| Антропогенез | Культурогенез |
Теория креационизма | божественное сотворение человека | Культура - проявление в человеке божественного дара, получение верующими высших духовных ценностей, приобщение к богоугодной жизни. |
Естественно-научная (эволюционная) теория Дарвина | осуществление механизма эволюции (дриопитек, австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец) | Каждый антропологический тип означал в целом появление более развитого в физическом и умственном отношении человека. |
«Трудовая теория» (Ф.Энгельс) | Труд создал человека | Человек, объединяясь в совместном труде, преобразует условия, создает мир материальной и духовной культуры в соответствии со своими развивающимися способностями (в отличие от животного, которое приспосабливается к естественным условиям существования). |
Подражательно-символическая теория антропогенеза (Э.Кассирер) | Символическая деятельность | Познание мира человеком с помощью символов (слов-понятий, жестов, знаковых систем). Они заменили конкретные предметы и действия. В отличие от животных, обладающих прямой реакцией на внешние раздражители, человек мысленно обрабатывает ответные реакции. Культура – продукт символической деятельности человека. |
Ученый | Критерий периодизации | Схема периодизации первобытного общества |
Генри Льюис Морган, американский этнограф (1818-1881) | Характеристика материальной и духовной культур | 1-й период: дикость, 2-й период: варварство, 3-й период: цивилизация |
А.И.Першиц и др. советские ученые (40-е гг. ХХ в.) | Эволюция форм собственности, степень разделения труда и т.д. | 1.эпоха первобытного стада, 2.эпоха родового строя, 3.эпоха разложения общинно-родового строя |
Археологическая периодизация | Материалы и техника изготовления орудий труда, эволюция орудий труда, форм жилищ, захоронений, изменение навыков человека | 3 века: 1.каменный 2.бронзовый 3.железный |
Общий предок человека (20 млн. лет назад) – дриопитек.
Первый представитель рода Homo: Австралопитек (Homo habilis - человек умелый), 3 млн. лет назад.
Характерные черты культуры первобытного общества | Синкретизм (единство, нерасчленность человека, общества, природы) |
| бесписьменная культура |
| ритуализация всех сфер жизни (действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами: они копировались и передавались из поколения в поколение) |
| слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения |
| система запретов как сохранение жизненно важных для существования племени устоев |
| мифологическое сознание (духовное основание культуры, синкретически заключающее в себе зачатки религии, искусства, философии, науки) |
Палеолит (культуры, имеющие единообразный комплекс артефактов) | Материальная сфера |
«Олдованская» культура (рубило-осколочная или галечная) | чопперы (грубые ручные рубила, оббитые с одной стороны) и чоппинги (оббитые с двух сторон) |
Мустьерская культура | отщепы-остроконечники, скребла, нож, зазубренная пилка, рубила приобрели более миниатюрную форму |
Пять основных культур позднего палеолита: перигорская культура, граветтийская (поздний перигор), ориньякская культура, солютре, мадлен) | острия из пластин с притупленными краями; пластины с ретушью (специальный прием подправки заготовки) и выемками, скребки, костяные изделия; орудия лавролистной формы, превосходно отретушированные с двух сторон; изделия из кости: гарпуны, выпрямилки (жезлы начальника). |
Мезолит (первая бифуркация) | лук, стрелы, лодка, режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета большого количества острых кусков кремня. Преобладание микролитов – мелкие изделия из ножевидных пластин |
Неолитическая революция (около 10 тыс. лет назад) | - появление земледелия и скотоводства (около 10 тыс. лет назад - возделывание пшеницы, ячменя, чечевицы и гороха - Египет, Юго-Западная Азия, побережье Персидского залива; около 7 тыс. лет назад китайцы стали выращивать просо, рис, сою, таро; около 5 тыс. лет назад в Мезоамерике стали возделывать кукурузу, фасоль, тыкву, хлопок), - развитие технологической стороны жизни общества (развитие орудий труда): топор с лезвием из полированного камня, деревянная мотыга, серп с лезвием из кремня, глиняный горшок, жернов и мельничный камень, ткацкий станок, наконечники стрел, копий, дротиков, метательные орудия и иглы для изготовления одежды, - появление больших постоянных поселений, - возникновение сооружений, которые уже могут быть названы искусственными жилищами: землянки и наземные строения (возможно, этому способствовало знакомство с огнем и оседание на одном месте), - одомашнивание животных |
Энеолит | - важнейшее открытие - начало обработки металлов (VIII тыс. до н.э.). Первые медные орудия (кирка, кинжал, небольшой топор). - Открытие процесса выплавки металлов (прокаливание некоторых пород камней вместе с древесным углем давало медь), - открытие литейного процесса, т.е. зарождение металлургии |
Искусство | Характерная черта: однородность форм независимо от местонахождения (сходство в деталях, технике изготовления, тематике, манере изображения). |
Палеолит: периоды зарождения искусства | |
