Зарождение профессионального музыкального искусства в Коми крае
Транспорт
Транспортную сеть в Республике Коми составляют:
- 2,3 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования),
- 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в том числе 3,1 тыс. км общего пользования, из них водные пути Печорского бассейна — 2,5 тыс. км, Вычегодского бассейна — 0,6 тыс. км),
- 11,8 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 6,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования).
Железнодорожный
Основу железнодорожной сети общего пользования на территории Республики Коми образует железнодорожная магистраль Котлас — Воркута, являющаяся частью Северной железной дороги, общей протяженностью 1,7 тыс. км и три малоинтенсивные железнодорожные линии Микунь — Кослан — Вендинга, Сосногорск — Троицко-Печорск и Сыня — Усинск.
Автомобильный
По состоянию на 1 января 2010 года протяжённость автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Республики Коми, составила 6041,6 км. Дополняет сеть автомобильных дорог Республики Коми федеральная автомобильная дорога «Вятка» (Киров — Мураши — Сыктывкар в границах Республики Коми) протяжённостью 283,6 км.
Воздушный
На территории Республики Коми функционируют аэропорты «Сыктывкар», «Воркута», «Ухта», «Печора», «Усинск», «Инта» и «Усть-Цильма», которые входят в состав Комиавиатранс.
Водный
Плотность речных путей в Республике Коми составляет 9,8 км на 1000 кв. км.
Деятельность по обеспечению услуг речного транспорта на территории Республики Коми осуществляет Печорское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, которое организует работу по эксплуатации и развитию водных путей Печорского бассейна (протяжённостью 2589 км) и Сыктывкарский район водных путей — филиал Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, который обслуживает работу по эксплуатации и развитию водных путей Вычегодского бассейна (протяжённостью 601 км).
Охота и рыболовство
Охота — древнейшее занятие коми. В настоящее время удельный вес охоты в хозяйстве не везде одинаков. На Сысоле она давно утратила промысловое значение и стала любительским занятием, тогда как на Печоре, Выми и Удоре имеются промысловые охотники.
В лесах республики и в тундре насчитывается до 23 видов промысловых животных. Ведущее место принадлежит белке. Беличий промысел приносит охотнику коми основной заработок. Промысловый охотник за сезон в среднем отстреливает до 500 белок. Значительное место в пушных заготовках занимают также заяц и горностай. В тундре и лесотундре охотятся на песцов и белых куропаток. Из боровой дичи стреляют рябчиков, тетеревов и глухарей. Из более ценных зверей встречаются куницы, лисы, выдры. Медведей стреляют лишь попутно, выходя на основной промысел. Осенняя охота длится с сентября по конец ноября. Пробыв четыре-пять недель дома, в январе охотники вторично отправляются на зимнее лесование, главным образом на пушного зверя, и бывают на промысле до первых чисел апреля.
Право на охотничьи угодья в дореволюционное время было наследственным; и теперь по традиции многие охотятся на своих старых охотничьих угодьях. Так, в южных районах республики охотники промышляют по большей части в ближайших лесах, километров за 20—40 от дома, и дня через три-четыре возвращаются в село.
Наряду с ружьем пользуются железными однопружинными и двупружинными капканами различного размера, которыми ловят зайцев, песцов, лис, выдр и даже медведя.
Охотник-коми имеет собаку из породы лаек и специальное снаряжение — широкие и недлинные лыжи (лямпа) для ходьбы по сухому снегу и вторые лыжи (лызъ) такого же размера, но подбитые оленьим мехом (кыс); такие лыжи облегчают подъем на гору и на них можно ходить по мокрому снегу.
Наряду с охотой существенную роль в хозяйстве коми играет рыболовство.
В настоящее время промысловое и полупромысловое рыболовство ведется на таких крупных реках, как Печора, Ижма, Вычегда. Наиболее ценными из добываемых на этих реках пород рыб являются семга, нельма, сиг. Организацией рыбных промыслов и приемкой рыбы занимаются рыбозаводы, имеющиеся в каждом районе. В колхозах созданы рыболовецкие бригады, кроме того, рыбу ловят и отдельные любители — по договору с рыбозаводом или райпотребсоюзом.
