Тема 2. Теория самовоспитания
Модуль 1. Теории воспитания в начальной школе
Тема 1. Теория коллектива
1. Системное социальное качество, приобретаемое человеком в деятельности и межличностном общении и проявляющееся в социотипическом поведении, называется:
1) личность
2) индивид
3) индивидуальность
4) характер
2. Воспитание как социальное явление – это:
1) подготовка человека к жизни в данном и будущем обществе
2) взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на развитие личности ребенка
3) создание оптимальных условий для развития личности ребенка
4) воздействие на ребенка с целью формирования определенных качеств личности
3. Воспитание как педагогический процесс – это:
1) подготовка человека к жизни в данном и будущем обществе
2) взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на развитие личности ребенка
3) создание оптимальных условий для развития личности ребенка
4) воздействие на ребенка с целью формирования определенных качеств личности
4. Воспитание как педагогическая деятельность – это:
1) подготовка человека к жизни в данном и будущем обществе
2) взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на развитие личности ребенка
3) создание оптимальных условий для развития личности ребенка
4) воздействие на ребенка с целью формирования определенных качеств личности
5. Прогрессивно-регрессивный процесс и результат количественных и качественных изменений в психике и личности человека – это:
1) развитие личности
2) становление высших психических функций человека
3) достижение высокого уровня развития нравственных качеств
4) процесс актуализации задатков человека
6. Воспитание и развитие личности соотносятся следующим образом:
1) воспитание и развитие – независимые процессы
2) воспитание – процесс, направленный на развитие личности
3) воспитание – процесс, полностью определяющий развитие личности
4) развитие – процесс определяющий успешность воспитания
7. Роль коллектива в развитии личности заключается в том, что:
1) коллектив является фактором развития личности
2) коллектив нивелирует индивидуальность человека
3) коллектив принуждает человека к действиям, не соответствующим его желаниям
4) коллектив подготавливает человека к выполнению социальных ролей
8. Коллектив – это:
1) группа людей, объединенная общественно значимыми целями совместной деятельности
2) группа, где межличностные отношения носят сугубо деловой характер
3) группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями
4) группа, в которой взаимоотношения носят эпизодический характер
9. К стадиям развития коллектива, по А.Н. Лутошкину, относятся:
1) «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел»
2) номинальная группа, ассоциация, кооперация, конгломерат, коллектив
3) «первичный коллектив», «вторичный коллектив»
4) диффузная группа, просоциальная ассоциация, коллектив
10. Понятие «первичный коллектив» ввел:
1) А.С. Макаренко
2) А.Н. Лутошкин
3) Л.И. Новикова
4) В.А. Сухомлинский
11. Первичный коллектив – это:
1) первая стадия развития коллектива
2) коллектив, в котором сложились неформальные отношения
3) коллектив, в котором сложились деловые отношения
4) коллектив, члены которого непосредственно взаимодействуют
12. На первой стадии развития коллектива функция педагога заключается в:
1) создании условий для самоопределения и самореализации личности воспитанника
2) передаче функций управления активу
3) сплочении коллектива вокруг общей цели
4) установлении неформальных отношений внутри коллектива
13. Закон параллельного влияния на личность заключается в :
1) опосредованное влияние на коллектив через личность, на личность через коллектив
2) в свободе в межличностных отношениях
3) в одновременном влиянии на разных воспитанников
4) во влиянии воспитанников друг на друга
14. Качество личности, которое проявляется в приспособлении к мнению большинства, называется:
1) коллективизм
2) компромисс
3) конформизм
4) толерантность
Модуль 1. Теории воспитания в начальной школе
Тема 1. Теория коллектива
1. Системное социальное качество, приобретаемое человеком в деятельности и межличностном общении и проявляющееся в социотипическом поведении, называется:
1) личность
2) индивид
3) индивидуальность
4) характер
2. Воспитание как социальное явление – это:
1) подготовка человека к жизни в данном и будущем обществе
2) взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на развитие личности ребенка
3) создание оптимальных условий для развития личности ребенка
4) воздействие на ребенка с целью формирования определенных качеств личности
3. Воспитание как педагогический процесс – это:
1) подготовка человека к жизни в данном и будущем обществе
2) взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на развитие личности ребенка
3) создание оптимальных условий для развития личности ребенка
4) воздействие на ребенка с целью формирования определенных качеств личности
4. Воспитание как педагогическая деятельность – это:
1) подготовка человека к жизни в данном и будущем обществе
2) взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на развитие личности ребенка
3) создание оптимальных условий для развития личности ребенка
4) воздействие на ребенка с целью формирования определенных качеств личности
5. Прогрессивно-регрессивный процесс и результат количественных и качественных изменений в психике и личности человека – это:
1) развитие личности
2) становление высших психических функций человека
3) достижение высокого уровня развития нравственных качеств
4) процесс актуализации задатков человека
6. Воспитание и развитие личности соотносятся следующим образом:
1) воспитание и развитие – независимые процессы