Ориньяк (35-29 тыс. лет назад) | гравированный рисунок на камне и кости; рельеф (выпуклое изображение на плоскости); живопись – «макароны», контурный рисунок |
Солютре (22-18,5 тыс. лет назад) | |
Мадлен (ок. 18,5-11 тыс. лет назад) - период расцвета искусства палеолита | 1.Реализм. 2.В отличие от прежних рисунков (в ориньяке) животные изображены в движении. 3.Полихромность. Изображение исполнено уже не одной краской, а несколькими. 4.Изображение приобрело объемность |
Россия | Каповая пещера с росписями (Башкирия, Южный Урал) |
Мобильное искусство | Небольшие женские статуэтки с характерными чертами |
Мезолит | петроглифы (греч. - скала, резьба) – многофигурные изображения, высеченные на скалах и открытых местах (охота, сражения, сбор меда, ритуальные действия) |
Неолит | - Преобладание схематизма изображений, уменьшение их размера, чаще изображались мелкие животные и птицы, изображение человека |
| - Создание материала, которого не было в природе: обожженная глина. Новый вид искусства – расписная керамика. Роль орнамента: условное выражение представлений человека о природе и мире |
| Мегалитическая архитектура (греч. мегос – большой, литос – камень): Менгир, дольмен, кромлех |
| Значительные перемены в мышлении людей: человек понял важность смены времени года, взаимосвязь этого процесса с расположением светил на небосклоне. Появление первых очень своеобразных календарей, астрономических обсерваторий |
Значение неолитической революции | Создание условий для генезиса цивилизаций как нового социокультурного феномена: |
| Зерновое земледелие |
| Природно-климатический фактор (долины крупных южных рек с благоприятным для земледелия климатом и возможностями ирригации (лат.irrigatio – искусственное орошение) |
| Амальгамация (сплав, смешение) племен и культур на относительно компактной и ограниченной территории |
| Диффузия культур (способность к быстрым изменениям, внешним влияниям), циклическое развитие и сила контроля над средой |
| Роль религии, формировавшейся в возникавших цивилизациях и представлявшей собой конгломерат элементов старых религий |
| Проявление расовых отличий: ü негроидно-австралоидная (экваториальная) раса, ü европеоидная (европейско-азиатская), ü монголоидная (азиатско-американская). Заложены в генетическом коде и не влияли на умственный и физический потенциал человека. Причина отличий: миграция homo sapiens в различные регионы, следовательно, неодинаковая естественная среда обитания |
| Культура перестает быть однородной. Она распадается на множество этнических культур, каждая из которых становится самобытной |
Доосевые культуры | - культуры Месопотамии (греч. – Междуречье, Двуречье): шумеро-вавилонская, - египетская и эгейская культуры IV тыс. до н.э., - доарийская культура долины Инда III тыс. до н.э., связанная с Шумером; - архаическая культура Китая II тыс. до н.э. |
Фундамент культур | Речные цивилизации (Древний Восток) |
Общие черты доосевых культур Востока | -мифологическое сознание, - религиозный характер культуры, - деление мира на две части: земную и загробную. Земная жизнь представлялась преддверием, подготовкой к будущей загробной жизни, которую предопределяли боги, - постепенное разрушение первобытного синкретизма, дифференциация культуры (выделение системы образования, литературы, естественно-научных знаний, знаний об окружающем мире), - традиционность стиля, - каноничность, - ритуальность |
Достижения культур: | |
Материальная культура | - появление городской и сельской культур, - получение чистой меди из руды, бронзы (сплав меди и олова), - открытие способа литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы, - изобретение колеса, орошаемое земледелие, создание нового, более эффективного плуга; - развитие ремесла |
Духовная культура | - письменность, - развитие мифологического и религиозного сознания (от поклонения силам природы, культа предков и богов до культа правителя), - создание свода законов («Кодекс Хаммурапи), - накопление научных знаний в области медицины, ветеринарии, астрономии. - пространственные виды искусства: пластика (скульптура), архитектура, живопись, прикладное искусство, - временные виды: литература, музыка, - пространственно-временные: танец. |
Культура ранних городских цивилизаций: | Основана на военно-политическом и религиозном единстве, для нее характерно: сословное деление общества, развитие письменности, профессионального искусства и т. д. |
Послеосевые культуры Древнего Востока | Китай, Индия, Иран, Иудея |
Общие черты послеосевых культур | - ритуальность, - каноничность, - связь культуры с религиозно-философскими взглядами, - развитие традиций на основе индивидуального опыта и рационального сознания |
Достижения культур: | |
Материальная культура | - городская, сельская культура, - обработка металлов, - развитие ремесел |