На промысел выезжают четыре-пять человек. На рыбных промыслах в основном работают мужчины, но есть среди членов бригады и женщины- рыбачки.
Орудия рыболовства у коми можно подразделить на четыре группы: ставные, удильные, волоковые и ударные.
Удильные орудия — это удочки и крючки. Зимой на реке крючками ловят налимов. К шесту, опущенному на дно реки, прикрепляют на нитке крючок с живой приманкой. Крючки просматривают каждые два- три дня. Некоторые рыбаки имеют до 200 шестов с крючками.
Летом на реках Вычегде и Выми в недалеком прошлом была широко распространена ловля рыбы подольником — суровой бечевой длиной 60— 70 м, на которую навешивались крючки с поводками из конского волоса. На концах бечевы прикреплялись поплавки и груз. Ловили с лодки вдвоем, на живую приманку.
Ударным орудием у коми служила острога (азълас), имеющая вид железной вилки, насаженной на палку. Ею пользовались при лучении рыбы (теперь этот хищнический способ лова запрещен). Необходимой принадлежностью при лучении был казан — железная подставка в виде жаровни на четырех ножках; ее укрепляли на носу лодки на высоте 2 м с таким расчетом, чтобы угли сыпались в воду. На казане разводили огонь, подбирая для этого «осмол» (смолистое дерево) или бересту. Выезжали на лов вдвоем темными безветренными ночами. Один управлял лодкой, второй стоял на носу с острогой и бил крупную спящую рыбу.
Традиционные ремесла С давних времен наибольшее распространение у этого народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях невозможно было найти крестьянина, не умевшего изготовить из этого материала любой бытовой предмет. Ижемские коми – народ, у которого, помимо этого, очень хорошо было развито замшеделье. Выделкой кожи занимались в специально выстроенных для этой цели домах – «замшевых избах». В Сысольской и Нижневычегодской областях когда-то большое распространение получило такое ремесло, как выделка валенок. – Еще одним древнейшим занятием коми было гончарство. Занимались изготовлением посуды для дома в основном женщины. Гончарный круг при этом практически не использовался. Появился он у коми еще в XV веке, однако большого распространения так и не получил. Посуду изготавливали древнейшим ленточно-жгутовым способом. Обжигали вылепленные заготовки в русской печи. – Традиционная пища Традиции коми - народа, веками жившего рядом с русским, в отношении пищи схожи с нашими. Основной едой крестьян была каша. Что же касается первых блюд, то чаще всего хозяйки готовили супы и разного рода похлебки, в том числе и с мясом. Жидкую пищу ели в основном в летний период времени. Очень разнообразным у коми было рыбное меню. Рыбу варили, жарили, солили, пекли с ней пироги. У северных народов на столе часто можно было видеть жаркое из дичи. Что касается овощей, то на огородах выращивали репу, редьку, лук, брюкву. Начиная с XIX в. большое распространение получил картофель. Очень популярной у коми была выпечка, для которой использовалась в основном ячменная и ржаная мука. Круглый хлеб подавался на стол ежедневно. По праздникам хозяйки выпекали сочни, калачи, пирожки, оладьи и т. д. Очень популярными были также блины из ячменной муки. Земледелие Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым. Праздники и обряды Самобытностью и неповторимостью отличается культура коми - народа, помимо всего прочего, необыкновенно интересного своей обрядностью. Последнюю можно разделить на три основных разновидности: Родильная. Обрядность этого вида была направлена в основном на благополучное появление ребенка на свет. Новорожденных называли необычным словом «чурка». Слово это происходит от «пращур». Это свидетельствует о том, что коми свято верили, что дети приходят в этот мир из мира предков. Символикой плодородия были насыщены многие обряды коми. Например, невесте и жениху на свадьбе стелили овчинную шубу для того, чтобы в последующем у них было много детей. Кроме того, перед венчанием невесте с той же целью сажали на колени ребенка. Очень большую заботу проявляли коми о здоровье будущих детей. Перед свадьбой родственники сторон тщательно проверяли, нет ли в той семье, с которой они собрались породниться, умственно отсталых или больных. Свадебная. У коми существовало всего три формы заключения браков: с