Этап – освоение элементарного звукового анализа.
Предполагает умение выделить звуки в слове, посчитать их количество, слышать их мягкость или твердость, а также умение подбирать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук. Эти навыки очень пригодятся ребенку в школе. Занятия по развитию слухового внимания и фонематического слуха представлены в приложении № 2.
Воспитание речевого дыхания.
Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Поэтому очень важно в процессе высказывания рационально расходовать воздух, своевременно добирать его, чтобы сохранить плавность, легкость и длительность звучания голоса, т.е. правильно пользоваться речевым дыханием. Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых. Слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, наличие у многих детей верхнегрудного дыхания затрудняет нормальное голосообразование. Голос образуется путем колебания голосовых складок, приводимых в движение напором воздушной струи, контроль которого осуществляется центральной нервной системой. Многие малыши совершают вдох с резким поднятием плеч, часто почти перед каждым словом добирают воздух. Работа по формированию правильного речевого дыхания осуществляется в процессе общего речевого развития. Особое внимание обращается на тех детей, у которых дыхание в покое поверхностное, неровное, с привлечением мышц шеи. Необходимо добиваться, чтобы дошкольники вдох совершали бесшумно, быстро (одновременно через рот и нос), выдох – плавно, немного замедленно. Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно расходовать воздух в процессе протяжного произнесения звуков с учетом своевременного его добора. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух-трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2—3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста — фразы из трех — пяти слов. ( стр. 173 Борович А. М.
Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот. Дети среднего и старшего дошкольного возраста также выполняют задания, связанные с развитием протяжного и длительного выдоха на неречевом материале. В игровой форме они соревнуются, у кого дальше летит «снежинка», кто дольше сможет подуть на «листочки дерева». Можно предложить им передвигать при помощи воздушной струи по гладкой поверхности стола легкие предметы: карандаши, пластмассовые шарики, приводить в движение вертушки, выдувать мыльные пузыри и т.д.
Проводить дыхательные упражнения и игры нужно в хорошо проветриваемом помещении, не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды, одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка. Следует соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно (не поднимали плеч при вдохе, не втягивали живот при выдохе). Длительность упражнений не должна превышать 2 – 3 минут для детей младшего дошкольного возраста и 3 – 5 минут для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В процессе проведения дыхательных упражнений не следует добиваться полного выдоха. Игры по воспитанию речевого дыхания представлены в приложении № 3.
Формирование дикции.
Недостаточно развитая дикция отражается на ребёнке: он становится замкнутым, неусидчивым, резким. Падает его любознательность и успеваемость. Хорошая дикция – это чёткое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом формируются у ребёнка постепенно одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата, то есть формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
Для совершенствования дикции используются чисто – и скороговорки. Чистоговорка – это ритмичный речевой материал, содержащий сложное сочетание звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу – чу – цу – чу – чу, на ракете я лечу».
Цель использования скороговорки – тренировка дикционного аппарата – определяет методику преподнесения её детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает её несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу – послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться её запомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её.
Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорит медленно и четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми с самим воспитателем.
На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – подгруппами, например:
Первая подгруппа: Расскажите про покупки!
Вторая подгруппа: Про какие про покупки?
Все вместе: Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к воспитателю, чтобы остальные дети видели артикуляцию и мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребенка.
Таким образом, работа по выработке у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с привлечением различных методов и приемов обучения детей в специально организованной и в свободной деятельности детей.
Работа над выразительностью речи.
В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности - важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения». Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями. Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности - на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).
2. Пауза (временная остановка голоса в речи).
3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе).
4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).
5. Изменения громкости голоса.
6. Тембр.
Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.
В старших группах дети должны выражать разнообразные и тонкие чувства. У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность других, т.е. анализировать на слух некоторые качество речи.
Для формирования эмоциональности речи детей мною активно используются карточки с изображением различных эмоциональных состояний детей.
1. Упражнения с использованием карточек «эмоций»:
· Рассмотреть карточки и ответить, какие эмоции испытывает каждый из изображенных детей.
