Раздел 1. Культурология в системе гуманитарного знания
Опорные конспекты
Раздел 1. Культурология в системе гуманитарного знания
Культурология как наука
Лесли Уайт (1900-1975) «Отец» культурологии как науки. Обосновал необходимость культурологии как отрасли знания. Разработал теоретические основы культурологии | «Наука о культуре», 1949; «Эволюция культуры», 1959; «Понятие культуры», 1973 | Культура – целостная и самонастраивающаяся система материальных и духовных элементов. Под влиянием семиотики особое значение в развитии культуры придавал символам, а также «технологической» и «энергетической» сторонам цивилизации (развитие культуры зависит от «количества энергии на душу населения») |
Культурология как научная дисциплина: | - исследует способы удовлетворения потребностей, принятых в данном обществе, - наука о способах межпоколенной трансляции опыта, - о процессах формирования социально значимых знаний в человеческом коллективе |
Основные задачи | - изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, - выявление макродинамики развития культуры, - исследование микродинамики развития культуры, - выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества, - разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки |
Основные этапы становления современной культурологии
Донаучный этап (до возникновения науки Нового времени) | Содержит ранние стихийные догадки и представления о цикличности культурно-исторического процесса | |
Научно-исторический этап (до середины XIX в.) | На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития, найти общее основание истории | |
Научно-философский этап | Включает философское осмысление культурного развития человечества на основе анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Проникновение в сущность культуры с помощью мышления. Складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание |
Структура культурологии (подходы)
С.Н.Иконникова | В состав культурологии входят 5 разделов: - история мировой и отечественной культуры, - история культурологических учений, - социология культуры, - культурная антропология, - прикладная культурология. | |
А.Я.Флиер | В состав культурологии входят 3 основных отрасли: - фундаментальная культурология, - антропология, - прикладная культурология. |
Цели | |
Фундаментальная культурология | - теоретическое познание феномена культуры, - разработка категориального аппарата и методов исследования |
Прикладная культурология | - прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, - разработка основных направлений культурной политики, - деятельность сети культурных институтов, - охрана и использование культурного наследия |
Основные компоненты культурологии
Онтология культуры(бытие культуры) | Рассматривает культуру как автономный слой реальности, фундаментальные принципы бытия культуры, научно-теоретические проблемы ее сущности. Изучает место, которое занимает культура как сфера деятельности человека (материальный аспект: предметы труда, жилище, транспортные средства; знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства; физическое развитие человека; духовный аспект: искусство, религия, образование, наука, уровень внедрения ее достижений; отношения между людьми, отношение человека к себе и природе, складывающееся в процессе деятельности). В этой связи можно утверждать: культура объединяет различные виды деятельности – коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную. |
Гносеология культуры(познание культуры) | анализирует природу и возможности знания, его границы и условия достоверности, основания культурологического знания и его место в системе наук, его внутреннюю структуру и методологию |
Методы культурологии
Универсальные методы | |
Системный | позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность |
Структурно-функциональный | выявляет роль каждого элемента в функционировании культуры |
Компаративизм | сравнительно-исторический метод, служащий для установления сходства и соответствий между фактами и явлениями культуры разных народов |
Дискурс (лат. discursus – рассуждение) | комплексное понятие, означающее семиотическое (знаковое) и деятельностное единство мысли, слова, знания и его словесного выражения |
Собственно культурологические методы | |
Культурантропо-логический | культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизм передачи культурных навыков от человека к человеку |
Семиотический | трактует культуру как форму общения людей посредством прежде всего языка |
Герменевтический (герменевтика – др.-греч. – искусство толкования) | изначально герменевтика концентрировала в себе способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (произведений древних поэтов, Библии, иносказаний и др.). Современная философия распространяет этот метод на исследование любых культурных феноменов; искусство толкования смысла художественного произведения. Отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, поскольку знание и понимание отличаются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. |
