Анализ физкультурного занятия тренировочного типа
1. Подготовка к занятию
- наличие плана- конспекта, насколько правильно и тщательно он разработан;
- определите задачи закрепления знаний, умений и навыков;
- какой вид тренировки был применен для решения поставленных задач
2. Организация занятия
- как практически было распределено время на отдельные части занятия;
- какие методы и приемы обучения, способы организации детей на выполнение упражнений были использованы;
- какие приемы словесного метода использовал воспитатель
3. Проведение занятия
- в какой степени решены задачи закрепления двигательных умений и навыков;
- какими приемами осуществлялось регулирование нагрузки в процессе выполнения двигательных действий;
- какова общая и моторная плотность занятия
4. Поведение и состояние детей
- мера организованности и дисциплинированности группы;
- в какой степени проявились активность, инициатива, самостоятельность детей;
- самочувствие детей и их настроение
5. Выполнение требований к воспитателю
- как часто на занятии использовался показ и кто его выполнял;
- умение контролировать самочувствие и поведение детей;
- характер ведения занятия (уверенно, неуверенно)
6. Выводы и предложения по исправлению недочетов и совершенствованию методики проведения занятия
Схема психологического анализа физкультурного занятия
1. Добилась ли воспитатель решения поставленных задач в занятии?
2. Достаточно ли быстро и точно овладела вниманием детей?
3. Какими средствами стремилась поддерживать устойчивое и сосредоточенное внимание детей на протяжении всего занятия?
4. Были ли на занятии невнимательные дети?
5. Как подготовлены дети к усвоению материала? Как было организовано восприятие материала?
6. Сообщались ли детям теоретические сведения о физическом воспитании , в каком объеме?
7. Как и в какой мере решались задачи умственного воспитания?
8. Что сделала воспитатель физической культуры для того, чтобы учебный материал, теоретические сведения были удобны для запоминания?
9. Как решались воспитательные задачи? В какой степени проявились : внимание, активность, инициатива, упорство, целеустремленность, выдержка, дисциплинированность, организованность
10. Соблюдались ли требования педагогического такта во взаимоотношениях с детьми и со сверстниками (тон воспитателя, характер ведения занятия, настроение воспитателя)
Схема анализа сюжетно- ролевого занятия
1.Предварительная подготовка, оформление зала.
2. Использование музыкального сопровождения, костюмов, сказочных героев.
3. Использование оборудование, инвентаря, наглядных пособий.
4. Форма общения с детьми.
5. Сохранение сюжета на протяжении всего занятия.
6. Соответствие учебного материала сюжету занятия.
7. Использование игрового и соревновательного методов ведения занятия.
8. Использование стихов, загадок, считалок.
9. Соблюдение требований педагогического такта во взаимоотношениях с детьми и со сверстниками (тон воспитателя, характер ведения занятия, настроение воспитателя и детей)
10. Ваши выводы и предложения по исправлению недочетов и совершенствованию методики проведения занятия.
Примерная схема анализа проведения подвижных игр
1. Владение методикой проведения подвижных игр:
- создание интереса к игре;
- показ и объяснение правил и содержания;
- определение водящих;
- уравнивание команд;
- руководство игрой ;
- подведение итогов;
- регулирование дисциплины.
2. Рациональность построений и перестроений.
3. Последовательность игр, их соответствие возрасту детей.
4. Приемы регулирования физической нагрузки в соответствии с возрастом и подготовленностью детей.
5. Решение задач обучения, развития и воспитания через игру
6. Подготовка инвентаря и оборудования, атрибутики.
7. Соблюдение техники безопасности.
8. Соблюдение санитарно-гигиенических требований
Приложение 2
Варианты физкультурных досугов/ развлечений
По содержанию и композиции физкультурные досуги/ развлечения могут быть разных вариантов :
Первый строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях
( проводится во всех возрастных группах):
- игры малой и средней подвижности ( 2-3 раза);
- аттракционы, двигательные задания в игровой форме;
- игра соревновательного характера или игра большой подвижности;
- игра малой подвижности
Второй строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях ( проводится со 2 полугодия в средней группе); в основу организации должен быть положен принцип индивидуально- дифференцированного подхода :
- до начала и после выполнения проводятся подвижные игры;
- одна подгруппа детей выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений, вторая - развитие скорости, быстроты реакции.
Третий «Веселые старты»- строится в основном на играх- эстафетах (проводится в старшей и подготовительной группах):
- игра -эстафета (не должно быть более трех этапов);(повторить 3-4 раза);
- аттракционы, не несущие большой нагрузки;
- конкурс считалок, загадок, пословиц;
- эстафеты
Четвертый строится на элементах одной из спортивных игр : баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков (проводится в старшей и подготовительной группах):
- деление группы на две равные по силам команды;
- перед началом игры команды и капитаны приветствуют друг друга;
- обмен вымпелами, выбор площадки или корзины;
- выполнение движений начинается по свистку судьи. В каждом виде движения подсчитываются очки и вывешиваются на табло;
- подведение итогов , награждение
Пятый музыкально- спортивный ( проводится в старшей и подготовительной группах):
- дети под музыку выполняют произвольные движения с разными физкультурными пособиями (лентами, скакалками, обручами, мячами);
- воспитатель напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить целую музыкальную композицию : предлагается прослушать мелодичную музыку после прослушивания воспитатель предлагает ; придумать композицию, состоящую из разных произвольных движений
- проведение подвижной игры;
- дети двигаются под музыку