники. Ситуативность – условие, жизненно важное для обучения говорению. Ситуация это стимул к говорению. Сущность ситуативности показывает, что ее реализация немыслима без личностной индивидуализации, так как создание на уроке ситуаций как системы взаимоотношений возможно только при хорошем знании потенциальных собеседников, их личного опыта, контекста деятельности, интересов, чувств и статуса их личности в коллективе класса. Итак, ситуативность как компонент методического содержания урока определяет следующие положения:

ситуация общения на уроке может быть создана лишь в том случае, если она будет основываться на взаимоотношениях собеседников (учеников и учителя);

каждая фраза, произносимая на уроке, должна быть ситуативной, т.е. соотноситься с взаимоотношениями собеседников;

ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования навыков, т.е. в подготовительных упражнениях (лексических и грамматических).

Новизна. Иностранным языком невозможно овладеть только путем интенсивного заучивания, поскольку это, во-первых, неэффективно: можно выучить массу диалогов и текстов и не уметь говорить на иностранном языке, а во-вторых, неинтересно. При обучении говорению на иностранном языке принцип новизны предполагает постоянную вариативность речевых ситуаций, которая нужна для того, чтобы подготовить учащегося к «встрече» с любой новой ситуацией, а не только с той, которая встречалась на уроке. Достигается такое умение путем постоянного варьирования речевых ситуаций, путем замены в речевой ситуации каждый раз какого-то нового компонента: речевой задачи, собеседника, количества собеседников, взаимоотношений собеседников, события, которое меняет эти взаимоотношения, характеристики собеседника или какого-то объекта, предмета обсуждения и т.п. Все это необходимо для того, чтобы обучать общению в адекватных условиях.

Новизна как компонент методического содержания урока иностранного языка является одним из главных факторов, обеспечивающих интерес учащихся. Здесь имеется в виду новизна содержания учебных материалов, новизна формы урока (урок-экскурсия, урок-пресс-конференция), новизна видов работы, - иначе говоря, постоянная (в разумных пределах) новизна всех элементов учебного процесса.

А также высокая активность умственно речевой деятельности учеников. Задание учителя заключается в привлечении их к активной внутренней и внешней речевой деятельности и поддержанию ее в течение урока.

Разнообразная форма работы учеников. Особенный эффект дает сочетание индивидуальных форм работы с коллективными. Коллективными формами работы является: кооперативная учеба, учеба в игре, дискуссия, метод проектов и другие.

Мотивационное обеспечение учебной деятельности. Материалы что используются на уроке, должны быть интересными, отвечать вкусам учеников. Приемы работы с учебным материалом также должны привлекать учеников.

Комплексность урока.

Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них.

Урок как звено в цепи уроков по теме.

Особенность урока ИЯ заключается в том, что он - не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи уроков. В этом цикле уроков осуществляется динамика учебного процесса: то, что было целью предыдущего урока, становится средством последующего, что обусловливает тесную взаимосвязь уроков и обеспечивает поступательное движение к конечным учебно-воспитательным целям

Воспитательный и образовательный потенциал урока.

Образовательный потенциал урока иностранного языка включает в себя несколько аспектов: познавательный, развивающий, воспитательный, учебный.

Познавательный аспект проявляется через создание атмосферы иноязычного общения на уроке. Это необходимо, поскольку на уроке происходит познание культуры народа через знания о строе, о закономерностях развития и функциях языка как средства общения, через познание норм речевого этикета страны изучаемого языка (вербальных и невербальных), осознание статуса и роли английского языка в мире. Познавательный аспект реализуется на уроке ИЯ, прежде всего, через общение учащихся с учителем как ретранслятором и интерпретатором культуры другого народа. Кроме того, предполагается использование:

– учебных аутентичных текстов, которые демонстрируют и помогают понять менталитет народа страны изучаемого языка;

– справочно-энциклопедической и научной литературы;

– комментариев к фактам культуры;

– предметов реальной действительности, используемых в стране изучаемого языка (фотоснимков, слайдов, программ ТВ, этикеток товаров, плакатов, картин, символики, путеводителей и т. д.);

– художественной литературы в качестве источника культуроведческой информации о традициях, обычаях, образе жизни народа;

– средств массовой информации (теле- и радиопередач, газет, журналов) в качестве источника актуальной оперативной информации.

Развивающий аспект проявляется в том, что на уроке происходит развитие способностей к овладению и осуществлению речевой деятельности, общения, учебной и других видов деятельности человека. Однако развивающий потенциал урока ИЯ может реализоваться лишь в том случае, когда ученик видит личностный смысл в овладении ИЯ. Чтобы это произошло, необходимо соблюсти ряд условий. Во-первых, учитель и ученик должны стать речевыми партнёрами; во-вторых, при планировании урока учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся данного класса; в-третьих, у учащихся должен появиться мотив к изучению ИЯ и иноязычной культуры, интерес к открытию новых культурных ценностей, непосредственный доступ к которым дает изучение ИЯ; в-четвертых, вхождение в мир иностранной культуры способствует развитию личности ученика как субъекта родной культуры, т. к. формирование человека духовного происходит в диалоге культур. Кроме того, в процессе изучения ИЯ развиваются мышление, память, внимание, психические функции. Выполняемые учениками задания вносят вклад в культуру умственного труда, развивают такие специфические умения, как умение работать со словарями и справочной литературой, фонограммой и компьютерной программой. Ученики получают навыки самостоятельной работы, что создает предпосылки для развития потребности в самообразовании.

Воспитательный потенциал урока ИЯ трудно переоценить, поскольку в процессе постижения иноязычной культуры происходит формирование нравственных качеств человека духовного, таких как гуманизм, интернационализм, патриотизм, нравственная и эстетическая культура. Как известно, учебная деятельность представляет собой взаимосвязь деятельности учителя (преподавание) и деятельности учащихся (учение). При проведении уроков ИЯ решающим фактором является обеспечение взаимодействия этих видов деятельности. Для его возникновения необходимы определённые условия. Они связаны, прежде всего, с профессиональными и личностными качествами учителя. Помните, что личность

может воспитать только личность. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель только имеет любовь к ученику, как мать, отец, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» [9, 42]. Основой педагогического мастерства учителя является не только его профессиональная подготовка, но и постоянный творческий поиск, направленный на улучшение преподавания ИЯ, изучение новых работ по методике и смежным наукам. Самостоятельные наблюдения и находки стимулируют желание учителя сообщать учащимся что-то новое, проверять эффективность современных приёмов и способов обучения. Такие творческие устремления учителя всегда вызывают ответный интерес у учащихся, резко повышают качество усвоения всего изучаемого материала. Вторую сторону учебно-воспитательного процесса составляет деятельность учащихся. Основное требование успешности учения состоит в том, что учащиеся должны проявлять интерес к изучаемому предмету, стремиться овладеть ИЯ как средством общения. Итак, сущность урока состоит в организации взаимодействия деятельности учителя и учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока. Иными словами, «на уроке должно осуществляться педагогическое общение» [2, 21]. Конкретной формой проявления этой сущности являются учебные действия, т. е. упражнения. Каждое упражнение представляет собой единство ближайшей цели и действий (учителя и учащихся) по их достижению. Именно в системе упражнений сущность урока выступает в своей реальной форме.

Учебный аспект предполагает овладение на уроке ИЯ умениями РД (говорения, чтения, аудирования, письма) как средством общения, а также само умение общаться. Кроме того, в учебный аспект включается ещё одна группа умений – умения учиться. Учитель должен снабжать учеников памятками как средствами развития умения учиться.

Наши рекомендации