Контент-анализ (анализ содержания) | методика исследования, предметом анализа которой является содержание информационного источника (выявляет и оценивает специфические характеристики носителей информации, текстов как способ фиксации культурных тенденций) |
Кросскультурный анализ | сравнительный метод исследования культур, оперирующий универсальными культурными моделями – паттернами (различные культуры оцениваются по отдельным различным культурным показателям, например, практика воспитания детей, грамотность, использование языка и т.д. Затем образцы из разных культур сравниваются. По существу, основная цель исследований этого типа – не столько сравнение различных культур, сколько сравнение различной практики в условиях действия различных культурных установок) |
Аксиологический метод | рассматривает культуру как систему материальных, социальных и духовных ценностей |
Понятие культуры
Концепции | Представители | Понятие культуры |
Рационалистическая модель культуры (Начало теоретической разработки проблем культуры: вторая половина XVIII в.) | Дж. Вико (1668-1744), Вольтер (1694-1778), И. Г. Гердер (1744-1803), Г. Гегель (1770-1831) | Культура – мир разума(осмысление действительности, исходя из рациональных представлений о мире). Гердер: культура есть способ реализации человеческого гения, развитие духовных ценностей через язык и речь. Гегель: считал культуру характеристикой развития разума человека. |
Этические концепции | И. Кант (1724-1804), А. Швейцер (1875-1965) | Критерий развития культуры – уровень гуманизма, достигнутый обществом. Кант: ведущие элементы культуры – истина, добро, красота, мораль и нравственность. Культура – цель и способ уйти от «животного» состояния к нравственному развитию. Нравственность – категорический императив. Швейцер: нравственное содержание культуры — ее стержень, ее несущая конструкция. Этический прогресс - это существенное и несомненное, а материальный — менее существенное и менее несомненное в развитии культуры.. |
Этнологические концепции: - культурная, - социальная, - структурная антропология | Э. Тайлор (1832-1917), Л. Леви-Брюль (1857-1939), Ф. Боас (1858-1942), А. Кребер (1876-1960), А. Радклифф-Браун (1881-1955), Б. Малиновский (1884-1942), К. Леви-Стросс (1908-2009) | Культура – процесс поступательного совершенствования орудийных форм деятельности, видов искусства, верований, культов (А.Тайлор, основоположник культурной антропологии. «Первобытная культура»). Культура – совокупность взаимосвязанных институтов, которые служат удовлетворению первичных (физиологических и психологических) и вторичных (порожденных самой культурой) потребностей людей (Б.Малиновский, основатель социальной антропологии). Культура – совокупность знаковых систем, скрытым механизмом действий которой выступало «коллективное бессознательное» (правила, которые вырабатываются коллективно, стихийно, в течение длительного времени и не фиксируются сознанием) (К. Леви-Стросс, основатель структурной антропологии) |
Натуралистическое направление | Объединяло медиков, психологов, биологов | Культура – такое же приспособление человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. |
К нему примыкают: | ||
Фрейдизм | З.Фрейд (1856- 1939), основоположник теории психоанализа | Культура – сознательный отказ людей от удовлетворения их природных страстей. Культура строится на «принуждении и запрете влечений», которые являются содержанием подсознания человека. Направляющая сила поведения – либидо (стихийные влечения, среди которых основной – инстинкт к продолжению рода, половой инстинкт). Энергия аффективных (страстных) влечений либидо находит выход в преобразованном виде в общественной деятельности и культурном творчестве. |
Этология(изучает поведение, нравы и психику животных) | К. Лоренц (1903-1989), Н. Тинберген (1907-1988), К.фон Фриш (1886-1982) | Этологи отождествляли инстинкты животных с естественными истоками человеческой культуры (стереотипы поведения животных соответствовали культурным нормам человека) |
Функциональная теория культуры | Б. К. Малиновский (1884-1942), основатель социальной антропологии (см.выше) | Одна из задач культуры, которая первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности, развитие и передача потомкам вторичных потребностей (социального опыта). Различия между культурами – различия в способах удовлетворения вторичных потребностей. Основное условие существования цивилизации – «равновесие», гармония социальных институтов. |
Социологическая концепция | Т.С.Элиот (1888-1965), П.А.Сорокин (1889-1968), А.Вебер (1868-1958), М.Вебер (1864-1920), Э.Дюркгейм (1858-1917), К.Маннгейм (1893-1947) | Истоки культуры – в общественной природе и организации. В центре внимания – общество, его структура и социальные институты. Цель социального института – организовать деятельность людей в определенной сфере общества, обеспечить системность и устойчивость общества. Культура – позволяет достичь этой цели, поэтому она - социальный институт. Культура предлагает человеку образцы, в соответствии с которыми он строит свое поведение в самых разных областях. |