калымом, с приданым и с похищением. Свадьбы у коми характеризовались большим количеством самых разных обязательных церемоний. Погребально-поминальная. Похоронные ритуалы отличались у этого народа особой сложностью. После смерти человека в доме завешивались все окна, картины, иконы, предметы с глянцевыми поверхностями. Покойника обмывали и укладывали в еловый или сосновый гроб. Очень распространенным был обряд преломления хлеба. Коми – народ с богатейшей культурой, очень самобытный. Некоторые его обряды и традиции похожи на наши русские. Однако существует и множество отличий. Сегодня коми прилагают массу усилий для того, чтобы традиции их предков не были забыты, устраивая разного рода национальные фестивали и праздники. «Речкей» Выход на сенокос «Турун вöнь» отмечается традиционным праздником «Речкей». Смысл этого праздника заключается в разыгрывании действий, в которых отражаются основные этапы трудовых процессов сенокоса. Мужчины опоясываются травяными поясами, заговаривают спины от натруженной работы, руки от усталости, сердца и души от черствости, при этом они точат косы. Женщины в это время готовят еду, и все вместе с песнями отправляются в поле. Мужчины косят, женщины граблями собирают сено, формируют стога. После работы все умываются, женщины кормят мужчин, запевают песни, веселятся. Закончив сенокос, мужчины и женщины складывают рабочий инвентарь, собирают туески, ковши, и перед взором зрителя возникает ритуал возвращения покосной артели из лугов в деревню с песнями. «Василей лун» - «Васильев день» Также в селе Петрунь Интинского района очень интересно отмечают «Василей лун» - «Васильев день» (Старый Новый год). Празднование проходит с 13 на 14 января. Этот день еще называют "порсь юр-кок вильӧдан лун" (Василей - лун - это традиционный праздник народа коми еще с дореволюционных времен. В старину праздничные увеселения накануне Васильева дня проходили у коми с песнями, танцами, играми, ряженьем, гаданиями и праздничным застольем. Главные блюда «Васильева дня» у коми - холодец и выпечка. В этот день молодые люди приходят на посиделки и приносят с собой по 7 шелковых платков. Затем выходят на двор, повязывают на шею – хомут, привязывают к поясу – хвост, делают из платков вожжи. И, таким образом, получается кортеж из молодых людей, изображающих лошадей. К ним присоединяются все желающие, а потом с песнями гуляют по селу. Дальнейшее празднование продолжается на посиделках в какой-либо избе. «Усть-Цилемская Горка» Яркое красочное гуляние «Усть-Цилемская Горка» – это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу – «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами. Около пяти столетий устьцилема бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. В речи устьцилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья. Старинное русское село Усть-Цильма – находка для поклонников этнографического туризма. По мнению фольклористов, Усть-Цильма – единственное место, где старообрядческий праздник средневековой давности, сохранился в последовательном обрядовом действии. Каждая фигура хоровода имеет свою обрядовую трактовку. Во время красочного гуляния участники праздника водят хороводы, облачаясь в подлинные средневековые костюмы, которые впечатляют богатым убранством и многозначной символикой. Традиционный костюм Костюм – важная часть культуры любого народа. В нем отражено все. Условия, в которых жили люди, верования, даже исторические события оставляют свой след на фасонах и элементах одежды. Сохранение традиций национального костюма – это сохранение памяти самой национальности |
Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.
Мужской костюм коми
Мужчины народа коми были неприхотливы в одежде. Повседневный костюм крестьянина состоял из белья, штанов и рубахи, которые шили из самых грубых и дешевых материалов.
Охотники, рыбаки и лесорубы, кроме штанов и рубахи на промысел надевали специальную обувь с загнутыми носами и сплошной подошвой (кым), а сверху накидывали безрукавку (лузан) или кафтан, если дело происходило зимой. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.
Праздничная одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.
Женский костюм коми
Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана.