· Попросить объяснить, что такое « радость». Пускай ребёнок вспомнит, когда чувствует радость; как он выражает свою радость. Проработать таким же образом и остальные эмоции.
· Рассмотреть с ребёнком пиктограммы, которые схематично отображают эмоции.
· Ребёнок с закрытыми глазами вытягивает одну из карточек и с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, изображенное на карточке. Один ребёнок показывает, остальные угадывают.
· Дети самостоятельно рисуют различные виды настроения.
· Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление).
2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса.
· Упражнение « Эхо»: воспитатель произносит звук « А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Детям следует повторить.
· Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе и наоборот.
· Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья громко, четвертая тихо.
· Послушай текст, подумай, где нужно изменить силу голоса.
· Упражнение « Комар – медведь».Произнести заданную фразу либо высоким голосом ( «как комар»), если воспитатель показывает изображение комара, либо низким голосом («как медведь»), если показывают медведя.
. Сравни два текста.
Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста - разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.
Таким образом, от систематичной и кропотливой работы требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладею ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.
Вывод по главе №2.
В данной главе нами была проведена диагностика звуковой культуры речи у детей 5 – 6 лет, предложенную О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.. Проанализировав полученные результаты мы пришли к выводу о необходимости проведения работ по воспитанию звуковой культуры речи. Вообще, усвоение ребенком звуковой стороны слова - это сложнейшая работа, которая делится на следующие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и верное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, звуковой и слоговой анализ, действия со словами. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении этих сложных задач, нами были предложены рекомендации для родителей и воспитателей. Рекомендации подразделяются в зависимости от того в какой области необходимо проводить работу по воспитанию звуковой культуры речи, например:
· Развитие слухового внимания и фонематического слуха
· Воспитание речевого дыхания
· Формирование дикции
· Работа над выразительностью речи.
Проведенный нами анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень развития звуковой культуры речи у 90% детей экспериментальной группы находится на среднем уровне, на уровне ниже среднего 10%.
У детей экспериментальной группы среднеарифметическое составляет 2,92 балла, что соответствует среднему уровню развития звуковой культуры речи. Полученные данные свидетельствуют, что звуковая культура речи у детей 5 – 6 лет сформированы недостаточно и требуется коррекционно – педагогическая работа.
Заключение.
Формирование произносительной стороны речи - сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому ограничение речевого общения приводит к тому, что произношение формируется с задержками. В системе работы по обучению родному детей языку важное место занимает воспитание звуковой культуры речи. Культура речи - это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных коммуникативных целей. Цель данной работы состоит в исследовании проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Цель данной работы была достигнута. В первой главе работы были рассмотрены теоретические аспекты изучения звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста, а так же нами были изучены особенности звукопроизношения характерные для детей 5 – 6 лет. К ним относятся:
1. Дети имеют навыки звукового анализа, определяют место звука в слове.
2. Все звуки произносятся правильно и четко.
3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
4. У части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и сонорные).
Усвоение ребенком звуковой стороны слова - это сложнейшая работа, которая делится на следующие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и верное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, звуковой и слоговой анализ, действия со словами. Итак, в процессе воспитания звуковой культуры речи в детском саду педагог решает следующие задачи:
· Развитие слухового внимания
· Формирование правильного звукопроизношения
· Выработка правильного речевого дыхания.
· Умелое использование компонентов интонационной выразительности.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру звукопроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна вестись в двух направлениях:
- развивать артикуляционный аппарат, голосовой аппарат, речевое дыхание и на этой основе формировать произношение звуков, слов, чёткой артикуляции;
- развивать восприятие речи (слуховое внимание, речевой слух, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух).
Во второй главе работы было проведено исследование развития звуковой культуры речи у детей 5 – 6 лет, предложенную О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной.. Проанализировав полученные результаты мы пришли к выводу о необходимости проведения работ по воспитанию звуковой культуры речи. Вообще, усвоение ребенком звуковой стороны слова - это сложнейшая работа, которая делится на следующие этапы: вслушивание в звучание слова, различение и верное произношение звуков, самостоятельное вычленение их из слова, звуковой и слоговой анализ, действия со словами. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении этих сложных задач, нами были предложены рекомендации для родителей и воспитателей. Проведенный нами анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень развития звуковой культуры речи у 90% детей экспериментальной группы находится на среднем уровне, на уровне ниже среднего 10%.