Духовная культура | - развитие астрономии, математики, химии, медицины, - пространственные, временные виды культуры, - процесс формирования философских учений (родовое мифологическое сознание – религиозное мировоззрение – философские концепции). Особенности древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм): - связь философских знаний с этикой и политикой (знания – путь к самосовершенствованию), - демифологизация философии (самостоятельная основа развития философии, без использования мифологии), - преемственность как принцип китайской культуры (предметы рассматриваются в их целостности, преемственности развития, поэтому небо, природа, человек рассматриваются как нечто органически единое, взаимосвязанное). Особенности древнеиндийской философии (ведическая религия, брахманизм, индуизм, джайнизм, буддизм): - слияние религии и философии, - философия – самостоятельная область знания, - философские учения – учения личного спасения, имели практическую направленность, толерантный характер (учения не опровергали, а дополняли друг друга), гетерогенный характер; ортодоксальные, неортодоксальные даршаны. |
Греческая античность | Римская античность |
1.Эгейский (крито-микенский, минойский) период – III-II тыс.до н.э. 2.Гомеровский – XI-VIII вв.до н.э. 3.Архаический – VIII-VI вв.до н.э. 4.Классический – V-IV вв.до н.э. 5.Эллинистический – IV-I вв.до н.э. | 1.Архаический (царский) – VII-V вв. до н.э. 2.Республиканский – V в. – 30-е гг. до н.э. 3.Имперский – 30-е гг. до н.э. – 476 г. н.э. |
Древняя Греция | Древний Рим |
Характерные черты культуры |
Культ тела, культ личности, агон, гуманистичность | - в основе – греческие образцы, но – изменение масштабов (империя, а не полис), - политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям |
Высшие ценности: красота, разумность, мера и гармония | Высшие ценности: политика, война, управление. |
Главные сферы культуры |
Философия, искусство | Политика, законотворчество (в связи с необходимостью управления империей была создана детально разработанная система гос.органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство) |
Философия |
Переход от мифа к логосу. Значение: появление особого типа мышления (миф – это произвольный рассказ, где «истина» не раскрывается, а сообщается. Логос – это аргументация и доказательство, разумно-логические соображения). Развитие философии (стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине). Появление различных философских школ и направлений. Их отличительная черта: внимание к природе и космосу | Использование различных идей учений греческих мыслителей. Ориентация на политику и на этику (этика должна была показать, каким должен быть человек в условиях, когда существует вечная, как космос, Римская империя). Достижение древнеримской мысли: создание самостоятельной науки – юриспруденции. Одна из ее идей – господство закона как важнейшего источника права. Римское право – фундамент современной правовой культуры. |
Искусство |
Ведущий вид – скульптура (отражала идеал человека). Основной сюжет: совершенный мир богов и героев Образцы для древнегреческих мастеров - работы Фидия, Мирона, Поликлета | Особенности римской скульптуры: - создание индивидуальных скульптурных портретов (в отличие от греческой скульптуры римский портрет отражал черты оригинала, внутренний мир человека), - использование монументальной скульптуры в пропагандистских целях (устанавливали на форумах конные и пешие статуи выдающимся личностям) |
Роль искусства: удовлетворение эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов. | |
Архитектура |
Отражала пафос красоты, облагораживающей мир; подчеркивала идеал культуры (гармония, соразмерность, красота). Особенность греческой архитектуры: - небольшие по размерам сооружения, - храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека. Типы храмов: простиль, амфипростиль, диптер, периптер (основной тип). Главный элемент архитектуры: ордер (дорический, ионический, коринфский). Отражал телесный характер культуры. Одно из высших достижений классики – ансамбль афинского Акрополя. | Архитектура – ведущий вид искусства в Риме. Отражала военную мощь римской империи. Ее особенности: - масштабность, внешние эффекты, - введение инженерных сооружений как архитектурных объектов в городской ансамбль (мосты, дороги, гавани, крепости, каналы, акведуки), - переработка принципов греческой архитектуры, - изменение технических основ строительства. Главные элементы архитектуры: купол и арка. Высшее достижение храмовой архитектуры в Риме – Пантеон(II в.), храм всех богов, покровителей императорского дома. Примеры сооружений: амфитеатры, термы, базилики |
Религия |
Отличие греческой религии от древневосточной: отсутствие могущественной касты жрецов, вероисповедной догматики. Появление общегреческого пантеона богов. Отделение от религиозных обрядов театра, превращение его в самостоятельный вид искусства; появление театральных жанров: трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедия (Аристофан). Образ космоса как абсолютного божества. | Римляне переняли греческих богов, но дали им свои имена (Зевс – Юпитер, Афина – Минерва, Афродита – Венера и т.д.). Сенека (философ, сенатор, воспитатель Нерона, автор ряда трагедий, предшественник христианства): идея космополитизма (от греч. - вселенского гражданства), идея великой идеальной божьей общины, которую позже назвали вселенской церковью. Совпадение идеи космополитизма (человеческой общности) в первые века нашей эры с распространением в Риме христианства. |