Рубаха обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани. Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла более грубая, но износостойкая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В древности он кроился с клиньями, позже сарафаны стали прямыми, к ним добавился лиф или корсаж, а удерживался он с помощью лямок. В противовес белой и серой ткани рубах, этот предмет гардероба старались шить из яркой ткани. Даже повседневный наряд женщины коми должен был подчеркивать её красоту и умения хозяйки.
Верхняя одежда была достаточно разнообразной. Зимой женщины надевали шубы из овчин. В самые лютые морозы сверху мог добавиться еще и зипун. У самых зажиточных встречались бархатные шубы на лисьем или беличьем меху.
Праздничная одежда по крою совпадала с повседневной, но была гораздо богаче украшена вышивкой и шилась из более качественных и дорогих тканей. Богатые коми надевали поверх сарафана парчовые безрукавки.
Юбки, платья и рубашки появились в гардеробе коми только к середине 20 века. Но и в них женщины придерживались привычных цветов и фасонов.
Особой частью наряда являлись головные уборы. Именно они указывали на социальное положение женщины. Молодые девушки носили обручи, парчовые ленты или жесткие околыши. Волосы не закрывали вплоть до замужества. Если так и оставались одиноки, то ходили так до самой старости. Вместе с замужеством менялся головной убор. На свадьбе девушка надевала баба-юр, похожий на русский кокошник, и до самой старости не имела права его снять. Показать волосы, лишившись баба-юра, считалось огромным позором. В старости начинали покрывать головы простыми платками.
Особенности
Особенностями костюмов народа коми считается особый крой рубах, использование двух видов тканей для них. Основная часть шилась из тонкого, обеленного холста, а вставки на них делались из кумача. В мужских рубахах часто кроились ворот стойка и прямые рукава.
Так же яркой деталью является обилие вышивки как на женских, так и на мужских костюмах. На рубашках яркими красными, синими и черными нитками расшивались рукава от запястий до самых плеч. С появлением химических красителей выбор цветов стал еще более богатым.
Современные модели
Национальный костюм коми не ушел в прошлое. Им интересуются не только ученые-этнографы и историки, но и обычные современные жители республики Коми. Основная часть создаваемых сейчас костюмов основана на традициях начала 20 века, часто это рубаха с юбкой и передником, украшенные яркой вышивкой.
Национальные костюмы или только их элементы используются для выступлений различных творческих коллективов, для тематических фотосессий и свадеб. Молодые модельеры, работающие в республике Коми, тоже не забывают своих корней и часто создают коллекции с использованием фрагментов национального костюма.
Традиционные жилища коми
Традиционные коми избы это целые жилищно-хозяйственные комплексы, где в одно целое связаны изба, сени, клеть (или вторая изба), двор, хлева, поветь. Удорские, сысольские и прилузские коми стоили многоизбные дома, которые состояли из четного количества отдельных изб (срубов). Они были рассчитаны на неразделенные семьи близких родственников: родителей, взрослых женатых сыновей, а иногда и замужних дочерей с мужьями и детьми.
Семья
Брак у коми мог быть заключен в любое время года (за исключением времени церковных постов). Родителям жениха было выгодно получить новую рабочую силу к лету – периоду страды, поэтому свадьбы нередко происходили весной, после Великого поста. А родители невесты, не желая отпускать дочерей ранней весной, отказывали сватам. Но по необходимости (например, когда боялись, что намеченную невесту отобьют другие женихи) свадьбу играли в иные дни. Самое хорошее время для свадьбы – октябрь, день Покрова, когда и урожай уже собран, и дороги «встали».
Инициатива при заключении брака всегда исходила от жениха, а точнее от его родителей. Парню, достигшему 20-22 лет, подбирали невесту (16-17 лет) из своей деревни или соседней. Родители, как и сами жених и невеста знали состояние и характер не только будущих сватов и супругов, но и их ближайших родственников. Перед тем как отправлять сватов старались узнать через посторонних или родственников, намерены ли родители невесты выдавать ее замуж, и могут ли сваты надеяться на успех. Иногда парень сам получал заранее согласие девушки и сговаривался о времени сватовства. Но большей частью сватались без предварительной разведки, и выбор жениха и невесты определяли родители. В прошлом достаточно часто женили и выдавали замуж насильно, без согласия парня или девушки, ибо в этом деле большую роль играло состояние, достаток и возможное приданое невесты.
