Лабораторное занятие №2 (1час)

КАЗПОТРЕБСОЮЗ

КАРАГАНДИНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ИВС

Лабораторный практикум

По курсу «ИНФОРМАТИКА»

Для студентов всех специальностей

Караганда - 2010

Кафедра Информационно-вычислительных систем.

Автор: Муканова Ж.А., ст.преп. кафедры ИВС

Рецензент: Омарова Ш.Е., к.э.н., профессор кафедры ИВС

Лабораторный практикум по курсу «Информатика» обсужден на заседании учебно-методического семинара кафедры.

Протокол № _2_ от _7_ _октября__ 2010 г.

Рекомендован к опубликованию научно-методическим и редакционно-издательским Советом КЭУ.

 
  Лабораторное занятие №2 (1час) - student2.ru

Содержание

Тема 1: «Информация и информационные процессы». 4

Тема 2: «Булева алгебра. Логические операции». 8

Тема 3: «Графы и деревья». 13

Тема 4: «Архитектура компьютера». 20

Тема 5: «Системы счисления». 28

Тема 6: «Организация машины. Хранение информации». 40

Тема 7: «Алгоритмы. Основы разработки алгоритмов». 45

Тема 8: «Структуры данных. Блок-схемы». 53

Тема 9: «Языки программирования». 59

Тема 10: «Парадигмы программирования». 63

Тема 11: «Основные элементы языка программирования Visual Basic for Application (VBA)». 66

Тема 12: «Операторы, выражения, операции». 69

Тема 13: «Операторы управления». 73

Тема 14: «Программирование циклов». 77

Тема 15: «Основные элементы операционных систем». 82

Тема 16: «Утилиты». 85

Тема 17: «Текстовый редактор Word». 88

Тема 18: «Табличный процессор Exсel. Работа с таблицами». 107

Тема 19: «Функции в Exсel». 119

Тема 20: «Работа со списками данных в Exсel». 121

Тема 21: «СУБД Access. Создание таблиц в Access». 124

Тема 22: «Разработка запросов в Access». 133

Тема 23: «Разработка форм и отчетов в Access». 135

Тема 24: «Работа с пакетом PowerPoint». 139

Тема 25: «Локально-вычислительные сети». 143

Тема 26: «Глобальная сеть Internet». 147

Тема 27: «Графические системы». 153

Тема 28: «Работа с графическими приложениями». 157

Тема 29: «Работа в среде графической программы». 161

Тема 30: «Основы защиты информации». 167

 
  Лабораторное занятие №2 (1час) - student2.ru

Лабораторное занятие №1 (1час)

Тема: «Информация и информационные процессы»

Цель занятия: Изучить структуру информатики, виды и свойства информации, информационные процессы

Задание:

1. Рассмотреть информатику как единство науки и технологии и изучить структуру информатики.

2. Ознакомиться с видами и свойствами информации. Привести структуру информации

3. Измерить объем информации

4. Дать характеристику информационным процессам. Произвести операции с данными

5. Изучить носители данных

6. Составить отчет

Теоретические сведения

Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.

Теперь остановимся на основных информационных процессах.

Поиск.

Поиск информации - это извлечение хранимой информации.

Методы поиска информации:

· непосредственное наблюдение;

· общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

· чтение соответствующей литературы;

· просмотр видео, телепрограмм;

· прослушивание радиопередач, аудиокассет;

· работа в библиотеках и архивах;

· запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

· другие методы.

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска - вот умения, которые становятся решающими на пороге третьего тысячелетия.

Сбор и хранение.

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить.

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.

Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).

ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней.

Передача.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю.

Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи.

Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.

Деятельность людей всегда связана с передачей информации.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. Наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология.

Лабораторное занятие №2 (1час) - student2.ru

Рисунок 1.1. Процесс передачи информации

Каналы передачи сообщений характеризуются пропускной способностью и помехозащищенностью.

Каналы передачи данных делятся на симплексные (с передачей информации только в одну сторону (телевидение)) и дуплексные (по которым возможно передавать информацию в оба направления (телефон, телеграф)). По каналу могут одновременно передаваться несколько сообщений. Каждое из этих сообщений выделяется (отделяется от других) с помощью специальных фильтров. Например, возможна фильтрация по частоте передаваемых сообщений, как это делается в радиоканалах.

Пропускная способность канала определяется максимальным количеством символов, передаваемых ему в отсутствии помех. Эта характеристика зависит от физических свойств канала.

Для повышения помехозащищенности канала используются специальные методы передачи сообщений, уменьшающие влияние шумов. Например, вводят лишние символы. Эти символы не несут действительного содержания, но используются для контроля правильности сообщения при получении.

С точки зрения теории информации все то, что делает литературный язык красочным, гибким, богатым оттенками, многоплановым, многозначным,- избыточность. Например, как избыточно с таких позиций письмо Татьяны к Онегину. Сколько в нем информационных излишеств для краткого и всем понятного сообщения «Я Вас люблю!»

Обработка.

Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Таблица 1.1. Примеры обработки информации

Примеры Входная информация Выходная информация Правило
Таблица умножения Множители Произведение Правила арифметики
Определение времени полета рейса "Москва-Ялта" Время вылета из Москвы и время прилета в Ялту Время в пути Математическая формула
Отгадывание слова в игре "Поле чудес" Количество букв в слове и тема Отгаданное слово Формально не определено
Получение секретных сведений Шифровка от резидента Дешифрованный текст Свое в каждом конкретном случае
Постановка диагноза болезни Жалобы пациента + результаты анализов Диагноз Знание + опыт врача

Обработка информации по принципу «черного ящика» - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

«Черный ящик» - это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.

Лабораторное занятие №2 (1час) - student2.ru

Рисунок 1.2. Обработка информации по принципу «черного ящика»

Использование.

Информация используется при принятии решений.

· Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение.

· Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими.

· Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире.

Компьютерная грамотность предполагает:

· знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

· Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов;

· умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная культура пользователя включает в себя:

· понимание закономерностей информационных процессов;

· знание основ компьютерной грамотности;

· технические навыки взаимодействия с компьютером;

· эффективное применение компьютера как инструмента;

· привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями;

· применение полученной информации в практической деятельности.

Защита.

Защитой информации называется предотвращение:

· доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ);

· непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации.

Более подробно о защите информации мы остановимся далее.

Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий.

Контрольные вопросы.

1. Поиск какой информации вы осуществляете при работе со словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим?

2. Назовите, какие методы поиска информации использовал Шерлок Холмс в своей работе?

3. Является ли поиск решения конкретной математической или физической задачи поиском информации?

4. Опишите процедуру вашего поиска в виде последовательности действий.

5. Что такое эвристический метод поиска информации?

6. Как люди могут узнать о жизни своих предков, живших много лет назад?

7. Как хранится информация на фотопленке? В каком виде представлена эта информация?

8. Приведите примеры передачи информации в природе и обществе.

9. Приведите примеры из истории и литературы, когда при передачи информация преднамеренно искажалась. К чему это привело?

10. На уроке информатики. Вовочка (думает: «Очень хочется пить!») говорит: «Вера Ивановна, можно выйти?» Вера Ивановна (думает: «Наверное, он не знает урока и надеется, что за оставшиеся 5 минут до конца урока я не успею его спросить».) говорит: «Вовочка к доске!» Определите в данном примере источник информации, кодирование и декодирование, канал связи, приемник информации, помехи м причину их возникновения.

Лабораторное занятие №2 (1час)

Наши рекомендации