Воспитательные функции детского коллектива

Понятие «детский коллектив». Функции коллектива. Типы и структура детского коллектива. Виды (уровни) отношений в детском коллективе. Этапы развития коллектива. Понятия «группа» и «коллектив»; первичные и вторичные коллективы. Методы работы воспитателя в зависимости от уровня развития группы. Пути и средства формирования детского коллектива в группе младших школьников.

Детский коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:

организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды),
организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы),
организованные на основе игровой или других видов деятельности по месту жительства
По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными.
Первый уровень (вид) образует совокупность межличностных отношений непо­средственной зависимости (персональных (личностных)отно­шений). Они проявляются в эмоциональной привлекательно­сти или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вку­сов, большей или меньшей внушаемости.Второй уровень (вид) образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские (деловые) отношения). Они проявляются как отношения между участниками совме­стной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, от­дыху.Третий уровень образует систему связей, выражаю­щих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационныеотношения): мотивы, цели, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной дея­тельности. На самой высокой стадии развития коллектива происходит коллективистская идентификация – форма гуман­ных отношений, возникающая в совместной деятельности, при которой проблемы одного из группы становятся мотивами поведения других: у нашего сотоварища возникла проблема, мы должны ему помочь (поддержать, защитить, посочувство­вать и т. п.).В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед коллекти­вом и коллектива перед каждым членом. Добиться гармонич­ного сочетания всех видов отношений в детском коллективе сложно: избирательность членов коллектива друг к другу, к различным видам деятельности, их содержанию, средствам и методам достижения цели будет существовать всегда. Воспи­татель учит терпеливо относиться к недостаткам других, про­щать неразумные действия, нанесенные обиды, быть толе­рантным, сотрудничать и помогать друг друга. Развитие коллектива



