Образец стилистического анализа научного текста
Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
(Энциклопедический словарь)
Тема: научное определение атмосферного явления - грозы.
Идея: описать атмосферное явление - грозу, её особенности.
Читательский адрес: от специалистов до широкого круга читателей.
Форма изложения: прозаическая.
Жанр: научно-справочная статья
Стиль: научный.
Подстиль: научно-популярный.
Фонетико-стилистическая характеристика.
1. Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный).
2. Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста) в целом отвечают научному стилю (тесная связь между отдельными предложениями, логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная).
3. Лексико-семантический анализ:
- Большинство слов в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера.
- Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю.
- В тексте нет синонимических рядов (лаконизм и точность научного стиля).
Словарный состав текста
- Вся лексика текста активного состава.
- Основной пласт составляют слова общеупотребительные (облака, предметы, осадки, град, ветер, погода), но в тексте значительное количество лексики ограниченного употребления - атмосферные термины, что характерно для научной статьи.
- Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует ("сухость" изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.
- Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: град (церк.слав.), ветер (греч.), пар (церк.слав.), молния (ст. слав.), шквал (англ.), масса (от лат. из греч.), облако (церк.слав), теплый (ст.-слав.), что является характерной чертой научного стиля.
- В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера - устойчивые словосочетания: водяной пар, воздушные массы, электрические разряды. Это тоже характерно для научного стиля.
- Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет.
4. Словообразовательный анализ:
- В тексте есть производные слова, образованные морфологическим суффиксальным способом с использованием продуктивных суффиксов (-ск-, -ян-, -н-).
- Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (научный стиль).
5. Морфологический анализ:
- В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля.
- Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.
- Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (воздушные массы, водяной пар и т.д).
- Составные термины - признак научной речи.
- Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.
- Употреблены формы настоящего времени глагола действительного залога (разряды сопровождаются, гроза наблюдается). Они служат для выражения постоянного свойства предмета.
- Много употреблено форм причастий (заключающееся, называемыми, находящимися, перегретой, движущихся), что типично для научного стиля.
- Представлены союзы, составные предлоги (а также, в виде). Эмоциональных частиц и междометий нет.
6. Синтаксический анализ
- Текст представляет собой сложное синтаксическое целое с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.
- В тексте 3 предложения: все простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами.
- В статье простые предложения двусоставные, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.
Общий вывод:
Уровни текста, и лексический в первую очередь, способствуют формированию научного функционального стиля, особенности которого проявляются на всех уровнях. Отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях также отличает научный функциональный стиль.