Балет «Яг Морт»
Знаменитый коми национальный балет, основанный на коми легендах об ужасном лесном человеке, который обладает огромной физической и чудодейственной силой и приносит много горя и бедствий. Он похищает девушек и молодых жен охотников, рвёт сети рыбаков, убивает людей, уничтожает их жилища.
Раз у одного старшины пропала без вести единственная дочь-красавица. Другой такой красавицы и не было в крае... Проходит день, два... проходит неделя, а нет как нет прекрасной Райды. Мать девушки выплакала глаза; отец и жених выходили все ближайшие селения, все леса окрестные, но нигде не нашли Райды. Вот кликнули клич, созвали народ на совещание, объявили горестную утрату, и все без исключения, и старые и малые, сказали в один голос: это дело рук Яг-Морта. Тогда жених Райды обратился к молодым людям с просьбою: «помочь во что бы то ни стало отыскать жилище Яг-Морта, схватить его живого или мертвого, погубить, сжечь чародея, хотя бы и самим погибнуть при этом». В кровавой борьбе Яг-Морт повержен. Райда спасена. Тревожный лес провожает победителей. Лучи солнца проникают через чащу деревьев. Наступает счастливый день.
Литература:
1. Скляр И. Г. Коми народные танцы / И. Г. Скляр, П. И. Чисталев. – Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1990. – 151 с.
2. Жеребцов Л.Н. и др. Из жизни древних коми. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1985
3. Историко-культурный атлас Республики Коми / Сост. Э.А.Савельева. . Москва, Дрофа, 1997
4. Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине 19 – начале 20в. Москва, Наука, 1983
5. Народное искусство коми. Москва, Гермес-М, 1992
6. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. Сыктывкар, Коми книжное издательство, 1994
7. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. – М.: Просвещение, 1980. – 239 с.
8. Грибова Л. С. Народное искусство Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1973. – 207 с.
9. Климова Г. Н. Узорное вязание коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1978. – 55 с.
Интернет-источники
1. https://horeografiya.com
2. http://лучшиетанцы.рф
3. https://ru.wikipedia.org
Транспорт
Транспортную сеть в Республике Коми составляют:
- 2,3 тыс. км железнодорожных путей (в том числе 1,7 тыс. км общего пользования),
- 4,1 тыс. км внутренних водных судоходных путей (в том числе 3,1 тыс. км общего пользования, из них водные пути Печорского бассейна — 2,5 тыс. км, Вычегодского бассейна — 0,6 тыс. км),
- 11,8 тыс. км автомобильных дорог (в том числе 6,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования).
Железнодорожный
Основу железнодорожной сети общего пользования на территории Республики Коми образует железнодорожная магистраль Котлас — Воркута, являющаяся частью Северной железной дороги, общей протяженностью 1,7 тыс. км и три малоинтенсивные железнодорожные линии Микунь — Кослан — Вендинга, Сосногорск — Троицко-Печорск и Сыня — Усинск.
Автомобильный
По состоянию на 1 января 2010 года протяжённость автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Республики Коми, составила 6041,6 км. Дополняет сеть автомобильных дорог Республики Коми федеральная автомобильная дорога «Вятка» (Киров — Мураши — Сыктывкар в границах Республики Коми) протяжённостью 283,6 км.
Воздушный
На территории Республики Коми функционируют аэропорты «Сыктывкар», «Воркута», «Ухта», «Печора», «Усинск», «Инта» и «Усть-Цильма», которые входят в состав Комиавиатранс.
Водный
Плотность речных путей в Республике Коми составляет 9,8 км на 1000 кв. км.
Деятельность по обеспечению услуг речного транспорта на территории Республики Коми осуществляет Печорское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, которое организует работу по эксплуатации и развитию водных путей Печорского бассейна (протяжённостью 2589 км) и Сыктывкарский район водных путей — филиал Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, который обслуживает работу по эксплуатации и развитию водных путей Вычегодского бассейна (протяжённостью 601 км).
