Успешное осуществление изменений

Изменения можно рассматривать как процесс, включающий 3 стадии:

"Размораживание"

Процесс изменений – этап, в ходе которого изучаются новые идеи и практика, когда менеджмент оказывает работникам помощь в освоении новых способов мышления и действий.

"Замораживание" - внедрение новых образцов действий в реальную практику, когда они принимаются не только разумом, но и эмоциями, встраиваются в ежедневную деятельность работников.

Проводимые в какой-либо группе изменения могут быть реализованы разнообразными способами:

- введением новых поддерживающих сил;

- устранением сдерживающих сил;

- усилением действия одной из сдерживающих сил;

- ослабление действия одной из сдерживающих сил;

- преобразованием сдерживающей силы в поддерживающую.

Кривая адаптации организации к переменам. Очевидно, что вслед за началом изменений следует период адаптации к ним сотрудников, для которого характерно временное снижение показателей производительности труда до тех пор, пока группа достигнет нового положения равновесия.

Поддержка процесса изменений. Менеджерам необходимо принимать усилия направленные на поддержку изменения ещё до её начала. При этом могут использоваться следующие методы:

Акцент на группу. Наиболее эффективными являются изменения, затрагивающие не отдельного индивида, а группы работников, поскольку в этом случае под влиянием группы отдельному сотруднику легче перестроиться. В то же время группа может оказывать существенное сопротивление любым угрожающим ей изменениям.

Логическое обоснование необходимости изменений. Участие поощряет работников обсуждать проводимые изменения, вступать в контакт с менеджерами, вносить предложения, что способствует повышению их заинтересованности в переменах. При росте участия сотрудников в изменениях наблюдается тенденция уменьшения сопротивления.

Вознаграждение. Поощрения дают работникам ощущение, что изменения означают дальнейший прогресс организации.

Безопасность работника. Работники нуждаются в сохранении имеющихся выгод. Обеспечение безопасности имеет большое значение при проведении преобразований.

Коммуникации и образование. Менеджеру необходимо заботиться, чтобы работники получали наиболее полную информацию о проводимых изменениях, поскольку от этого во многом зависит поддержка изменений.

Готовность к изменениям. Вероятность принятия изменений существенно повышается в тех случаях, когда сотрудники осознают потребность в переменах.

Работа с системой в целом. Большое значение имеет понимание менеджментом влияния изменений на систему в целом, что позволяет отслеживать комплекс связанных с ними организационных взаимоотношений. Данный подход получил известность как концепция организационного развития.

Организационное развитие.

Организационное развитие - это систематическое применение положений поведенческой науки на различных уровнях организации с целью осуществления запланированных преобразований.

Основы организационного развития

ОРИЕНТАЦИЯ НА СИСТЕМЫ. Организационное развитие - это всеобъемлющая программа, определяющая взаимодействия различных частей организации, взаимное влияние её структур, технологий и людей, относящиеся к поведению работников в различных группах, подразделениях и на различных территориях.

ПОНИМАНИЕ КАУЗАЛЬНОСТИ. Ориентация на системы позволяет менеджерам рассматривать организационные процессы в терминах модели трёх переменных - каузальных (причинных), промежуточных и результирующих. Каузальные переменные оказывают влияние на промежуточные переменные и на результирующие.

КАУЗАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ   ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ПЕРЕМЕНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТИРУЮЩИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
- организационная структура - контроль - политика - обучение -поведение руководителей - ОР   - установки - мотивация - восприятие - квалификация - работа в командах - межгрупповые отношения   - повышение производительности - увеличение объёма продаж - сокращение издержек - лояльность потребителей - возрастание доходов

Рис. 9.1. Основные переменные подхода к организационному поведению

Предположения, образующие фундамент концепции ОР. Лежащие в основе практики ОР допущения во многом определяют её характер. Некоторые из них справедливы как для индивидуального, так и для группового и организационного уровней организации. Достоинства и ограничения концепции организационного развития представлены в табл 9.1.

Таблица. 9.1. Достоинства и ограничения концепции организационного развития

ДОСТОИНСТВА ОР ОГРАНИЧЕНИЯ ОР
− Изменение всей организации − Более высокая мотивация − Рост производительности − Повышение удовлетворения от труда − Снижение показателей прогулов − Формирование обучающихся групп − Достижение целей − Разрешение конфликтов − Улучшенная работа в командах − Возросшая склонность к переменам − Снижение показателей текучести кадров − Существенные временные затраты − Значительные издержки − Увеличение сроков окупаемости − Возможная неудача − Возможное вмешательство личных интересов − Возможное нанесение психологического ущерба − Возможный конформизм − Сложность оценки результатов − Несовместимость культур − Акцент на групповые процессы, а не на показатели деятельности

Вопросы для самоконтроля

Наши рекомендации