Первая стадия – начальная.Она характеризует процесс создания формальной внешней целостности коллектива. На этой стадии люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Руководитель, в свою очередь, изучает личный состав коллектива.В этот период начинается адаптация членов коллектива к условиям труда, друг к другу, к руководителю и его требованиям. В стиле управления руководителя преобладает волевая сторона.Руководитель знакомит коллектив с задачами подразделения, ближними и перспективными целями, распределяет обязанности с учетом подготовленности и личных склонностей сотрудников, определяет режим работы и организует его строгое выполнение.Особое внимание в этот период руководитель должен уделять контролю за исполнением своих решений и заданий. Именно на этой стадии у членов коллектива формируется чувство ответственности, точность и аккуратность при выполнении работы.Руководитель также изучает индивидуальные особенности сотрудников, привлекает наиболее сознательных и инициативных к решению общественных задач коллектива.Вторая стадия – дифференцирование.На этой стадии на основе общности интересов и склада характеров формируются малые группы, различные по своей ориентации к руководителю и к задачам коллектива. Из наиболее сознательных и деятельных людей формируется актив, который раньше других осознает общественную значимость задач коллектива, необходимость предъявляемых руководителем требований и оказывает ему поддержку.Однако подлинного единства пока еще нет. Добросовестные, но пассивные исполнители соблюдают дисциплину, выполняют задания руководителя, но не проявляют инициативы и активности в поддержке действий администрации. Могут выявиться и дезорганизаторы, отрицательно настроенные к работе и действиям руководителя.На этой стадии руководитель, опираясь на актив, должен вести борьбу с дезорганизаторами и лодырями, формировать общественное мнение, активизировать добросовестных исполнителей, воспитывать высокую сознательность у членов коллектива. Завершение этой работы будет означать переход на качественно новую ступень развития коллектива. Важным признаком второй стадии развития является увеличение числа решений, принимаемых руководителем с привлечением подчиненных. Третья стадия – интегрирование.На этой стадии создается коллектив с единством интересов и целей, сознательной дисциплиной. Все члены коллектива усваивают требования руководителя, теперь весь коллектив требует от каждого.На этой стадии руководитель должен изменить тактику руководства. Если на начальной стадии он выступал по отношению к подчиненным как внешняя сила, как организатор формирования и развития коллектива, то теперь эту роль берет на себя коллектив, а руководитель является авторитетным представителем и выразителем его интересов.Роль руководителя на этой стадии заключается в организации трудовых процессов и в тактичном регулировании социальной жизни коллектива, в прогнозировании и определении путей развития коллектива. Стадией интегрирования не заканчивается развитие коллектива. Он должен развиваться постоянно, во всей полноте своих функций, так как застой в развитии приведет к распаду коллектива.Рассмотренные стадии развития коллектива являются типичными, характерными для всех коллективов. Но темпы и сроки прохождения отдельных стадий могут быть различными, так как они зависят от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.Тактика руководства в зависимости от стадии развития должна гибко меняться.Не разобравшийся в обстановке руководитель может стать причиной замедления развития или распада коллектива. Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и тому подобные общности». Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. В результате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив в целом. Коллектив - взаимодействия опосредуются личностно-значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет). В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. К числу признаков коллектива относится: 1. Сознательный характер объединения людей. 2. Единство общих и личных целей членов коллектива. 3. Относительная устойчивость, деятельность функционирования. 4. Чёткая организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений. 5. Наличие органов координации деятельности (органов самоуправления). 6. Общепринятые нормы поведения и общие ценности, ориентации (ценностно-ориентированная единство). 7. Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат. 8. Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта. 9. Сплочённость. 10. Коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы. 11. Межличностные отношения являются коллективистскими, т. е. определяется через отношение к общему делу. Ученический коллектив учебно-воспитательный. Его цель - овладение определенной суммой знаний, профессиональными умениями, навыками, формирование способностей и социально полезных качеств личности. Методика организации и воспитания ученического коллектива базируется на двух аспектах: Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность; во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.   24. Сущность и основные категории управления образовательными системами Предмет управления образовательными системами. Менеджмент. Функции управления образовательными системами. Принципы управления образовательными системами. Органы управления системой образования. Управленческий труд. Информация в управлении образовательными системами. Методы управления образовательными системами. Менеджмент в педагогике — это управление, руководство, педагогическим производством, его организация. Как уже известно, образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система — это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы, которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего — по месту и функции. Педагогическая система — это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система. Главные задачи педагогического менеджмента: постановка целей, задач; планирование процесса; ресурсное обеспечение процесса; обеспечение высокой мотивации участников; контроль и коррекция процесса; анализ результатов. Функции управления – содержательная роль управленцев ОС. Функции управления образовательными системами: анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности, контроль, регулирование (коррекция). Модели внутришкольного управления ОУ: высший орган – педсовет, директор, замы по ВР, УР начального, среднего звеньев школы, руководители методобъединений. В законе «Об образовании» прописаны основные принципы, по которым осуществляется управление образовательной системой. Принцип гуманизма в образовании подразумевает главенствующее значение интересов человека, его безопасности, здоровья, свободы выбора. Воспитание человека направлено на развитие у него гуманистических взглядов, человеколюбия, бережного отношения к ценностям человечества и к себе. Единство федерального, культурного и образовательного пространства обозначает учет в рамках образовательной программы культурных особенностей наций и народов, проживающих на территории Российской Федерации, защита их культурных ценностей и уважение к традициям. Общедоступность образования подразумевает возможность каждого гражданина Российской Федерации получить образование желаемого уровня, построение системы образования таким образом, чтобы каждый следующий ее этап был доступен выпускникам предыдущего, при условии их добросовестного отношения к обучению и действительного достижения уровня соответствующего стандартам этапа. Светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных системах. Свобода и плюрализм в образовании означает возможность выбора направления образования, образовательного учреждения с учетом его специфики, приоритетных методик и уровнем квалификации педагогов. Демократический, государственно-общественный принцип состоит в учете потребностей общества в области образования, требуемого уровня воспитанности, социальной адекватности, уровня квалификации специалистов, предметной направленности, построение управленческих структур на всех уровнях образовательной системы по демократическим принципам. Автономность образовательных учреждений позволяет им придерживаться собственной политики в организации, не противоречащей законам Российской Федерации в этой сфере. Управленческий труд — это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации. Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего - управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда. Методы управления— это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по: - объекту управления (федеральные, региональные); - субъекту управления (административные, хозяйственные); - целям (стратегические, тактические, оперативные); - механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические); - стилю (авторитарные, демократические, либеральные); - времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).  


Наши рекомендации