Охота и рыболовство
Охота — древнейшее занятие коми. В настоящее время удельный вес охоты в хозяйстве не везде одинаков. На Сысоле она давно утратила промысловое значение и стала любительским занятием, тогда как на Печоре, Выми и Удоре имеются промысловые охотники.
В лесах республики и в тундре насчитывается до 23 видов промысловых животных. Ведущее место принадлежит белке. Беличий промысел приносит охотнику коми основной заработок. Промысловый охотник за сезон в среднем отстреливает до 500 белок. Значительное место в пушных заготовках занимают также заяц и горностай. В тундре и лесотундре охотятся на песцов и белых куропаток. Из боровой дичи стреляют рябчиков, тетеревов и глухарей. Из более ценных зверей встречаются куницы, лисы, выдры. Медведей стреляют лишь попутно, выходя на основной промысел. Осенняя охота длится с сентября по конец ноября. Пробыв четыре-пять недель дома, в январе охотники вторично отправляются на зимнее лесование, главным образом на пушного зверя, и бывают на промысле до первых чисел апреля.
Право на охотничьи угодья в дореволюционное время было наследственным; и теперь по традиции многие охотятся на своих старых охотничьих угодьях. Так, в южных районах республики охотники промышляют по большей части в ближайших лесах, километров за 20—40 от дома, и дня через три-четыре возвращаются в село.
Наряду с ружьем пользуются железными однопружинными и двупружинными капканами различного размера, которыми ловят зайцев, песцов, лис, выдр и даже медведя.
Охотник-коми имеет собаку из породы лаек и специальное снаряжение — широкие и недлинные лыжи (лямпа) для ходьбы по сухому снегу и вторые лыжи (лызъ) такого же размера, но подбитые оленьим мехом (кыс); такие лыжи облегчают подъем на гору и на них можно ходить по мокрому снегу.
Наряду с охотой существенную роль в хозяйстве коми играет рыболовство.
В настоящее время промысловое и полупромысловое рыболовство ведется на таких крупных реках, как Печора, Ижма, Вычегда. Наиболее ценными из добываемых на этих реках пород рыб являются семга, нельма, сиг. Организацией рыбных промыслов и приемкой рыбы занимаются рыбозаводы, имеющиеся в каждом районе. В колхозах созданы рыболовецкие бригады, кроме того, рыбу ловят и отдельные любители — по договору с рыбозаводом или райпотребсоюзом.
На промысел выезжают четыре-пять человек. На рыбных промыслах в основном работают мужчины, но есть среди членов бригады и женщины- рыбачки.
Орудия рыболовства у коми можно подразделить на четыре группы: ставные, удильные, волоковые и ударные.
Удильные орудия — это удочки и крючки. Зимой на реке крючками ловят налимов. К шесту, опущенному на дно реки, прикрепляют на нитке крючок с живой приманкой. Крючки просматривают каждые два- три дня. Некоторые рыбаки имеют до 200 шестов с крючками.
Летом на реках Вычегде и Выми в недалеком прошлом была широко распространена ловля рыбы подольником — суровой бечевой длиной 60— 70 м, на которую навешивались крючки с поводками из конского волоса. На концах бечевы прикреплялись поплавки и груз. Ловили с лодки вдвоем, на живую приманку.
Ударным орудием у коми служила острога (азълас), имеющая вид железной вилки, насаженной на палку. Ею пользовались при лучении рыбы (теперь этот хищнический способ лова запрещен). Необходимой принадлежностью при лучении был казан — железная подставка в виде жаровни на четырех ножках; ее укрепляли на носу лодки на высоте 2 м с таким расчетом, чтобы угли сыпались в воду. На казане разводили огонь, подбирая для этого «осмол» (смолистое дерево) или бересту. Выезжали на лов вдвоем темными безветренными ночами. Один управлял лодкой, второй стоял на носу с острогой и бил крупную спящую рыбу.