Аксиологическая концепция | В.Виндельбанд (1848-1915), Г.Риккерт (1863-1936) | Культура – мир ценностей (организованная система смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества). Следовательно, культура воплощает все самое важное с точки зрения сообщества людей (что поддерживается и сохраняется для будущих поколений). |
Символическая концепция | Ф. де Соссюр (1857-1913), Э.Кассирер (1874-1945), Л.Уайт (1900-1975) | Культура – искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы – составные символического круга, в котором живет человек (в отличие от животного, не имеющего символической системы). Э.Кассирер: Человек – «символическое животное» (в отличие от традиционного определения: человек - «мыслящее животное»). |
Деятельностная концепция | В.Межуев Н.Злобин Э.Маркарян | Культура – совокупность «технологий» (способов совершения действий). Культура рассматривается как многообразие предметной деятельности, в которой человек находит и творит себя как мыслящего, разумного субъекта. |
Игровая концепция | Й.Хейзинга Х.Ортега-и-Гассет Г.Гессе Э.Берн | Культура – свободная, творческая, неутилитарная, близкая к игре деятельность. |
Семиотическая концепция | Ю.Лотман Ю.Успенский Р.Барт | Культура – небиологическая знаковая система, при помощи которой передается социальный опыт. Для расшифровки культуры нужно знать коды знаковых систем (например, один из кодов – язык). |
Морфология (формы) культуры
Основные формы: | мифология, религия, искусство, мораль, право, идеология, наука, философия, экономика. |
Миф (греч. – сказание, сообщение). | Характерные черты: - синкретизм (нерасчленность, недифференцированность его функций); - отождествление фантазии с реальностью; - объяснение действительности в наглядно-образной форме; - эмоциональная насыщенность, - связь с магией |
Социокультурные функции мифа | - стереотипизации (создает образцы, по которым строится мышление и поведение людей), - компенсации (компенсирует недостаток знаний о мире, объясняет непонятное), - символизации (в символическом виде отражает явления реальности) |
Религия(лат.-набожность, святыня) | Мировоззрение, специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, «священного» |
В зависимости от представлений людей о Боге выделяют религии | - монотеистические (иудаизм, христианство, ислам), - языческие (политеизм, восточные культы), - этические (философские учения, трансформировавшиеся в религию): конфуцианство, даосизм, буддизм, - религии личного спасения (даосизм, индуизм) |
По степени распространенности выделяют | - мировые религии (буддизм, христианство, ислам), - локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т.д.). |
Мировые религии
Буддизм
Буддизм | Религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около VI в. до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни |
Идейные истоки буддизма: | брахманизм. Поздняя ведическая религия, получившая развитие в Индии в I тыс. до н. э. с формированием социальной дифференциации и под влиянием смешивания традиций и образа жизни ведических ариев и местного населения. |
Принципы буддийского вероучения (Четыре благородные истины): | 1.Существует страдание. 2.Страдание имеет причину (желания). 3.Существует прекращение страдания (устранить причину: освобождение от желаний). 4.Существует путь к прекращению страдания (путь Будды – достижение Нирваны). |
Христианство
IV век | Признание христианства как государственной религии в Римской империи. | ||
XI век | Раскол христианской церкви на католичество и православие. | ||
XVI век | Реформация (появление протестантизма). | ||
Семь таинств: | священные действия, через которые человеку тайно дается благодать Святого духа: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование. | ||
Различия ветвей христианства | |||
Католичество | Православие | Протестантизм | |
Организация | Единая церковь (глава – папа Римский) | Совокупность автокефальных (самостоятельных) церквей (глава автокефальной церкви – патриарх) | Отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии |
Вопросы богословия | Святой дух исходит от Бога-отца и Бога-сына. Церковь – хранитель и распорядитель Святого Духа, потому она – выше светских властей и непогрешима | Святой дух исходит только от Бога-отца | Посредники между людьми и Богом не нужны. Обращение к отдельному человеку, освобождение человека от оков всевластной церкви |
Душа после смерти | Ад, рай, чистилище | Ад и рай | Условия спасения души – вера и добродетельное поведение |