2) воспитание – процесс, направленный на развитие личности
3) воспитание – процесс, полностью определяющий развитие личности
4) развитие – процесс определяющий успешность воспитания
7. Роль коллектива в развитии личности заключается в том, что:
1) коллектив является фактором развития личности
2) коллектив нивелирует индивидуальность человека
3) коллектив принуждает человека к действиям, не соответствующим его желаниям
4) коллектив подготавливает человека к выполнению социальных ролей
8. Коллектив – это:
1) группа людей, объединенная общественно значимыми целями совместной деятельности
2) группа, где межличностные отношения носят сугубо деловой характер
3) группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями
4) группа, в которой взаимоотношения носят эпизодический характер
9. К стадиям развития коллектива, по А.Н. Лутошкину, относятся:
1) «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел»
2) номинальная группа, ассоциация, кооперация, конгломерат, коллектив
3) «первичный коллектив», «вторичный коллектив»
4) диффузная группа, просоциальная ассоциация, коллектив
10. Понятие «первичный коллектив» ввел:
1) А.С. Макаренко
2) А.Н. Лутошкин
3) Л.И. Новикова
4) В.А. Сухомлинский
11. Первичный коллектив – это:
1) первая стадия развития коллектива
2) коллектив, в котором сложились неформальные отношения
3) коллектив, в котором сложились деловые отношения
4) коллектив, члены которого непосредственно взаимодействуют
12. На первой стадии развития коллектива функция педагога заключается в:
1) создании условий для самоопределения и самореализации личности воспитанника
2) передаче функций управления активу
3) сплочении коллектива вокруг общей цели
4) установлении неформальных отношений внутри коллектива
13. Закон параллельного влияния на личность заключается в :
1) опосредованное влияние на коллектив через личность, на личность через коллектив
2) в свободе в межличностных отношениях
3) в одновременном влиянии на разных воспитанников
4) во влиянии воспитанников друг на друга
14. Качество личности, которое проявляется в приспособлении к мнению большинства, называется:
1) коллективизм
2) компромисс
3) конформизм
4) толерантность
Тема 2. Теория самовоспитания
15. Самовоспитание личности – это:
1) спонтанные процесс саморазвития личности
2) своевременное и грамотное решение человеком своих личностных проблем
3) сознательная деятельность человека, направленная на развитие своей личности
4) актуализация своих способностей
16. «Соотношение» воспитания и самовоспитания выражается следующим образом:
1) способность к самовоспитанию – показатель успешности воспитания
2) способность к самовоспитанию определяет успешность воспитания
3) самовоспитание и воспитание – независимые процессы
4) воспитание не играет никакой роли в самовоспитании
17. Психологической основой самовоспитания является:
1) самосознание
2) самосовершенствование
3) самокоррекция
4) самоопределение
18. Когнитивный аспект самосознания включает феномены:
1) представления человека о себе (образы «Я»)
2) самоотношение
3) саморегуляцию
4) самодетерминацию
19. Эмоциональный аспект самосознания включает феномены:
1) представления человека о себе (образы «Я»)
2) самоотношение
3) саморегуляцию
4) самодетерминацию
20. Регулятивный аспект самосознания включает феномены:
1) представления человека о себе (образы «Я»)
2) самоотношение
3) саморегуляцию
4) самодетерминацию
21. Источником самовоспитания является:
1) потребность личности в развитии
2) противоречия между актуальным и потенциальным в личности
3) свойства личности как субъекта (ответственность, активность, способность к поступку)
4) самосознание человека
22. Движущими силами самовоспитания являются:
1) потребность личности в развитии
2) противоречия между актуальным и потенциальным в личности
3) свойства личности как субъекта (ответственность, активность, способность к поступку)
4) самосознание человека
23. Ведущим мотивом самовоспитания в детстве (до подросткового возраста) является:
1) изменение конкретных форм поведения под влиянием внешних требований
2) изменение своей личности через изменение поведения
3) изменение своей личности через реализацию стремления к самосовершенствованию
4) изменение своей личности через реализацию стремления к достижению социального статуса
24. Ведущим мотивом самовоспитания в подростковом возрасте является:
1) изменение конкретных форм поведения под влиянием внешних требований
2) изменение своей личности через изменение поведения
3) изменение своей личности через реализацию стремления к самосовершенствованию
4) изменение своей личности через реализацию стремления к достижению социального статуса
25. Ведущим мотивом самовоспитания в юношеском возрасте является:
1) изменение конкретных форм поведения под влиянием внешних требований
2) изменение своей личности через изменение поведения
3) изменение своей личности через реализацию стремления к самосовершенствованию
4) изменение своей личности через реализацию стремления к достижению социального статуса
26. Уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей называется:
1) личность
2) индивид
3) индивидуальность
4) субъект
27. Высший уровень развития личности (по С.Л. Рубинштейну) проявляется в качестве личности как:
1) субъекта своей жизни и деятельности
2) объекта внешних воздействий
3) индивидуальности
4) успешного коммуникатора
28. К педагогическим условиям самовоспитания относятся:
1) расхождение между образами «Я реальный» и «Я идеальный»
2) ситуации оценки, жизненные обстоятельства, временные ограничения жизни человека
3) стремление человека к самосовершенствованию
4) влияние значимых людей