Познавательные способности, индивидуальный темп познавательной деятельности и тип реагирования учащегося на неудачу как значимые ориентиры в реализации индивидуального подхода.
И.М. Чередов сформулировал критериальную базу уровней обученности учащихся. Так к группе с высоким уровнем обучаемости относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время. Сюда же включаю и учащихся со средними учебными возможностями, но достаточно сильной мотивацией учения и высоким уровнем познавательного интереса к предмету.
Ученики среднего уровня обучаемости усваивают учебный материал после тренировочной работы; выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных тренировочных упражнений, умеют увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обучаемости.
Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объеме, затрудняются в выделении существенного, закономерного, после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.
При дифференцированном подходеудачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся:
· созданиедля ученика ситуации успеха и уверенности;
· сотрудничество учителя и ученика;
· создание для ученика ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;
· возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;
· учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;
· тематический учет знаний;
· использование метода малых групп;
· логическая обусловленность своевременности контроля;
· гарантирование ученику права на повышение оценки;
· соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
· поощрение ученика;
· соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
Психология общения
Феномен общения, его функции, виды закономерности(Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие педагогической деятельности. Коммуникация: ее структура, средства, условия эффективной коммуникации. Психология процесса межличностного восприятия и понимания. Механизмы соц перцепции:идентификация, эмпатия, аттракция, соц рефлексия и их значение в в пед общ.Понятие каузальной атрибуции. Стереотипизация в пед.общ. «Субъект-субъектные отношения» как основа педагогического общения. Структура, механизмы и условия эффективной коммуникации. Стили профессионально-педагогического общения и их влияние на учебную деятельность и развитие личности младшего школьника.
Педагогическое общение имеет ряд функций, отражающих его содержание и обусловленных ему присущими закономерностями, ролью в педагогическом процессе, изменениями в социально-экономической и политической сфере общества, реформированием школы.
Восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) — это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований.
Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений.
Функция организации деятельности способствует развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в системе субъектно-объектных отношений.
Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности.
Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания.
Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деятельности. Обмен ролями— это функция общения, направленная на социализацию личности школьника через смену социальных ролей.
Сопереживание — уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся.
Средства общения это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Все средства общения делят на две группы: вербальные(речевые) и невербальные (неречевые).
Вербальное общение – осуществляется с помощью слов. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Речь бывает монологическая и диалогическая.
Невербальное общение – информация передаётся с помощью несловесных знаков. Знак – любой материальный объект, который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Невербальные элементы общения:
1) Позы, жесты, мимика (общая моторика, отображающая эмоциональные реакции человека)
2) Паралингвистика или просодика (особенности произношения, тембр голоса, его высота, громкость, темп речи, паузы между словами и др.)
3) Проксемика (специальная область, занимающаяся нормами пространства и времени организации общения)
4) Визуальное общение - контакт глаз (специфическая знаковая система, имеющая место в визуальном общении)
Коммуникация — явление сложное, многогранное и многоэлементное.
Основные элементы в структуре коммуникации. Это:
Отправитель
Получатель
Сообщение
Канал коммуникации - это своеобразное средство передачи информации. Слова (а если быть совсем точным, то смысл слов и предложений) передаются с помощью вербального канала; звуки, интонация, тон и тембр — с помощью вокального; внешний вид, жестикуляция, пантомимика и микромимика — с помощью невербального и т.д.
Эффект - Это может быть обдумывание информации, согласие, несогласие, агрессия, непонимание.
Обратная связь - ответная реакция
Барьеры коммуникации - помехи, которые искажают смысл сообщения, препятствуют эффективному общению. Это могут быть объективные барьеры, например, шум ремонтных работ, мешающий спокойному и конструктивному обсуждению вопросов. Или субъективные барьеры, например, незнание собеседником терминологии, которую вы используете в беседе.
Контекст - Это обстановка, условия, внешняя среда, конкретная ситуация, в рамках которой происходит коммуникация между субъектами.
Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально значимых функций - взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения: а) типа коммуникативных личностей, 6) восприятия смысловой и оценочной информации и в) целенаправленного воздействия друг, на друга. Для эффективности межличностной коммуникации наиболее оптимальными вариантами этих условий являются следующие: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей, б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, в) воздействие через убеждение.