Тема доклада: «Культурные и исторические основы проблемы сепарации в российской семье».
Культура представляет собой совершенный механизм приспособления человека к изменяющимся условиям окружающей среды как природной, так и социальной (человеческой), к внешним и внутренним обстоятельствам; является незаменимым условием социокультурной адаптации. Благодаря культуре человек использует для приспособления к окружающей среде и защиты от нее свои знания, умения и навыки. Основными носителями и трансляторами культуры для ребёнка являются родители. Т.о. все основные адаптационные навыки он получает из взаимодействия с родителями или лицами их замещающими. Но что есть в нашей культуре? Какие исторические события повлияли на неё и, тем самым, повлияли на взрослых, чьи дети сейчас столкнулись с серьёзной проблемой невозможности сепарации? В своём выступлении докладчик поделиться мыслями, открытиями и выводами, к которым он пришёл, размышляя над проблемой сепарации в российской семье. Через анализ русской культуры и истории, сравнивая семейные традиции различных стран, наблюдая процесс передачи трансгенерационной травмы, автор приходит к заключению, что проблема сепарации в российской семье относиться к конфликтам Супер-эго. Это позволяет определить источником проблемы фаллическую стадию развития, а не более ранние (оральную и анальную), как это определяют некоторые исследователи.
Маневский Сергей Евлампиевич,к.б.н., психолог-психоаналитик, тренинговый аналитик и супервизор IAAP, РПО, научный консультант конференции (Санкт-Петербург) он-лайн участие.
Тема доклада «Связь, привязанность, слияние: биологический, культурный, индивидуальный аспекты».
В докладе представлен круг проблем, с которыми сталкивается индивид на ранних этапах онтогенеза в норме и в деформированных формах в зрелом возрасте (нормальные и патологические диадные отношения). Анализ индивидуальных психических феноменов (клинические примеры) рассматривается в культурном и общебиологическом контекстах. Обращается внимание на возрастание в социуме искаженных форм привязанности в настоящее время.
Найдина Ирина Вячеславовна,клинический психолог, эксперт и преподаватель DIRFloortime, детский и семейный психолог, специалист по групповому психоанализу и групповой психотерапии, вице-президент Ассоциации специалистов сенсорной интеграции, член ЕКПП (Москва).
Тема доклада: «Использование концепции dir/floortime в игровой терапии детей с нарушением процессов сепарации-индивидуации».
Концепция DIR/Floortime широко используется в последнее время как метод игровой терапии при расстройствах аутистического спектра у детей и подростков. Методика позволяет не только корректировать когнитивную и эмоциональную сферу ребенка, но и влиять на глубинные ментальные процессы, которые так же страдают при аутизме. В частности, нарушение тонких эмоциональных взаимосвязей в системе мать-дитя, возникающее при аутизме, сопровождаются искажением процессов сепарации-индивидуации, что способствует усугублению когнитивного и аффективного развития ребенка. Данная игровая методика восстанавливает эмоциональное взаимодействие между матерью и ребенком, облегчает процессы сепарации, а также способствует формированию эффективного родительства.
Пачколина Анастасия Владимировна,психолог-психоаналитик, аналитический психолог, член ЕКПП (Самара).
Тема доклада «Подросток и обретение смысла».
Сепарация подростков в современном мире не имеет видимых и явных ритуалов перехода к обретению взрослой идентичности. Есть предположение, что внешняя реальность воспринимается подростками, в большей степени, как условность, а виртуальный мир становится ближе и "реальнее". В докладе поднимаются вопросы прохождения ребёнком подросткового периода через экзистенциональные переживания и поиск внешних форм для успешного отделения от родителей и формирования собственного мировозрения. Какова роль самого аналитика в сопровождение этого процесса, а также влияние культурно-исторической среды.
Романов Дмитрий Валентинович,заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Самарского государственного медицинского университета, к.м.н., доцент, председатель Правления Самарского психоаналитического общества.
Тема доклада: "Проблемы диагностики и психоаналитической терапии пограничного расстройства личности"
Доклад посвящен наиболее интригующему и широко распространенному психическому расстройству - пограничному расстройству личности. Представлена эволюция понятия пограничное расстройство, обсуждаются современные психодинамические и психопатологические концепции патогенеза ПРЛ, подходы к диагностике, конфликты сепарации и дефекты нарциссической регуляции при ПРЛ, основные принципы и техники психодинамической терапии расстройства. Представлены оригинальные шкалы диагностики ПРЛ.
Сидоренко Елена Дмитриевна, психоаналитически-ориентированный психолог, специалист ЕКПП, член правления ЕКПП РФ, сопредседатель по этике и член правления РО Самара (Самара)