В области культа | Крестятся слева направо. Причащение хлебом. Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека) | Крестятся справа налево. Причащение хлебом и вином. Крещение окунанием. Миропомазание при крещении. Главный праздник – Пасха (конец земной жизни Иисуса) | Признание только двух таинств – Крещения и причащения, отмена пышных богослужений, индульгенций, икон, упрощение обрядов |
Для священников | Целибат (обет безбрачия) | Семья | Отмена монашества |
Особенности системы ценностей | Акцент на человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни | Акцент на божественности Христа, на стремлении к спасению души | Хозяйственная деятельность, приумножение богатств угодны Богу. Провозглашение успехов в труде – знак того, что человек избран Богом к спасению |
Ислам
Основатель вероучения | Мухаммед (ок.610 г.). |
Священная книга | Коран (записан после смерти Мухаммеда). Источник шариата |
Шариат | Совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний. Установлены Аллахом и переданы людям через пророка Мухаммеда |
Основные догматы ислама | |
Вера в единого Бога Аллаха | В противовес христианской Троице ислам утверждает, что Бог един |
Вера в ангелов и демонов | Бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха |
Вера в святость Корана | Коран – божественное откровение, которое передавал Аллах в виде видений Мухаммеду в течение 22 лет |
Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда | Среди пророков предпочтение отдается Мухаммеду («посланнику Аллаха») |
Вера в рай или ад | Мусульмане, выполняющие религиозные предписания, попадают в рай. Отклоняющиеся от принципов вероучения, неверные – в ад. |
Вера в божественное предопределение | Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога |
Вера в бессмертие души | Душа покидает тело в момент смерти, воскресение из мертвых – в день Страшного суда |
Особенности мусульманской культуры: | - многонациональность, ислам и арабский язык как объединяющие элементы, - уважение к учености, забота о развитии просвещения, - достижения науки (арабские цифры, развитие алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, химии, минералогии, ботаники, физиологии, языкознания). |
Искусство
Форма культуры, которая отражает жизнь в художественных образах. | |
Формы искусства: | |
Пространственные | скульптура, живопись, архитектура, прикладное искусство |
Временн,ые | литература, музыка |
Пространственно-временн,ые | танец, театр, кино |
Мораль | Форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей |
Социокультурные функции морали | 1. Мотивационная функция: непосредственно формирует нравственный облик личности; 2. Конститутивная(лат.constitus – утвердившийся, установленный)функция: определяется тем, что принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формы регуляции поведения людей. 3. Координационная функция: в силу приоритетности своих принципов мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. |
Экономика (греч. буквально – искусство ведения домашнего хозяйства). | Форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами. |
Культура как система знаков
Знак | предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи |
Типы знаков: | 1.Естественные знаки (знаки-признаки). 2.Функциональные знаки. 3.Конвенциональные знаки (лат. условие, соглашение). Служат обозначением предмета «по условию». 4. Знаковые системы записи (письменность). 5.Вербальные знаковые системы (язык) |
Социокультурная дифференциация языков | - языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский), - племенные разговорные языки (не имеющие письменности), - бесписьменные языки (узкая сфера обращения), - национальные языки |
Динамика культуры
Понятие динамики культуры: | |
Изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер. | |
Раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения. | |
Динамика культуры – это целостный процесс изменчивости в культуре, который имеет направленный характер. | |
Понятие динамики культуры тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, которые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие “культурные изменения” шире, чем понятие динамики культуры; вместе с тем оно менее определенно. | |
П.Сорокин: (1889-1968) | - ввел термин «динамика культуры» («Социальная и культурная динамика»), - исторический процесс есть циклическая флуктуация (случайность) основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов, - заложил в основу динамики культуры принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры. |
Теории культурной динамики
Эволюци-онные теории | Э. Тайлор, Г.Спенсер, Дж. Фрезер, Г. Морган | Процесс культурного развития представлялся однолинейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы - от простого к сложному. Основная черта теорий: идея единства человеческого рода и единообразия развития культуры (линейность). Причина культурных различий между народами – их принадлежность к различным стадиям исторического прогресса. Форма культурной динамики — последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации |
