Восточный и западный типы культуры

К. Ясперс:в отличие от Данилевского и Шпенглера, утверждавших дискретность исторического развития, К. Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Ввел понятие «осевое время».

Осевое время духовный процесс середины I тыс. до н.э. (800-200 гг. до н.э.)
Суть процесса пробуждение индивидуального,рефлексивного сознания; борьба рационального опыта с мифом. Рефлексия (позднелат. обращение назад.) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов (размышление, самонаблюдение, самопознание)
География духовного процесса Китай, Индия: появление различных направлений философии; Иран – учение Заратустры; Палестина – появление пророков; Греция – Гомер, Архимед, Сократ, Платон
Результаты духовного процесса - появление основных категорий и понятий, используемых и сегодня; - формирование основ мировых религий; - появление человека, тип которого сохранился до нашего времени
Понимание различий Востока и Запада в современной культурологии: это – не география, а различия двух типов культур как двух ветвей мировой культуры, развивающихся одновременно, но по-разному.  

Различия в культурах Востока и Запада (примеры)

  Запад Восток
Философия На первом плане – идея Бытия; стремление к точному словесному выражению истин; мудрость предполагает владение даром слова На первом плане – идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером
Особенности поведения Активность; погоня за «благами» цивилизации; разнообразие и лабильность норм социального поведения; стремление к творчеству; расшатывание традиций; ускоренный темп жизни Самоизоляция человека от внешнего мира и уход его во внутреннюю духовную жизнь. В этических установках Востока существует тенденция к созерцательности и консерватизму. Основа восточной культуры – традиция, а не революция.

Неоэволюционизм(60-е гг. XX в.):

вместо идеи однолинейного развития культуры - несколько концепций эволюции

Теория универсальной эволюции: Л.Уайт, Г.Чайлд (1892-1957) Выявляет основные закономерности культурно-исторического процесса, его общую тенденцию развития, а также тенденцию развития основных культурных форм: подсистем и векторов культуры. Л.Уайт: в рамках эволюционизма предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обществом) для определения стадий культурного развития и сравнительного анализа культур
Теория мультилинейной эволюции: Д.Стюард (1902-1972) Культура – особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к условиям, специфическим для каждой культуры. Общества, находящиеся в сходных природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Отсюда: феномен «параллельной эволюции», «множественности эволюции» (совпадение процессов развития обществ, не имеющих контактов между собой, географически расположенных далеко друг от друга). Ввел понятие «культурной экологии»: процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой.
Теория специфической эволюции: М.Салинс (1930) Изучение локальных культур в диахронном аспекте (по мнению авторов, эта теория дополняла универсальную теорию, в которой, как в крупноячеистой сети, терялись конкретные культуры)


Культурная модернизация. Традиционная и модернизированная (современная) культуры

С. Хантингтон (1927-2008): главные характеристики модернизации (содержат в том или ином виде характеристики теорий модернизации) Это – ступенчатый процесс (все общества должны пройти одни и те же стадии), Это – необратимый процесс, Это – комплексный процесс (охватывает общество полностью), длительный процесс, Это – гомогенизирующий процесс: если традиционные общества все разные, то современные в основных своих структурах и проявлениях одинаковы, Это – прогрессивный процесс (в модернизированном обществе культурное и материальное благополучие неизмеримо выше)
Гипотеза С.Хантингтона о столкновении цивилизаций: Доминирующим фактором мировой политики, источником конфликтов станет не идеология или экономика, а культура, столкновение цивилизаций («линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов»).

Наши рекомендации