Восточный и западный типы культуры
К. Ясперс:в отличие от Данилевского и Шпенглера, утверждавших дискретность исторического развития, К. Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Ввел понятие «осевое время».
Осевое время | духовный процесс середины I тыс. до н.э. (800-200 гг. до н.э.) |
Суть процесса | пробуждение индивидуального,рефлексивного сознания; борьба рационального опыта с мифом. Рефлексия (позднелат. обращение назад.) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов (размышление, самонаблюдение, самопознание) |
География духовного процесса | Китай, Индия: появление различных направлений философии; Иран – учение Заратустры; Палестина – появление пророков; Греция – Гомер, Архимед, Сократ, Платон |
Результаты духовного процесса | - появление основных категорий и понятий, используемых и сегодня; - формирование основ мировых религий; - появление человека, тип которого сохранился до нашего времени |
Понимание различий Востока и Запада в современной культурологии: | это – не география, а различия двух типов культур как двух ветвей мировой культуры, развивающихся одновременно, но по-разному. |
Различия в культурах Востока и Запада (примеры)
Запад | Восток | |
Философия | На первом плане – идея Бытия; стремление к точному словесному выражению истин; мудрость предполагает владение даром слова | На первом плане – идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером |
Особенности поведения | Активность; погоня за «благами» цивилизации; разнообразие и лабильность норм социального поведения; стремление к творчеству; расшатывание традиций; ускоренный темп жизни | Самоизоляция человека от внешнего мира и уход его во внутреннюю духовную жизнь. В этических установках Востока существует тенденция к созерцательности и консерватизму. Основа восточной культуры – традиция, а не революция. |
Неоэволюционизм(60-е гг. XX в.):
вместо идеи однолинейного развития культуры - несколько концепций эволюции
Теория универсальной эволюции: Л.Уайт, Г.Чайлд (1892-1957) | Выявляет основные закономерности культурно-исторического процесса, его общую тенденцию развития, а также тенденцию развития основных культурных форм: подсистем и векторов культуры. Л.Уайт: в рамках эволюционизма предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обществом) для определения стадий культурного развития и сравнительного анализа культур |
Теория мультилинейной эволюции: Д.Стюард (1902-1972) | Культура – особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к условиям, специфическим для каждой культуры. Общества, находящиеся в сходных природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом. Отсюда: феномен «параллельной эволюции», «множественности эволюции» (совпадение процессов развития обществ, не имеющих контактов между собой, географически расположенных далеко друг от друга). Ввел понятие «культурной экологии»: процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой. |
Теория специфической эволюции: М.Салинс (1930) | Изучение локальных культур в диахронном аспекте (по мнению авторов, эта теория дополняла универсальную теорию, в которой, как в крупноячеистой сети, терялись конкретные культуры) |
Культурная модернизация. Традиционная и модернизированная (современная) культуры
С. Хантингтон (1927-2008): главные характеристики модернизации (содержат в том или ином виде характеристики теорий модернизации) | Это – ступенчатый процесс (все общества должны пройти одни и те же стадии), Это – необратимый процесс, Это – комплексный процесс (охватывает общество полностью), длительный процесс, Это – гомогенизирующий процесс: если традиционные общества все разные, то современные в основных своих структурах и проявлениях одинаковы, Это – прогрессивный процесс (в модернизированном обществе культурное и материальное благополучие неизмеримо выше) |
Гипотеза С.Хантингтона о столкновении цивилизаций: | Доминирующим фактором мировой политики, источником конфликтов станет не идеология или экономика, а культура, столкновение цивилизаций («линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов»). |