Цикличес-кие теории | Гердер, Гумбольдт, Кант (заложили основы). О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, П.Сорокин (развитие теории) | История – чередование культур, круговорот «цивилизаций». Они подобны организмам, проходящим общие циклы. У Шпенглера – жизненный цикл культуры имеет три стадии: докультурный (этнический), культурный и цивилизационный. В работе О.Шпенглера «Закат Европы» цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение. У Тойнби – четыре стадии: возникновение, рост, надлом, распад. Тойнби: теория «вызова-ответа» (причина изменчивости цивилизаций) |
Структура-лизм | К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Рикарду, Р.Барт, Э.Сепир | Культурные изменения - результат обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) как информации, так и энергии при обмене между социальными системами. |
Синергети-ческий подход | Г. Хакен, К. Майнцер, Джей Форрестер, И. Р. Пригожин (1917-2003), М. С. Каган | Причина изменчивости - системный взрыв, т.е. резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с несколькими вариантами будущего (в синергетике – понятие бифуркации). Точка бифуркации – неустойчивое состояние, из которого система может эволюционировать по разным бифуркационным ветвям. (Примеры резкого изменения вектора развития – то, что вызвало к жизни античность или привело к началу Нового времени, сменившего средневековье. Такого рода изменения ряд авторов трактует через понятие бифуркации). |
Культурогенез
Теория | Представители | Причина выделения человека из животного мира |
Трудовая | Г.Гегель, Ф.Энгельс | Создание и использование предметов (артефактов), орудий труда |
Игровая | Й.Хейзинга | «Homo Ludens» - Человек играющий: поэзия родилась в игре, музыка и танец – сплошная игра, право выделилось из обычаев социальной игры и т. д. В современной культуре игровой элемент убывает, происходит путаница игры и серьезного. Современный человек не воспринимает серьезно работу, долг, жизнь. И, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер (например, политические речи лидеров Хейзинга оценивает как злое озорничанье) |
Понятия,выражающие позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира (отсутствуют в природе)
Определение понятий | |
Значение | информационная составляющая, которую несет объект, играющий для нас (в ситуации его восприятия) роль знака. Она существует, но еще не может быть оценена |
Норма | диапазон проявления определенного качества, в пределах которого это качество остается ценностью, устойчивое регулятивное образование |
Артефакты | результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный) |
Ценности | Принятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек |
Предметные ценности | природные богатства, полезность продуктов труда, получившие истолкование исторические события, культурное наследие прошлого, научные истины, художественные произведения, эстетические характеристики природных объектов, предметы религиозного поклонения. |
Ценности сознания | общественные установки (предписания и запреты, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, о справедливости и т.п.) |
Знания (когнитивные смыслы) | информация о свойствах объектов действительности |
Регулятивы (регулятивные смыслы) | правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность |
Функции культуры
Информационная | Обеспечивает трансляцию социального опыта |
Адаптивная | Определяет изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам |
Коммуникативная | Формирует средства человеческого общения (культура существует как момент коммуникации, диалога, где проявляются ее смыслы) |
Интегративная | Определяет единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей |
Гносеологическая (познавательная) | Собирает и сохраняет знания, полученные человечеством (культура – своеобразная «база данных» человечества) |
Семиотическая (греч. семиотика – учение о знаках) | Способствует изучению знаковых систем, без которых нельзя овладеть достижениями культуры |
Регулятивная (нормативная) | Регулирует различные виды общественной и личной деятельности, поддерживается моралью и правом |
Социализации | Определяет содержание, средства и способы социализации |
Синергетический подход
Общество как социальный организм – это: | Сверхсложная диссипативная (открытая) эволюционизирующая система |
Свойства | - взаимодействие со средой – материальное производство – экономика, - самоорганизация – социальная иерархизация, управление, власть – политика, - рост объема используемой информации – информационная среда в человеческом обществе – культура |
Технология как культурный феномен | в широком смысле организационная сторона любой деятельности |
Основные формы технологической культуры: | - техника (материальное «тело»), - наука (интеллектуальная «душа»), - инженерия(деятельное начало, подчиняющее «тело» «душе»). |
Функции техники в культуре
Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры | |
Средство приложения достижений культуры к решению практических задач – ответ на «социальный заказ» культуры | |
Создание инструментария культуры – средств и способов деятельности | |
Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи |
Смыслы науки
Особая совокупность знаний (особенности научного знания) | - рациональность положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой; - объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений; - воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях; - логичная строгость, точность, однозначность, - логическая взаимосвязь различных элементов научного знания | |
Особый вид деятельности (особенности научной деятельности) | - виды: исследовательская, сбор информации по теме исследования, подготовка оборудования, оформление результатов исследования и т.д., - средства научной деятельности: инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы обоснования и доказательства, - этика научной деятельности (ссылки на использованные работы, запрет плагиата и т.д.) | |
Особая отрасль общественного труда | - учреждения и организации (институты, лаборатории и т.д.), - система научных коммуникаций (издания, журналы, патентная служба, конференции), - дифференциация профессий, - наука как рынок (продажа знаний, конкуренция) |
Раздел 3. Типология культур
Примеры
Критерии: Уровни культуры | Обыденная культура: повседневная практика, которой не нужно было специально учиться. Накопление и передача социального опыта осуществляется в форме традиции, которая существует в устной (фольклорной) форме. Специализированная культура: профессиональная (требовала специального образования). |
Хозяйственный | Культура охотников и собирателей, культура скотоводов и земледельцев, промышленная (индустриальная) культура, постиндустриальная культура |
Многообразие деятельности | Материальная культура: выражена в артефактах - культура труда, культура быта, культура топоса (места жительства: дома, деревни, города), физическая культура. Духовная культура: выражена в знаковых системах (язык, обычаи, традиция и т.д.) - интеллектуальная культура, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная. |
Религиозный | Языческая, христианская, мусульманская |
Динамики | традиционная культура: восприятие мира как неразрывно-целостное, не подлежащее изменению; преобладание коллективистских установок; доминирование традиционности над новаторством; инновационная: доминирование новаторства над традиционностью, создание условий для технического и социально-экономического прогресса общества. |
Историческая типология
Выявляет определенные исторические периоды развития, классификация культуры по различным основаниям | - марксистская теория; - теории цикличного развития культуры; - эволюционистские теории; - неоэволюционистские теории. |
Марксистский подход | Выделение типов культур на основе формаций: первобытный тип культуры, рабовладельческий, феодальный, и др. |
Теории цикличного развития культуры Предшественник теорий: Д.Вико (рубеж XVII-XVIII вв.). Культура проходит три стадии: детство, юность и зрелость. Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби | В основе типологии принцип цикличности и многолинейности развития культуры |
Эволюционистский подход Л.Морган, Г.Спенсер, Э.Тайлор | Мировая культура как единый процесс, который имеет общие этапы для всех народов. Основой типологии культур стала европейская модель культуры (европоцентризм). |
Европоцентризм:
концепция, согласно которой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе
Античный тип культуры
Греческая античность | Римская античность |
1.Эгейский (крито-микенский, минойский) период – III-II тыс.до н.э. 2.Гомеровский – XI-VIII вв.до н.э. 3.Архаический – VIII-VI вв.до н.э. 4.Классический – V-IV вв.до н.э. 5.Эллинистический – IV-I вв.до н.э. | 1.Архаический (царский) – VII-V вв. до н.э. 2.Республиканский – V в. – 30-е гг. до н.э. 3.Имперский – 30-е гг. до н.э. – 476 г. н.э. |
Древняя Греция | Древний Рим |
Характерные черты культуры | |
Культ тела, культ личности, агон, гуманистичность | - в основе – греческие образцы, но – изменение масштабов (империя, а не полис), - политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям |
Высшие ценности: красота, разумность, мера и гармония | Высшие ценности: политика, война, управление. |
Главные сферы культуры | |
Философия, искусство | Политика, законотворчество (в связи с необходимостью управления империей была создана детально разработанная система гос.органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство) |
Философия | |
Переход от мифа к логосу. Значение: появление особого типа мышления (миф – это произвольный рассказ, где «истина» не раскрывается, а сообщается. Логос – это аргументация и доказательство, разумно-логические соображения). Развитие философии (стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине). Появление различных философских школ и направлений. Их отличительная черта: внимание к природе и кос |