У детей экспериментальной группы среднеарифметическое составляет 2,92 балла, что соответствует среднему уровню развития звуковой культуры речи. Полученные данные свидетельствуют, что звуковая культура речи у детей 5 – 6 лет сформированы недостаточно и требуется коррекционно – педагогическая работа.
Данная работа может иметь продолжение, так как нами ещё не было рассмотрено взаимодействие всего педагогического коллектива и родителей воспитанников для развития звуковой культуры речи у детей 5 – 6 лет.
Список литературы.
1. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку. - М.: Академия, 2002.
2.Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000
3. Арушанова А.Г. Истоки диалога.// Дошкольное воспитание. 2004, - № 11.
4. Безрогов В. Г. Мир детской речи.//Педагогика. 2005, - № 1.
5. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. – М.: Издательство Мир книги, 2008.
6. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2 – е издание. – М.: Мозайка – Синтез, 2005.
7. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи психолого - педагогические основы развития речи.- М., 2002.
8. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников – М.,2005.
9. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.-М.:Изд-во Института Психотерапии,2001.
10. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно – методическое пособие. 2 – е издание. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2009.
11. Алексеева М. М. Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 3 – е издание. – М.: Академия, 2000.
12. Сластёнин В. А. Исаев И. Ф. Шиянов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002.
13. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М., 2000.
14. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.
15. Быстров А. Л. Быстрова Е. С. Язык и речи. Развивающие игры – Харьков: Торсинг плюс, 2006.
16. Болотина Л. Р. Микляева Н. В. Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
17. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2 – е издание. – М.: Мозайка – Синтез, 2005.
18. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М.: Директ – Медиа, 2008.
19. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2006.
20. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у дошкольников. – М., 2009.
Приложение.
№ 1. Диагностика уровня развития звуковой культуры речи у детей 5 – 6 лет.
Для выявления уровня развития слухового восприятия детям предлагалась игра «Отгадай, что звучит?».
Цель игры: определить умение ребенка дифференцировать звучащие игрушки. Оборудование: деревянный молоточек и дудочку; металлический колокольчик и свисток; резиновый цыпленок-пищалка и погремушка, предметные картинки с изображениями данных игрушек, ширма. Процедура обследования: воспитатель показывает ребенку две игрушки, называет их, объясняет, как можно издавать звуки с помощью этих игрушек, и предлагает ребенку поиграть с ними. Затем воспитатель закрывает игрушки маленькой ширмой и производит за ней звук с помощью игрушек. Ребенок узнает и называет игрушки, при отсутствии речи ребенок должен показать, какая игрушка звучала. Для этого можно использовать предметные картинки с изображениями данных игрушек, предварительно проведя работу по соотнесению каждой игрушки с ее изображением на предметной картинке. Оценивание производится в баллах:
4 — дифференцирует все звучащие предметы;
3 — допускает неточности при дифференциации звучащих предметов;
2 — дифференцирует звучащие предметы по уточнению взрослого;
1 — не дифференцирует звучащие предметы.
Для выявления уровня состояния артикуляционной моторики детям предлагалось выполнить игровое упражнение «Зарядка для язычка».
Цель: исследовать состояние артикуляционной моторики. Процедура обследования: проводится с использованием игрового персонажа, при выполнении по подражанию воспитателю следующих упражнений: Улыбнись Мишке (широкая улыбка), чтобы подружиться;
Покажи Мишке, какой у слоника хоботок (вытянуть губы вперед);
Преврати язычок в лопатку (показать широкий язык);
Мишка боится пчел, у них есть жало, покажи «жало» (показать узкий язык); Мишка любит качаться на качелях, давай покажем Мишке, как умеет качаться наш язычок (положить язык сначала на верхнюю, потом на нижнюю губу);
Научи Мишку тикать, как часики (подвигать языком влево-вправо); Покатаем Мишку на лошадке (пощелкать языком);
Покажи Мишке, как зевает лев, когда устал (широко открыть рот и зевнуть). Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.