Традиционные ремесла С давних времен наибольшее распространение у этого народа получили ремесла, связанные с обработкой дерева. В деревнях невозможно было найти крестьянина, не умевшего изготовить из этого материала любой бытовой предмет. Ижемские коми – народ, у которого, помимо этого, очень хорошо было развито замшеделье. Выделкой кожи занимались в специально выстроенных для этой цели домах – «замшевых избах». В Сысольской и Нижневычегодской областях когда-то большое распространение получило такое ремесло, как выделка валенок. – Еще одним древнейшим занятием коми было гончарство. Занимались изготовлением посуды для дома в основном женщины. Гончарный круг при этом практически не использовался. Появился он у коми еще в XV веке, однако большого распространения так и не получил. Посуду изготавливали древнейшим ленточно-жгутовым способом. Обжигали вылепленные заготовки в русской печи. – Традиционная пища Традиции коми - народа, веками жившего рядом с русским, в отношении пищи схожи с нашими. Основной едой крестьян была каша. Что же касается первых блюд, то чаще всего хозяйки готовили супы и разного рода похлебки, в том числе и с мясом. Жидкую пищу ели в основном в летний период времени. Очень разнообразным у коми было рыбное меню. Рыбу варили, жарили, солили, пекли с ней пироги. У северных народов на столе часто можно было видеть жаркое из дичи. Что касается овощей, то на огородах выращивали репу, редьку, лук, брюкву. Начиная с XIX в. большое распространение получил картофель. Очень популярной у коми была выпечка, для которой использовалась в основном ячменная и ржаная мука. Круглый хлеб подавался на стол ежедневно. По праздникам хозяйки выпекали сочни, калачи, пирожки, оладьи и т. д. Очень популярными были также блины из ячменной муки. Земледелие Земледельческие обычаи народов коми также очень тесно связаны с русскими. Однако наиболее распространенной зерновой культурой у них была не пшеница, а ячмень. До XI века землю обрабатывали вручную. В XII в. пахать и боронить начали с использованием тягловой силы скота. Пахотой у коми занимались, в основном, мужчины. Боронить же заставляли, как и северорусские народы, чаще всего подростков. Жали ячмень в начале августа. Эта работа считалась женской. Зачастую из-за ранних заморозков хлеб убирали еще зеленым. Праздники и обряды Самобытностью и неповторимостью отличается культура коми - народа, помимо всего прочего, необыкновенно интересного своей обрядностью. Последнюю можно разделить на три основных разновидности: Родильная. Обрядность этого вида была направлена в основном на благополучное появление ребенка на свет. Новорожденных называли необычным словом «чурка». Слово это происходит от «пращур». Это свидетельствует о том, что коми свято верили, что дети приходят в этот мир из мира предков. Символикой плодородия были насыщены многие обряды коми. Например, невесте и жениху на свадьбе стелили овчинную шубу для того, чтобы в последующем у них было много детей. Кроме того, перед венчанием невесте с той же целью сажали на колени ребенка. Очень большую заботу проявляли коми о здоровье будущих детей. Перед свадьбой родственники сторон тщательно проверяли, нет ли в той семье, с которой они собрались породниться, умственно отсталых или больных. Свадебная. У коми существовало всего три формы заключения браков: с калымом, с приданым и с похищением. Свадьбы у коми характеризовались большим количеством самых разных обязательных церемоний. Погребально-поминальная. Похоронные ритуалы отличались у этого народа особой сложностью. После смерти человека в доме завешивались все окна, картины, иконы, предметы с глянцевыми поверхностями. Покойника обмывали и укладывали в еловый или сосновый гроб. Очень распространенным был обряд преломления хлеба. Коми – народ с богатейшей культурой, очень самобытный. Некоторые его обряды и традиции похожи на наши русские. Однако существует и множество отличий. Сегодня коми прилагают массу усилий для того, чтобы традиции их предков не были забыты, устраивая разного рода национальные фестивали и праздники. «Речкей» Выход на сенокос «Турун вöнь» отмечается традиционным праздником «Речкей». Смысл этого праздника заключается в разыгрывании действий, в которых отражаются основные этапы трудовых процессов сенокоса. Мужчины опоясываются травяными