Выполнение задания оценивается в баллах:
4— все движения доступны, объем движения полный;
3— замедленное и напряженное выполнение движений;
2 — длительный поиск позы, неполный объем движения;
1- не выполняет движений.
Для выявления уровня состояния фонематического слуха предлагалось 2 задания. Игра «Покажи, что назову».
Цель: проверить способность ребенка дифференцировать на слух оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. Наглядный материал: пары предметных картинок кот-кит, бак-мак, миска-киска. Процедура обследования: Ребенку показывают пару картинок и предлагают показать тот предмет, который назвали.
Игра «Когда придет собачка?»
Цель игры: проверить способность ребенка к фонематическому анализу. Наглядный материал: предметные картинки (дом, рак, носки, рыбка, корзина, тапки), игровой персонаж Собачка. Процедура обследования: Ребенку предлагается с опорой на картинки показать собачку, как только он услышит в слове ее «рычание» — звук [р]. Для этого произносится слово и показывается соответствующая картинка, а ребенок поднимает или не поднимает собачку.
Выполнение задания оценивается в баллах:
4— все задания выполнены верно;
3— допускается ошибка, но исправляется самостоятельно;
2— допускаются ошибки, исправляются после повторного воспроизведения; 1- часть задания недоступна.
Для выявления уровня состояния звукопроизношения предлагалось 2 задания. Игра «Послушай и повтори».
Цель: проверить состояние произношения звуков детьми в звукосочетаниях. Наглядный материал: предметные картинки. Процедура обследования: Ребенок должен повторить вслед за воспитателем: как девочка укачивает куклу (А-а-а); как гудит поезд (У-у-у); как кричит ослик (И-и-и); как сердится щенок (О-о-о); как кричат дети в лесу (Ау); как плачет малыш (Уа); как мяукает кошка (мяу); как мычит корова (му); как лает собака (ав); как пищит цыпленок (пи-пи-пи); как кудахчет курица (Ко-ко-ко); как кричат гуси (Га-га-га).
Игра «Назови, что покажу».
Цель: проверить произношение звуков детьми в словах. Наглядный материал: предметные картинки, игровой персонаж Собака. Процедура обследования: Ребенку показывают картинки, Собачка просит его называть предметы (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит.
Оценивание выполнения этих заданий в баллах:
4— ребенок произносит все звуки;
3— не произносит сложные звуки: сонорные, или шипящие;
2— не произносит ни сонорные, ни шипящие.
1 — не произносит сложные звуки: сонорные, шипящие и свистящие.
Для выявления уровня общего звучания речи у детей предлагалось задание «Расскажи Мишке …».
Цель: определить уровни сформированности у детей таких качеств, как: сила голоса, темп, дикция и интонационная выразительность речи. Процедура обследования: Обследование проводится с использованием игрового персонажа. Ребенку предлагается рассказать: потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо, при этом обращается внимание на дикцию и интонационную выразительность.
Выполнения заданий оценивается в баллах:
4— ребенок произносит текст отчетливо;
3— нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;
2— речь невнятная, смазанная, возможны нарушения темпа, силы голоса.
1- разборчивость нарушена, речь малопонятная для окружающих, имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
.
№ 2. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
1 этап– узнавание неречевых звуков
Эти упражнения направлены, главным образом, на развитие физиологического слуха и слухового внимания.
Слушаем тишину
Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры соседей сверху, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда ребенок откроет глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам. Можно играть в эту игру дома, на детской площадке, на оживленном тротуаре, в деревне — каждый раз вы услышите разные звуки.
Угадай, что звучало
Послушайте с ребенком разные бытовые звуки: звон ложки о тарелку, шум воды, скрип двери, шелест газеты, шуршание пакета, падение книги на пол, скрип двери и другие. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.
Можно играть в эту игру с музыкальными инструментами: металлофоном, бубном, барабаном и так далее.
Шумелки
Несколько пластиковых баночек или контейнеров от киндер–сюрпризов наполните крупами: пшеном, гречкой, горохом, фасолью. Сделайте по два одинаковых контейнера. Попросить ребенка найти каждому контейнеру пару по звуку.