поясами, заговаривают спины от натруженной работы, руки от усталости, сердца и души от черствости, при этом они точат косы. Женщины в это время готовят еду, и все вместе с песнями отправляются в поле. Мужчины косят, женщины граблями собирают сено, формируют стога. После работы все умываются, женщины кормят мужчин, запевают песни, веселятся. Закончив сенокос, мужчины и женщины складывают рабочий инвентарь, собирают туески, ковши, и перед взором зрителя возникает ритуал возвращения покосной артели из лугов в деревню с песнями. «Василей лун» - «Васильев день» Также в селе Петрунь Интинского района очень интересно отмечают «Василей лун» - «Васильев день» (Старый Новый год). Празднование проходит с 13 на 14 января. Этот день еще называют "порсь юр-кок вильӧдан лун" (Василей - лун - это традиционный праздник народа коми еще с дореволюционных времен. В старину праздничные увеселения накануне Васильева дня проходили у коми с песнями, танцами, играми, ряженьем, гаданиями и праздничным застольем. Главные блюда «Васильева дня» у коми - холодец и выпечка. В этот день молодые люди приходят на посиделки и приносят с собой по 7 шелковых платков. Затем выходят на двор, повязывают на шею – хомут, привязывают к поясу – хвост, делают из платков вожжи. И, таким образом, получается кортеж из молодых людей, изображающих лошадей. К ним присоединяются все желающие, а потом с песнями гуляют по селу. Дальнейшее празднование продолжается на посиделках в какой-либо избе. «Усть-Цилемская Горка» Яркое красочное гуляние «Усть-Цилемская Горка» – это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу – «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами. Около пяти столетий устьцилема бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. В речи устьцилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья. Старинное русское село Усть-Цильма – находка для поклонников этнографического туризма. По мнению фольклористов, Усть-Цильма – единственное место, где старообрядческий праздник средневековой давности, сохранился в последовательном обрядовом действии. Каждая фигура хоровода имеет свою обрядовую трактовку. Во время красочного гуляния участники праздника водят хороводы, облачаясь в подлинные средневековые костюмы, которые впечатляют богатым убранством и многозначной символикой. Традиционный костюм Костюм – важная часть культуры любого народа. В нем отражено все. Условия, в которых жили люди, верования, даже исторические события оставляют свой след на фасонах и элементах одежды. Сохранение традиций национального костюма – это сохранение памяти самой национальности |
Традиционные костюмы этого народа разнообразны и очень красочны. Праздничная одежда шилась из тонкого полотна, сукна самого лучшего качества, а в более поздние времена из фабричных тканей. Самые зажиточные люди могли носить даже шелка, парчу, атлас и кашемир.
Мужской костюм коми
Мужчины народа коми были неприхотливы в одежде. Повседневный костюм крестьянина состоял из белья, штанов и рубахи, которые шили из самых грубых и дешевых материалов.
Охотники, рыбаки и лесорубы, кроме штанов и рубахи на промысел надевали специальную обувь с загнутыми носами и сплошной подошвой (кым), а сверху накидывали безрукавку (лузан) или кафтан, если дело происходило зимой. Верхняя одежда шилась из домотканого сукна белого или серого цвета, затем обшивалась кожей, ремень пришивался прямо к поясу, а плечи укрепляли кусками ткани треугольной формы. Иногда у такой безрукавки был капюшон.
Праздничная одежда отличалась от повседневной цветастостью и дорогими тканями. Мужчины надевали рубашку-косоворотку, сшитую из яркого шелка или сатина, подпоясывались кожаным или тканым ремнем, сшитые из хорошего мягкого сукна штаны заправлялись в высокие сапоги. А сверху набрасывался пиджак или кафтан, в зависимости от времени года.
Женский костюм коми
Повседневный костюм женщины состоял из длинной рубахи и сарафана.
Рубаха обычно доходила практически до пола и была сшита из двух видов ткани. Верхняя, видимая всем часть, шилась из качественной тонкой ткани, а на низ шла более грубая, но износостойкая. Поверх такой рубашки надевался сарафан. В древности он кроился с клиньями, позже сарафаны стали прямыми, к ним добавился лиф или корсаж, а удерживался он с помощью лямок. В противовес бе<